LibClub.com - Бесплатная Электронная Интернет-Библиотека классической литературы

И. С. Аксаков Федор Иванович Тютчев БИОГРАФИЧЕСКИЙ ОЧЕРК Страница 14

Авторы: А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

    узских доктрин, вкусов и нравов, при недостатке сколько-нибудь строгой науки, при отсутствии воспитательного начала гражданской общественной жизни, при разрыве с своими собственными народными и бытовыми преданиями: ни убеждений твердых, ни крепких нравственных основ - вот чем была, по крайней мере в значительной части, русская общественная среда. Велика заслуга наших поэтов уже в том, что они не только не погибли в этой растлевающей обстановке, но еще умели и сами вознстись над нею, - даровать и обществу силу подъема, и орудие воспитания в художественной красоте своих произведений. Конечно, при этом немало было растрачено даром богатства души, свежести чувства, времени... Нелегко было из "питомцев Эпикура", "певцов пиров и сладострастья" - как они сами себя величали - выбраться целым на путь высшего поэтического творчества: для этого надобно было родиться Пушкиным. Приходится поистине изумляться упругости и мощи этого гения, который - не благодаря, а вопреки всем внешним условиям - успел в короткий срок своего поприща дойти до той художественной трезвости и полноты, какую явил он в позднейших своих творениях. Но то ли еще способрн был дать нам этот великий художник, если б его воспитание было иное, есди б сама окружающая жизнь могла сообщить его духу иное содержание? Как бы то ни было, но что вообще неприятно поражает в поэтах этой плеяды, рядом с яркой красотой форм, звуков и образов, особенно в первой половине их поэтической деятельности (у иных во второй) - это не только напускной цинизм и хвастовство разгульной праздностью, не только нравственное легкомыслие, суетность, фривольность (frivolit?), но некоторая, притом очевидная, скудность образования и бедность мысли, одним словом, пустота содержания.

    Судьба Тютчева, как мы уже узнаем, была иная. Благодаря 22-летнему пребыванию в Германии он не испытал влияния ни французского философского материализма, ни русской тлетворной обществрнной среды. Впрочем, в нем не видать было и немца, а видна была лишь печать глубокой всесторонней образованности и замечательной возделанности ума и вкуса. Та же печать лежит и на его стихотворениях, - чем и выделяются они из произведений других русских поэтов.

    Прежде всего, что бросается в глаза в поэзии Тютчева и резко, отличает ее от поэзии ее современриков в России - это совершенное отсутствие грубого эротического содержания. Она не знает их "разымчивого хмеля", не воспевает ни "цыганок" или "наложниц", ни ночных оргий, ни чувственных восторгов, ни даже нагих женских прелестей; в сравнении с другими поэтами одного с ним цикла, его муза может назваться не только скромной, но как бы стыдливой. И это не потому, чтобы психический элемент - "любовь" - не давал никакого содержания его поэзии. Напротив. Мы уже знаем, какое важное значение в его судьбе, параллельно с жизнью ума и высшими призывами души, должно быть отведено внутренней жизни сердца, - и эта жизнь не могла не отразиться в его стихах. Но она отразилась в них только той стороной, которая одна и имела для него цену, - стороной чувства, всегда искреннего, со всеми своими последствиями: заблуждением, борьбой, скорбью, рамкаянием, душевной мукой. Ни тени цинического ликования, нескромного торжества, ветреной радости: что-то глубоко-задушевное, тоскливо-немощное звучит в этом отделе его поэзии. Мы уже довольно говорили об этом выше, очерчивая его личный нравственный образ, и привели несколько его стихов. Чтобы еще точнее определить мотив любви в его поэзии, приведем еще некоторые наиболее характеристические пьесы, хоть в отрывках. Вот, например:



    Не верь, не верь поэту, дева;

    Его своим ты не зови -

    И пуще пламенного гнева

    Страшись поэтовой любви.



    Его ты сердца не усвоишь

    Своей младенческой душой,

    Огня палящего не скроешь

    Под легкой девственной фатой.



    Поэт всесилен, как стихия,

    Не властен лишь в себе самом...

    Невольно кудри молодые

    Он обожжет своим венцом.



    Вотще поносит или хвалит

    Поэта суетный народ:

    Он не стрелою сердце жалит,

    А как пчела его сосет.



    Твоей святыни не нарушит

    Поэта чистая рука,

    Но мимоходом жизнь задушит

    Иль унесет за облака.



    В другом стихотворении он говорит:



    О, как убийственно мы любим,

    Как в буйной слеиоте страстей

    Мы то всего вернее губим,

    Что сердцу нашему милей!



    Давно ль, гордясь своей победой,

    Ты говорил: она моя...

    Год не прошел, спррси и сведай,

    Что уцелело от нкя?..



    И что ж от долгого мученья

    Как пепл сберечь ей удалось?

    Боль, злую боль ожесточенья,

    Боль без отрады и без слез!



    О, как убийственно, мы любим, и пр.



    Или врт следующее стихотворение:



    Любовь, любовь - гласит преданье -

    Союз души с душой родной,

    Их съединенье, сочетанье,

    И роковое их слиянье,

    И поединок роковой.

    И чем одно из них нежнее

    В борьбе неравной двух серднц,

    Тем неизбежней и вернее,

    Любя, страдая, грустно млея,

    Оно изноет наконец...



    Укажем еще на пьесы: "С какою негою, с какой тоской влюбленной", "Последняя любовь", "Я очи знал, о эти очи", "О не тревожь меня укорой справедливой" и т. д. Если мы впсомним затем следующие стихи, которыми, будто заключительным аккордом, повершается весь этот отдел стихотворений "не властного в себе самом" поэта, именно:



    Пускай страдальческую грудь

    Воьнуют страсти роковые;

    Душа готова, как Мария,

    К ногам Христа навек прильнуть, -



    то мы будем иметь полное понятие об этом мотиве его поэзии.

    Но самое важное отличие и преимущество Тютчева - это всегда неразлучный с его поэзией элемент мысли. Мыслью, как тончайшим эфиром, обвеяно и проникнуто почти каждое его стихотворение. Большей частью мысль и образ у него нераздельны. Мыслительный процесс этого сильного ума, свободно проникавшего во все глубины знания и философских соображений, в высшей степени замечателен. Он, так сказвть, мыслил образами. Это доказывается не только его поэзией, но даже его статьями, а также и его изречениями или так называемыми mots или bons mots *, которыми он прославился в свете едва ли не более, чем стихами. Все эти mots были не что иное, как ироническая, тонкая, нередко глубокая мысль, отлившаяся в соответственном художественном образе. Мысль в его стихотворениях вовсе не то, что у Хомякова или у Баратынского. Поэтические произведения Хомякова - это как бы отрывки целой, глубоко обдуманной, исторически-философской или нравственно-богословской системы. Искренность убеждения, возвышенность духовного строя, жар одушевления придают многим его стихотворениям силу увлекательную. Но если мысль его способна восходить до лиризма, все же она, втиснутая в рифмы и размер, в рамки стихотворения, не вмещается в них, перевешивает художественную форму в ущерб себе и ей; художественная форма ее теснит и сама насилуется. Читая его стихи, вы забываете о художнике и имеете в виду высоко нравственного мыслителя и проповедника. Впрочем, это сознавал и сам Хомяков, как мы видели из вышеприведенного его письма к А. Н. Попову о Тютчеве. Что же касается до Баратынского, этогоз амечательного оригинального таланта, то его стихи бесспорно умны, но, - так нам кажется, по крайней мере, - это ум - остуживающий поэзию. В нем немало грации, но холодной. Его стихи согреваются только исвренностью тоски и разочарования. Пушкин недаром назвал его Гамлетом; у Баратынского чувство всегдам ыслит и рассуждает. Там же, где мысль является отдельно как мысль, она, именно по недостатку цельности чувства, по недостатку жара в творческом горниле поэта, редко сплавляется в цельный поэтический образ. Он трудно ладит с внешней художественной формой; мысль иногда торчит сквозь нее голая, и рядом с прекрасными стихами попадаются стихи нестерпимо тяжелые и прозаические (например, его "Смерть"). Исключение составляют три-четыре истинно превосходных стихотворения.

    У Тютчева, наоборот, поэзия была той психической средой, сквозь клторую преломлялись сами собой лучи его мысли и проникали на свет Божий уже в виде поэтического предстмвления. У него не то что мыслящая поэзия, - а поэтическая мысль; не чувство рассуждающее, мыслящее, - а мысль чувствующая и живая. От этого внешняя художественная форма не является у него надетой на мысль, как перчатка на руку, а срослась с нею, как покров кожи с телом, сотворена вместе и одновременно, одним процессом: это сама плоть мысли. Мы уже отчасти объяснили этот процесс, приводя выше стихотворение "Слезы". Вот еще пример:



    Пошли, Господь, свою отраду

    Тому, кто в летний жар и зной,

    Как бедный нищий мимо саду,

    Бредет по жаркой мостовой.



    Кто смотрит вскользь через ограду

    На тень деревьев, злак долин,

    На недоступную прохоаду

    Роскошных, светлых луговин.



    Не для него гостеприимной

    Деревья сенью разрослись;

    Не для него, как облак дымный,

    Фонтан на воздухе повис.



    Лазурный грот, как из тумана,

    Напрасно взор его манит,

    И пыль росистая фонтана

    Его главы не освежит.



    Пошли, Господь, свою отраду

    Тому, кто жизненной тропой,

    Как бедный нищий мимо саду,

    Бредет по знойной мостовой.



    Здесь мысль стихотворениия вся в аналогии этого образа нищего, смотрящего в жаркий летний день сквозь решетку роскошного прохладного сада, - с жизненным жребием людей-тружеников. Но эта аналогия почти не высказана, обозначена слегка, намеком, в двух словах в последней строфе, почти не замечаемых: жизненной тропой, а между тем она чувствуется с первого стиха. Образ нищего, вероятно, в самом деле встреченного Тютчевым, мгновенно осенил поэта сочувствием и - мыслью об этом сходстве. Мысль, вместе с чувством, проняла насквозь самый образ нищего, так что поэту достаточно было только воспроизвести в слоуах один этот внешний образ: он явился уже весь озаренный тем внутренним значением, которое ему дала душа поэта, и творит на читателя то же действие, которое испытал сам
    Страница 14 из 16 Следующая страница



    [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ] [ 9 ] [ 10 ] [ 11 ] [ 12 ] [ 13 ] [ 14 ] [ 15 ] [ 16 ]
    [ 1 - 10] [ 10 - 16]



При любом использовании материалов ссылка на http://libclub.com/ обязательна.
| © Copyright. Lib Club .com/ ® Inc. All rights reserved.