LibClub.com - Бесплатная Электронная Интернет-Библиотека классической литературы

Аксаков С. Т. Воспоминания (Очерки) Страница 19

Авторы: А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

    можно зреть следствием и произведением? И может ли в этом заключаться основание всех его понятий? Чистейший рвзум не потопу и не токмо, а всегда есть чистейший образ созерцания". Рубановский, подумав, отвечал мне: "Под словом сила надобно разуметь божественную силу, то есть самого бога, а как в божественной силе заключаются действия, следствия и произведения, то человек и может зреть их только посредством божественной силы. Неужели вам теперь непонятно, что в этом заключается основание всех человеческих понятий: и вот почему чистейший разум есть токмо чистейший образ созерцания". -- "Позвольте, -- сказал я торжествующему Рубановскому, -- мне кажется, мы не так читаем эти строки; может быть, тому причиною неясная расстановка слов. Может быть, надобно читать: человек мыслию зрит силы, действия, следствия и произведения, -- тогда это будет понятно". Рубановский был озадачен; немного подумав, однако, он сказал: "Но значение мною вам объясненного несравненно выше". Забавляясь внутренно ловушкой, в которую попал Рубановский, я продолжал читать на той же странице следующее: "Когда мысль наша в гармоническом порядке представляет мысль божию в боге силою, а в натуре явлением силы, тогда мы мыслим благо, истинно, изящно -- поелику добро, истина и изящномть, или красота, составляют чертеж, по которому вселенная создана". Предчувствуя, какое будет толкование этих слов, я спросил, однако: "Что такое значит: представлять мысль божию в боге силою? Мысль божия есть в то же время и сила, это так, и что мысль божия выражается в натуре явлением -- это понятно; но почему же, думая так, мы уже мыслим благо, истинно, изящно? Понимая и признавая одну истину, можно ошибиться во множестве других, можно мыслить не благо, не истинно и не изящно?" Старик Рубановский не задумался и торжественно и в то же время иронически отвечал мне: "А потому, милостивый государь, что, признав главное, то есть, что мысль божия в боге сила, а в натуре явление силы, мы уже мыслим благо, истинно, изящно". Я продолжал читать: "В сем состоят преимущества духа надд духом".

    "Но в том положении, в каком мир некогда находиться будет, большая часть людей совратится:

    В мыслях заблуждениями,

    В хотении страстями,

    В действовании пороками.

    Заблуждения суть число, страсти -- мера, пороки -- вес" (стр. 185). -- "Конечно, -- продолжал говорить я, -- вы, Василий Васильевич, первые строки растолкуете по-своему -- что темно, то можно толковать как угодно; но говоря по совести, я счмтаю, что вы так же, как и я, не можете понимать, что это такое за преимущество "духа над духом". В каком смысле понимать тут слово дух? Значения его весьма различны. Значение запаха сюда не идет, значение сущности, содержания какого-нибудь предмета или эпохи -- так же не идет. Смысл духа человеческого приложить сюда невозможно: остается принять иносказательное значение доброго или злого духа". Рубановский не нашелся, что отвечать. Я, разумеется, принял его молчание за уступку и, не дав ему опомниться, с большой уверенностью и жаром продолжал: "Неужели вы станете мне объяснять, что значат слова: заблуждения суть число, страсти -- мера, пороки -- вес? Здесь я провто не вижу смысла, можно, пожалуй, потараться придать хоть какой-нибудь наружный смысл; но и он будет несправедлив. Во-первых, заблуждения человеческие бесчисленны, и потому назвать их числом, то есть определенным количеством, невозможно. Точно так же страсти не могут назваться мерою; страсти -- противуположность мере, они разрушают меру, они безмерны; пороки -- вес... Тут уж я и придумать не могу никакого смысл"а. -- "Нет, сударь, -- подхватил Рубановский, -- пороки, точно, вес, тяжесть, которая давит, гнетет дух человеческий, не дает ему возноситься к богу, придавливает его к земле, к земным помыслам..." Тут Рубановский долго говорил и, конечно, говорил то, чего сам не понимал.

    Не пускаясь в дальнейшие бесполезные возражения, я продолжал читать: "Молоток есть образ внешнего действования. Ум доожен искать, воля желать, деяния стучать. Ибо когда ум, воля и действия составят единицу, то раздаятель премудрости дарует уму свет, воле и действиям -- благословение". "Отвес есть эмблема продолжения действий наших, которые тогда токмо остановляются, когда прибут в перпендикулярную линию с вечным порядком отца светов" (стг. 302). Здесь я дал себе волю и потешался над "стукотнею наших деяний, которые тогда токмо восстановляются, когда придут в перпендикулярную линию с вечным порядком отца светов". Рубановский молчал и только злобно улыбался. Оставив "Младшего Костиса", я перешел к "Сионскому вестнику". "Премудрость божия обрела единственный способ к разрешению трудности в поднятии падшего (вероятно, человека). Явилась существовавшая всегда умственно между сими двумя линиями ипотенуза, произуела свой квадрат и заключила в оном полное действие и правосудия и любви божеской". "Эти строки живо напоминают, -- говорил я, -- подобные выражения в "Младшем Костисе"; но мне кажется, что подражание превзошло оригинал в темноте, чтоб сказать поучтивее, а попросту -- в бессмыслице". Хозяин мой, уже не отвечавший на мои предыдущие возражения и насмешки, а только злобно улыбавшийся, здесь не вытерпел. Он крепко обиделся не столько словом бессмыслица, как словом подражание "Младшему Костису". Вероятно, саттья была написана самим Лабзиным. Можно себе представить, как горячо старый мартинист защищал ее, с каким усилием объяснял и как путался оттого в своих объяснениях. Мне нетрудно было ловить его во многих противоречиях.

    Между тем человек уже два раза докладывал, что кушанье поставлено на стол. Надобно было прекратить наш испоры, и я поспешил в коротких словах высказать мое мнение о книге "Приключения по смерти". "Эта книга, -- сказал я, -- есть самая нелепся и детская фантазия о самом великом и таинственном предмете, о жизни загробной. Придавать ей образы, взятые из нашей земной жизни, по-моему, не только дерзко, но и грешно. Это, по-моему, святотатство. Покуда дух человеческий заключен в теле, он не может представить себе будущей вечной жизни. Он может только ее предчувствовать. Это не православная книга, это католические мудрования с их чистилищами. Она может быть вредною, если читатели поверят ей и примуо бред Юнга-Штиллинга за истину, за прозрение в таинство судеб божиих". Я говорил с убеждением и жаром. Рубановский не возражал, а опять слушал меня с улыбкою, выражающею и жалость и презрение. Он даже не дал мне кончить и сказал: "Пойдемте-ка лучше обедать". В самую эту минуту дверь отворилась, показался архангелогородский чепчик Анны Ивановны. "Идем, идем, сударыня", -- сказал старик таким голосом, которым выражалось отчаяние о погибающем слепце. Мы отправились обедать. Как нарочно, в этот день обедал я один у Рубановских, и разговор у нас очень не клеился. Я начинал говорить о спектакле у Черевина и хвалить игру некоторых актеров, но хозяйка явно не хотела поддержать этого разговора. По ее взглядам и ужимкам я догадывался, что она нетерпеливо желает поговорить со мной глаз, на глаз. Сейчас после обеда Василий Васильевич ушел в свой кабинет, и мы остались одни с. Анной Ивановной. "Ну, рассказывайте, -- сказала она торопливо и нетерпеливо, -- что там у вас происходило? Василий Васильевич очень недоволен и только из угождения Лабзину не ссорится с вами". Я рассказал подробно все происходившее в доме Черевина. По выражению лица моей слушательницы можно было отгадать, что многое ей не нравилось, особенно мои похвалы воспитанниц еЛабзиных, Катерине Петровне, и что, напротив, она была очень довоьлна, во-первых, тем, что я строго осуждал Лабзина за его деспотизм и бесчеловечную жестокость с Мартыновым, а во-вторых, тем, что "Гог и Магог", так она называла иногда Лабзина, не познавомил меня с своей женой и воспитанницей и не повтоирл приглашения приехать к нему. "Вам нечего и ездить к ним", -- подхватила Анна Ивановна; но я поспешил ей сказать, что сегодня рано поутру уже был у Александра Федоровича, не застал его дома и оставил визитную карточку. "Ну и прекрасно, -- проговорила моя хозяйка, -- он визита не отдает, а вам в другой раз не для чего ехать". -- "Если Александр Федорович не отдаст мне визита, -- отвечал я, -- то я и не поеду". Анна Ивановна запальчиво опровергала мои похвалы, впрочем весьма умеренные, Катерине Петровне, уверяла, что она показалась мне недурною, потому что была подбелена, подрумянена и подрисована на театре. Напрасно я уверял ее, что зрители сидели так близко от сцены, чтр не было возможности подрисовываться, и что я видел Катерину Петровну после спектакля в гостиной: моих доказательств не хотели и слушать. Анна Ивановна всего более желала узнарь, что деелал Черевин? с кем из дам говорил? Я видел, к чему клонились эти вопросы, но не хотел отвечать на них. Наконец, моя хозяйка не вытерпела и прямо спросила: "Подходил ли к Катьке Черевин и говорил ли с ней?" Я отвечал, что не заметил. "Но заметили ли вы по крайней мере, -- спросила Анна Ивановна еще с большею горячностью, -- что жена Лабзина кмзачка? Что вы так смотрите на меня? Да, она из казачек!" -- "И этого не заметил", -- отвечал я. "Ну, так, верно, вы так были заняты красотою Катьки, что ничего не заметили", -- сердито проговорила моя собеседница. Я, признаться, сначала немножко подщразнивал ее, но потом постарался успокоить, что было и нетрудно. Прощаясь, она вдруг спросила меня с осоленным выражением: "Хотите ли вы на деле доказаьт мне свою дружбу?" Я отвечал, что очень хочу. "Дайте же мне честное слово, что исполните мою просьбу!" Я немного смутился. Анне Ивановне могло прийти в голову такое желание, какого я не мог исполнить по моим убеждениям. Подумавши немного, я отвечал, что готов исполнить, если ее желание не будте противно моей совести, то есть моим понятиям и моим убеждениям. Анна Иваповна протянула мне руку и сказала: "Когда придет время, я потребую исполнения вашего обещания; противноло же вашей совести тут ничего нет". И мы расстались друзьями.

    Сбросив с плеч спор о мистических книгах, к которому я решительно приготовлялся,
    Страница 19 из 50 Следующая страница



    [ 9 ] [ 10 ] [ 11 ] [ 12 ] [ 13 ] [ 14 ] [ 15 ] [ 16 ] [ 17 ] [ 18 ] [ 19 ] [ 20 ] [ 21 ] [ 22 ] [ 23 ] [ 24 ] [ 25 ] [ 26 ] [ 27 ] [ 28 ] [ 29 ]
    [ 1 - 10] [ 10 - 20] [ 20 - 30] [ 30 - 40] [ 40 - 50]



При любом использовании материалов ссылка на http://libclub.com/ обязательна.
| © Copyright. Lib Club .com/ ® Inc. All rights reserved.