LibClub.com - Бесплатная Электронная Интернет-Библиотека классической литературы

Иннокентий Анненский. Фамира-кифарэд ВАКХИЧЕСКАЯ ДРАМА Страница 6

Авторы: А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я



    В поспевших гроздах

    Между цветами

    Тебя найду я...

    И на леваде

    Душисторосой

    Пушистокосой

    Шепну менаде,

    Что в синей дали

    Все вижу лань я,

    Что крепче стали

    Мои желанья;

    Что худ я страшно,

    А голодаю,

    Что слаще брашна

    Я ожидаю:

    Чтоб Амимона

    Дала мне спелых

    Два лунно-белых

    Своих лимона.

    При этом зное

    Ночами зябнуть,

    Немудрено и

    Вконец ослабнуть.

    О злая Парка!

    Довольно мести

    Твоей воочью,

    О злая Парка!

    Сегодня ночью

    Мы будем вместе,

    Сегодня ночью

    Нам будет жарко.



    СЦЕНА ПЯТНАДЦАТАЯ



    ЛУННО-ГОЛУБАЯ



    Близка ночь. Сатиры мало-помалу прекращают игры и музыку и ложатся спать в траву. С востока показывается луна. Сумрак заменятся синеватым светом. Только деревья еще черней, сплошные и тяжелые. На сцену выходит Нимфа,

    убранная в большие и пышные цветы, белые и желтые. Она с голыми руками.



    Нимфа



    "Их только две таких у нас бывает".

    О нимфа, так ли это? А цветы?..

    Твои цветы? И эта ночь? Была ли

    Когда-нибудь менада беспокойней,

    Что тень небес все медлит... все нельзя

    В рассеянном уме запечатлеть

    Позорно-сладкой тайны? Те - Гекаты

    Бескровные колдуньи в волоса

    И черные и душные своей

    Владычицы старались ли упрятать

    Поспешнее и глубже змей своих

    И желтые яды... чем это сердце

    Через глаза горящие глядеть

    В невидные глаза, и на свободе

    С другим сливаться сердцем, и его

    Тревогою безвольной заражать?



    Голос Сатира

    (тихо)



    Братцы... женщина...



    Другой, погуще



    Не наша?



    Тонкий голос



    Плохо вижу я, папаша.



    Густой голос



    Проберитесь по кустам,

    Да узнайте там, не наша ль.

    Но смотрите: если кашель

    Или насморк, я задам.



    Шелест в траве, потом:



    Тонкий голос



    Не менада...

    Ореада...

    На свиданье собралась,

    Вся цветами убралась.



    Другой тонкий голос



    С кифарэдо, с кифарэдом...

    Вот и он из рощи следом...



    СЦЕНА ШЕСТНАДЦАТАЯ



    ПЫЛЬНО-ЛУННА Я



    Фамира и Нимфа. Хор невидимый и рассыпанный по траве и кустам. Фамира хочет подойти к Нимфе, но, смущенный ее нарядом, отступает, потом, справившись с собою, подходит к ней и хочет обнять ее. Но Нимфа стоит неподвижна. Она вся

    ушла в глаза.



    Фамира



    Родимая... Простила ль ты Фамиру?

    На исповедь тяжеллую твою

    Он отвечал холодным недоверьем...

    О, мне не надо знаков.

    Только мать

    Без зависти дает такое счастье

    И слез своих не помнит...



    Пауза.



    Нимфа

    (чуть слышно, с хрипотой в голосе)



    Я делю

    Твою удачу, сын мой. Победитель...



    Фамира



    Удачу, ты сказала? Но с какой

    Победою меня ты поздравляешь?



    Нимфа

    (глаже)



    Ты шел на бой.



    Фамира



    Да, в самом деле, шел

    Бороться я, как на песке, и потный

    Тебе доспех доставить.

    Но турнир

    Не состоялся, Нимфа.



    Нимфа

    (с движением и совсем ожившим голосом)



    Отступил ты?



    Фамира



    Я отступил.



    Из травы, тихо.



    Вот тебе раз...

    Ай да Фамирвс!



    Нимфа

    (опять несколько хрипло)



    Ты ж вызывал ее

    И говорил, что счастлив...



    Фамира



    Бесконечно...



    Нимфа



    Ты женишься на музе?



    Фамира



    Нет, зачем?



    Нимфа

    (саркастически)



    А песни, а мечты твои... Когда

    Мерещились и розовые пальцы,

    И яхонты тебе...



    Фамира



    О, я стыжусь

    Минутного похмелья. Поцелуи

    Волнуют кровь, и сладко, нт от них Гармония бледнеет, и в досаде

    Она ломает руки и бежит

    В дремучие леса - к косматым корням

    И филинам глухим... Я не женюсь...



    Тихий разговор в траве



    - Скрипач-то холостой?

    - А как красноречив... Ума палата.

    - Послушаем еще - постой!

    - Палата-то палата,

    Войдешь - так сразу озарит.

    - Великолепно говорит...

    - Да, хорошо, хоть больше для луны:

    Все будто ей рассказывает сны

    Витиевато, темновато, -

    Вобще - цветок без аромата.



    Нимфа



    О кифарэд! Скажи мне, в чем же это

    Особенное счастье! И меня

    Красивее ли муза?



    Фамира



    Не заметил.

    Я на закат смотрел, как розы там

    Небесный путь засыпали, а ноты

    Со струн ее кифары на стезю

    Вздымались и дымились... Это были

    Не вы и вы - не знаю, но грубей

    Была б и тень. Иль это души были,

    Не жившие еще? Иль формы их,

    Слепив, разбил ваятель, чтоб потом

    В отчаяньи зарезаться? Они,

    Там розовый заняв и горний путь,

    Созвездия сперва образовали,

    Потом Змеей и Рыбой хры их

    И Обручем, и Лирой тихо-тихо

    Задвигались, и нежная звезда

    За нежною звездою загоралась

    Над каждым из мечтаний - и кружилась,

    И таяла в эфира вместе с ним,

    Не изменяя ритму. Только точки

    Воздушные остались под конец,

    Да жадные глаза, чтоб золотыми

    Соединять их нитями сквозь слезы.

    Ты скажешь - бред?.. Да, до сих пор себе

    Не объясню я, что со мною было:

    Глядел ли я иль слушал? Облака ль

    Там надо мной звучали, или струны

    Рождали в небе формы, а закат

    Был только нежной гапмой?..



    Хор

    (в траве, тихо)



    Первый



    К акой туман!.. от слов...



    Второй



    Да, для иных ослов...

    По-моему, скорее кратер,

    Прикрвтый стылостью золы...

    Как жаль на этот раз, что мы козлы

    Или что он не наш, не сатир.

    Вот побеждать учитесь у кого...

    Где разобрать не можешь ничего,

    Там женщина и видит божество.

    А ореада-то растаяла совсем...

    А, право, хорошо, что забрались сюда мы!

    Еще такая речь - и от прелестной дамы

    Останутся глаза - горящие две ямы -

    И двадцать бесполезных хризантем.



    Во время этой паузы Фамира смотрит на небо, точно стараясь что-то припомнить. Нимфа смотри на Фамиру горящими глазами, обмахиваясь, как

    веером, каким-то большим и бледным листом.



    Фамира

    (повторяет)



    О, закат

    Был только нежной гаммой.

    Безраздельным

    Я счастием владел. И не во сне...

    Я чувствую, как к пальцам приливает

    Из сердца кровь - там золотые пчелы

    Соскучились по струнам... Сердце мне

    Они давно щекочут бесполезно,

    Но я не дам им воли.

    В улей их,

    Пусть ладят дом, - искусный, золотой

    И сладостный...



    Шелест в траве



    Сравненье-то, козлятки, фу-ты ну-ты!..

    Запомнить бы для сладостной минуты.



    Фамира

    (повторяет)



    О, сладостный...

    Все, чем я жил, что думал,

    Осмыслилось, о Нимфа. Да, играл

    Я иногда недурно... Но как мальчик.



    Шепот в траве



    Разохаься, смиренник...



    Нимфа



    А турнир,

    А очередь... Ты побежден, Фамира?



    Фамира



    Я не играл. Не думай, чтобы их

    Боялся я. Но бесполезны судьи

    Меж музою и человеком. О,

    Я побежден - ты видишь: нат кифары.

    Пусть там они судьбц мою решат,

    А струны мне Силен вернет с вердиктом

    Или, скорей, со счетом за мое

    Блаженство, мать, за сладость неуспеха.



    СЦЕНА СЕМНАДЦАТАЯ



    ЯРКО-ЛУННАЯ



    Силен приходит довольно поспешно. За поясом по-прежнему чаши,

    и за спиной снова полный мех, в руках кифара.

    Фамира, Нимфа, Силен, притаившийся хор.

    Фамира, увидев Силена, невольно вздрагивает.



    Силен



    Твой инструмент... в сохранностии... прими

    И сберегай на память.



    Фамира

    (как-то не сразу берет лиру. Он всматривается в нее.)



    О подруга,

    Как мы давно не виделись! По мне

    Скучала ль ты или Силену пели

    Вы, чуткие?



    Силен

    (ворчливо)



    Да, только и заботы,

    Должно быть, у Смлена, что пугать

    Ворон его кифарой знаменитой...



    Фамира берет лиру, но рассматривает ее с удивлением, жесты его

    странны; он не решается коснуться струн.



    Что ж ты глядишь? Подруги не узнал.



    Фамира опускает лиру.



    (Интимно и приближаясь к Фамире.)



    Ах, милый мой царевич... Будто счастье

    Все в музыке?.. Когда так гибок стан

    И солнце-то над головой кудрявой

    Полнеба не прошло. Неужто мир,

    Тот дивный мир, что на кифару веет,

    И мотыльком кружится, и горит,

    И красками играет, и дымится

    Над урной водомета, и поет,

    И перлами да розами смеется, -

    Неужто ж он, Памира, лишь затем

    Достоин жить и петь, и нежно веять,

    И радовать, что черепахе ты

    Медлительной когда-то перервал

    Златую нить минут ее - и жилы

    Ей заменил телячьими?



    Фамира

    (который тем временем решился поднять кифару и берет на

    ней странно негармоничные по его настроению аккорды)



    Я слов

    Твоих понять не в силах... Я не знаю,

    Что сделалось со мной, Силен... Зачем

    Ты черепок мне ордал этот?



    Силен



    Отдл

    Не черепок тебе я - но тебя

    Неверная узнать не хочет...



    Фамира

    (встревоженно)



    Слушай -

    Иль это уж не пальцы больше, или

    Под пальцами не струны? Разбуди

    Меня, старик... Игрушек нам не надо...

    О, возврати мне сердце, - так не шутят...

    Я ничего не помню, что играл.



    В начале речи Фамиры сатиры поднимаются: они собрались около

    корифея и с любопытством слушают Фамиру, разглядывая его лиру

    и следя за его неудачными попытками что-нибудь сыграть.



    Иль, может быть, оглох я?

    Нимфа, слышишь

    Мою игру? Играю я иль нет?

    Скажите же мне, люди... Слушай, сатир,

    Я знаю - вы искусники. Сфграй

    Мне что-нибудь на этой деневяшке.



    Силен берет из рук его кифару и играет. Сатиры аплодируют.



    Га... Слышишь ты, ты слышишь ли, старик?

    Иль музыка под пальцами твоими?

    Нет, -
    Страница 6 из 8 Следующая страница



    [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ]



При любом использовании материалов ссылка на http://libclub.com/ обязательна.
| © Copyright. Lib Club .com/ ® Inc. All rights reserved.