LibClub.com - Бесплатная Электронная Интернет-Библиотека классической литературы

И. С. Аксаков Федор Иванович Тютчев БИОГРАФИЧЕСКИЙ ОЧЕРК Страница 7

Авторы: А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

    нный путь пройден русчкой мыслью! какое полное видоизменение в умственном строе русского общества! Во всем этом движении, этой борьбе Тютчев не имел ни заслуги, ни участия. Он оставался совершенно в стороне, и, к сожалению, у нас нет ни малейших данных, которые бы позволили судить, как отозвались в нем и внешние события, например 14-е декабря и т. п., и явления духовной общественной жизни,-отголосок которых все же мог иногда доходить и до Мюнхена. Уехав из России, когда еще не завершилось издание "Истории" Карамзина, только что раздались звуки поэзии Пушкина, обаяние Франции было еще всесильно и о духовных правах русской народности почти не было, и речи, Тютчев возвращается в Россию, когда замолк и Пушкин, и другие его спутники-поэты, когда Гоголь уже издал "Мертвые души", когда нравственное владычество Франции было почти совсем свергнуто, благодаря немцам и толки о народности, борьба не одних литературных, но и жизненных общественных направлений, занимала все умы... Что же выработал за границей его ум, так долго и одиноко созревавший в германской среде? Явился ли он "отсталым" для России, но передовым представителем евроеейской мысли? Какое последнее слово западного просвещения принесет он с собой?

    Он и дейатвительно явился представителем европейского просвещения. Но велико же было удивление русского общества, и особенно тогдашних наших западников, когда оказалось, что результатом этого просвещения, так полно усвоенного Тютчевым, было не только утверждение в нем естественной любви к своему отечеству, но и высшее разумное е еоправдание; не только верование в великое политическое будущее России, но и убеждение в высшем мировом призвании русского народа и вообще духовных стихий русской народности. Тютчев как бы перескочил четез все стадии русского общественного двадцатидвухлетнего движения и, возвратясь из-за границы с зрелой, самостоятельно выношенной им на чужбине думой, очутился в России как раз на той ступени, на которой стояли тогда передовые славянофилы с Хомяковым во главе. А между тем Тютчев вовсе не знал их прежде да и потом никогда не был с ними в особенно тесных сношениях. Правда, он всегда говаривал, что ни с кем встреча не была так плодотворна для его мысли, как именно с Хомяковым и его друзьями, - и это понятно: он нашел то, чего не ожидал, - поччти полное подтверждение его собственных, одиноко выработанных воззрений, почти тождественную с его мнениями систему, опиравшуюся на ближайшем изучении русвкой истории и народного быта, - а этого изучения ему именно и недоставало. Силой собственного труда, идя путем совершенно самостоятельным, своеобразным и независимым, без сочувствия и поддержки, без помощи тех непосредственных откровений, которые каждый, неведомо для себя, почерпывает у себя дома, в отечестве, иж окружающих его стихий церкви и быта, - напротив: наперекор окружавшей его среде и могучим влиянияа, - Тютчев не только пришел к выводам, соверенно сходным е основными славянофильскими положениями, но и к их чаяниям и гаданиям, - а в некоторых политических своих соображениях явился еще более крайним. Мы не имеем возможности соследить постепенный ход его мысли за границей, но можем отметить, даже в начале его заграничного пребывания, замечателтную самобытность его ума в отношении к авторитетам западной науки.

    Вообще Тютчев, как можно заключать по некоторым данным, хотя и жадно воспринимал в себя сокровища западного знания, но не только без благоговения и подобострастия, а с полной свободой и независимостью. Он с самого начала как бы судил Запад. Тот же иностранец приводит слова Тютчева по поводу борьбы Карла X с народным представительством во Франции, разрпзившейся Июльской революцией... Тютчев даже и тогда проводил различие между революцией как отпором незаконной власти и революцией как теорией, революцией, возведенной в право, в принцип. Он обличал в этой революции присутствие целого нового культа, целого революциозного вероисповедания, которое, по мнению Тютчева, связывалось с общим историческим ходом философской и религиозной мысли на Западе. Потому Тютчев еще в 1830 году предсказывал последовательный ряд революций, - неминуемое наступление для Европы революционной эры. Такой взгляд в молодом человеке и в ту именно пору, когда события Июльских дней кружили гтлову всей молодежи и приветствовались ею с энтузиазмом, а учреждение Июльской конституционной монархии во Франции казалось, дмже и более зрелым головам, чуть не разрешением всех политических задач, прчным залогом народного благоденствия, высшей нормой общественноо бытия и прочее, такой взгляд, конечно, обнаруживал редкую самостоятельность.

    Не менее поразительным является и написанное им в 1841 году послание к Ганке. В России, собствеено говоря в Москве, в то время тглько что начинали заыязываться непосредственные сношения с славянскими племенами Австрии и Турции; вернее сказать, эти сношения с передовыми людьми славянства существовали и раньше, но трлько у очень немногих русских ученых, филологов, археологов и историков; почин в этом деле принадлежал М. П. Погодину. Только в начале сорокшвых годов это стремление к теснейшнму сближению с славянским миром стало принимать у нас характер общественный, и значение духовной и племенной связи России с славянами начало постепенно входить в наше историческое самосознание. Но носителем и представителме такого самосознания был еще очень небольшой кружок, тогда еще и не прозванный "славянофильским". Это Московское движение оставалось в то время еще совершенно чуждым и едва ли даже ведомым Тютчеву, и хотя идея панславизма уже бродила тогда между западными славянами, однаво же мало была известна немцам, среди которых жил Тютчев. Таким образом то отношение, в которое Тютчев мыслью и сердцем стал к славянскому вопросу в 1841 году, было его личным делом; его послание к Ганке написано не с чузого голоса, а есть самостоятельный голос. Он лично посетил Прагу. Вот несколько строк из этого послания:



    Вековать ли нам в разлуке?

    Не пора ль очнуться нам

    И подать друг другу руки,

    Нашим братьям и друзьям?

    Веки мы слепцами были,

    И как жалкие слепцы,

    Мы блуждали, мы бродили,

    Разбрелись во все концы...



    И вражды безумной семя

    Плод сторичный принесло:

    Не одно погибло племя

    Иль в чужбину отошло.

    Иноверец, иноземец

    Нас раздвинул, разломил:

    Тех обезъязычил немец,

    Этих турок осрамил...



    Вот среди сей ночи темной

    Здесь, на Пражских высотах,

    Доблий муж рукою скромной

    Засчетил маяк впотьмах.

    О, какими вдруг лучами

    Осветились все края!..

    Обличилась перед нами

    Вся Славянская земля!



    Рассветает над Варшавой,

    Киев очи отворил,

    И с Москвой золотоглавой

    Вышеград заговорил.



    И наречий братских звуки

    Вновь понятны стали нам, -

    Наяву увидят внуки

    То, что снилося отцам!



    М. П. Поодин в своей статье по поводу кончины Тютчева также свидетельствует, что когда он, после 20 лет разлуки с Тютчевым, "увидался с ним и услышал его в первый раз, после всех странствий, заговорившего о славянском вопросе, то не верил ушам своим", хотя, прибавляет Погодин, "этот вопрос давно уже был предметом моих занятий и коротко мне знаком".

    В том же 1841 году написано Тютчевым в Мюнхене стихотворение по случаю перенесения праха Наполеона с острова Святой Елены в Париж. Это событие вдохновило и в России многих наших поэтов, в том числе и Хомякова в Москве. Но замечательно то, что стихотворения как мюнхенского старожила и дипломата, так и москвича-славянофила сходны между собой в основных, существенных мотивах, которых не затронули другие поэты. И Тютчева и Хомякова воспоминание о Наполеоне приводит к мысли, что сила этого гордого гения сокрушилась не о вещественную мощь России, а о нравственную силу русского народа, - его смиение и веру. Наконец оба по поводу завершения, так сказать, Наполеоноа эпоса обращают свои взоры к пробуждающемуся Востоку.

    Вот отрывкп из стихотворения Тютчева о Наполеоне:



    Два демона ему служили,

    Две силы чудно в нем слились:

    В его главе орлы парили,



    В его груди змеи вились...

    Но освящающая сила,

    Непостижимая уму,

    Его души не озарила

    И не приблизилась к нему.

    Он был земной; не Божий пламень,

    Он гордо плыл, смиритель волн;

    Но о подводный веры камень

    В щепы разбился утлый челн.



    И ты стоял - перед тобой Россия!

    И вещий волхв, в предчувствии борьбы,

    Ты сам сдова промолвил роковые:

    "Да сбудутся ее судьбы!.."

    Года прошли, и вот из ссылки тесной

    На родину вернувшийся мертвец,

    На берегах реки, тебе любезной,

    Тревожный дух, почил ты наконец,

    Но чуток сон и, по ночам тоскуя,

    Порою встав, ты смотришь на Восток...



    У Хомякова:



    И в те дни своей гордыни

    Он пришел к Москве святой,

    Но спалил огонь святыни

    Силу гордости земной...



    И потом:



    Скатилась звезда с омраченных небес,

    Величье земное во прахе!..

    Скажите, не утро ль с Востока встает?

    Не новая ль жатва над прахом растет? и проч.



    В статье "Россия и Германия", написанной и напечатанной им за границей в 1844 году, уже намечаются автором, еще слегка и неполно, черты его политической и исторической думы, которой полное выражение мы находим в его позднейших статьях, стихах и письмах. В этом письме своем к д-ру Кольбу он прямо противопоставляет Западной Европе - "Европу Восточную", то есть Россию; он называет Россию "целым миром, единым в своем основном духовном начале", "более икренне-христианским, чем Запад", "империю Востока, для которой первая империя византийских кесарей служила лишь слабым и неполным предначертанием и которой остается лишь окончательно сложиться, - что неминуемо, в чем и заключается так называемый Восточный вопрос". Не подлежит сомнению, что подобное политическое вероисповедание не было в то время еще никем заявлено в русской литературе, особенно так прямо и положительно, и нельзя не удивляться спокойной см
    Страница 7 из 16 Следующая страница



    [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ] [ 9 ] [ 10 ] [ 11 ] [ 12 ] [ 13 ] [ 14 ] [ 15 ] [ 16 ]
    [ 1 - 10] [ 10 - 16]



При любом использовании материалов ссылка на http://libclub.com/ обязательна.
| © Copyright. Lib Club .com/ ® Inc. All rights reserved.