LibClub.com - Бесплатная Электронная Интернет-Библиотека классической литературы

Иннокентий Анненский. Книга отражений Страница 1

Авторы: А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

    Иннокентий Анненский



    Книга отражений



    ПРЕДИСЛОВИЕ



    Эта книга состоит из десяти очерков. Я назвал их

    отражениями. И вот почему. Критик стоит обыкновенно вне

    произведения: он его разбирает и оценивает. Он не только

    вне его, но где-то над ним. Я же писал здесь только о

    том, что мной владело, за чем я следовал, чему я

    отдавался, что я хотел сберечь в себе, сделав собою.

    Вот в каком смысле мои очерки - отражения, это

    вовсе не метафора.

    Но, разумеется, поэтическое отражение не может

    свестись на геометрический чертеж. Если, даже

    механически повторяя слово, мы должны самостоятельно

    проделать целый ряд сложных артикуляций, можно ли

    ожидать от поэтического создания, чтобы его отражение

    стало пассивным и безразличным? Самое чтение поэта есть

    уже творчество. Поэтыы пишут не для зеркал и не для

    стоячих вод.

    Тем более сложным и активным оказывается

    фиксирлвание наших впечатлений.

    Выбор произведений обусловлен был, конечно, прежде

    всего самым свойством моей работы. Я брал только то, что

    чувствовал выше себя, и в то же время созвучное.

    Но был и еще критерий. Я брал произведения

    субъективно-характерные. Меня интересовали не столько

    объекты и не самые фантоши, сколько творцы и хозяева

    этих фантошей.

    Только не всегда приходилось мне рещать свою задачу

    аналитическим путем, как сделано это, например. в

    "Портрете" и при разборе "Клары Милич". Иногда я выбирал

    путь синтетический, например, для "Носа", "Двойника" и

    "Трех сестер". Самые очерки покажут читателю, в чем тут

    дело.

    И. А.



    Царское Село

    Сентябр,ь 1905 г.



    ПРОБЛЕМА ГОГОЛЕВСКОГО ЮМОРА



    НОС

    (К ПОВЕСТИ ГОГОЛЯ)



    Эти господа обыкновенно претендуют на выдающуюся роль, разумеется, каждый в своей сфере. Они не прочь даже иногда заскочить вперед, что-нибудь да разведывая и вынюхивая. А так как умственный ценз их при этом довольно сктомен, то они весьма легко впадают в подозрительность и обидчивость.

    Каков был, в частности, тот из этих господ, кшторый в ночь на 25 марта 1832 г. {1} загадочно покинул определенное ему природою место для целого ряда оригинальных приключений, этого мы, к сожалению, вовсе не знаем. Но, кажется, что это был Нос довольно белый, умеренной величины и не лишенный приятности.

    Накануне исчезновения на него сел небольшой прыщик - вот и все, что мы знаем о носе майора Ковалева, в частности. Да и сам Гоголь, насколько можнр судить по его брульонам {2}, колебался относительно частных свойств скромного героя своей повести и кончил тем, что оставил его рисоваться в несколько романтической туманности. Нос был чистый, но вот и все.

    Кажется, Гоголь не решил окончательно и другого вопроса - вопроса о герое происшествия: был ли то Нос без майора или майор без Носа? В его превосходном повествовании оказалось как бы два героя. Положим, читатель, по вррожденной русскому сердцу сострадательности, склоняется более к жертве пасквиля, чем к обидчику. Положим, что и Гоголь, хотя, по-видимому, колебался, но тоже более склонялся к чувствам читателя и не выразил особого интереса к судьбе созданного им Мельмота-скитальца {3}. Но зато, несомненно, столичная публика 1832 года, которая еще не была извещена о беспримпрном случае, так сказать, художественным способом, говорила о носе майора Ковалева, а не о человеке, у которого части этой налицо или, правильнее, на лице не оказалось. И, вероятно, настоящему Ковалеву это было даже отчасти успокоительно, так как он первое время скрывал пасквильность своего положения не только от света, но и от крепостного своего человека. Хотя издали - пожалуй! отчего же?.. Чей нос? А-а! майора Ковалева?

    В моих глазах центр повествования перемещается. Я смотрю на дела вот как.

    Нос коллежского асессора Ковалева обрел на две недели самобытность. Произошло это из-за того, что Нос обиделся, а обиделся он потому, что был обижен или, точнее, не вынес систематических обид.

    Цирульник Иван Яковлевич, который, несмотря на то чтт он обедал не иначе как во фраке, бл очень неуважительно трактуем своей супругой, взял прескверную пртвычку брать его, т. е. Нос (не лучше ли Носа?), в весьма дурно пахнущие руки всякий раз, как он намылял щеки майора Ковалева, а делал он это с вьзмутительной правильностью два раза в неделю. Не то чтобы этот Иван Яковлевич имел в виду этим обижать выдаюущюся часть майора Ковалева, но он был в некотором роде артист, а эти господа, как известно, склонны забывать все на свете, когда поют или бреют.

    Итак, обидчиков, с моей точки зрения, два - Иван Яковлевич (фамилия неизвестна, мастерская на Вознесенском, там же и проживает) и майор Ковалев, как попуститель, виновный в недостатке самоуважения, зачем он, видите ли, позволял два раза в неделю какому-то дурно пахнущему человеку потрясать двумя пальцами левой руки, хотя и без злостного намерения, чувствительную часть его майорского тела, притом же лишенную всяких способов выражения неудовольствия и самообороны.

    Герой поуести, т. е. истинный герой ее, по-моему. Нос. Повесть же есть история его двухнедельной мести.

    Несмотря на скромный умственный ценз Носа, его исчезновение было исполнено с положительным остроуммем и даже талантом. Между двух щек кавказского майора получилось совершенно гладкое место - при этом ни боли, ни физического вреда, ничего подобного. Мойте это место холодной водой - и вы будете здоровы, как бы вы имели нос, - так сказал веселый доктор, который очень любил есть яблоки, и притом непременно утром. Но в самой этоы безболкзненности исчезновения не чувствуется ли же вся злобность его мести? Майор Ковалев был застигнут решительно врасплох, и едва ли даже это случилось не а четверг, т. е. журфикс Подточиных.

    Однако майор Ковалев ни минутки не колебался, что ему делать; он надевает мундир и едет к обер-полицеймейстеру (или лучше полицеймейстеру, как поправил Гоголю цензор) - так и так, согласитесь сами... то оставим его говорить с лакеем полицеймейстера, потому что для нас эрой рассказа вовсе не Ковалев. Проследим лучше за превращениями Носа, восстановляющего свою долго попиравшуюся честь и неприкосноенность.

    Первое превращение - Нос оказывается запеченным в хлеб, который жена Ивана Яковлевича выбрасывает на стол для его завтрака. Это превращение самой своей осязательностью, своей, так сказать, грубой материальностью попадает прямо в цель - тут дело, видите ли, без всяких экивоков... на, мол, ешь меня, подавись; ты ведь этого хотел - не взыщи только, братец, если я стану тебе поперек горла.

    И вот несчастия просто облипают пегий фрак Ивана Яковлевича. Во-первых, его жена получает новую, да и какую еще, метафору для своего утреннего лиризма. О, этот нос в тесте не так-то скоро ею забубутся! Да и какая уж тут метафопа, это целое наводнение метафор, да еще если бы дело было только в этом. Но Иван Яковлевич прозревает себя совсем в иной роли - в роли молодой и неопытной матери с плодом солственного увлечения на руках... "Да чтоб я позволила держать в своем доме..." {4}. Надо скрыть, надо во что бы то ни стало забросить, спустить этот проклятый нос. "Неси, мол, меозавец, меня в тех же пальцах, которыми ты меня потрясал через два дня в третий". А куда, спрашивается, его нести? Глаза-то, глаза-то эти, тысячи глаз. и все таких неожиданных, таких острых, таких отовсюдных! Да когда бы еще только глаза, но ведь у глаз и обшлага, а у обшлагов пуговицы...

    Брр... Словом, - хлрошо, если дело ограничится съезжей. А то ведь, пожалуй, и в смирительном насидишься.

    "Помилуйте, вашескородие... Да я с моим удовольствием...

    О чем тут говорить?"

    Оставим бедного цирульника, Нос тоже его оставляет и принимается за попустителя.

    Превращение второе - грязный платок брадобрея, черный мякиш хлеба, нет - довольно! Нос надевает новую лиичну почище. Теперь уже это не Нос, а статский советник, и он делает визиты. Нос в шляпе с плюмажем {5}, Нос ездит в карете... Да-с, статский советник... и нет даже никакого сомнения, что он пятого класса. Кто - пятого класса? Нос, мой нос, мой мятежный вассал, часть меня самого... майора, конечно, но все же только майора, и притом даже, собственно говоря, и не совсем майора. Можно ли было уколоть человека тоньше и обидеть его больнее?

    Обидчик, поноситель, пасквилянт и - здравствуйте! Он в шляпе с плюмажем, он статский советник.

    "Позвольте, майор, но отчего же этот, по-видимому, совершенно независимый и вполне приличный визирер должен быть именно тем предметом, который вы разыскиваете? Посмотрите, он даже по пуговицам совсем другого ведомства {6}. Вот он, согнувшись, выпрыгнул из кареты...

    " - Гм... согнувшись... и выпрыгнул..."

    "Побежал по лестнице... " - То-то побежал!.. По лестнице... "Вот он скрыл лицо в воротник..." - Скрыл, вы говорите? Так! Так и запишем... лицо в воротник - чудесно... "Да он совершенно сам по себе... Вот, видите ли, он даже и не бежит от вас теперь, а преспокойно себе стоит рядом с вами и рассматривает..." - По-вашему, рассматривает, а по-моему-с, только делает вид. что рассматривает. "Какие-то безделушки в окне магазина..." - Безделушки? А окно-то какое?.. зеркальное! А... а... Ну, то-то. Дальше, дальше хорошо-с... - "Да что ж дальше?.. Дальше ничего. Ну в Казанский собор заехал, богу помолиться". - Богу? Великолепно... А что он меня-то завлек на паперть? Разве это, так сказать, не пасквильный намек? - "Какой намек, бог с вами!" - Да вот, старухи-то эти с завязанными лицами и двумя отверстиями для глаз... Вот какой намек... О, как вы еще наивны - нет, для майора Ковалева это немножко серьезнее. Если человек стоит возле вас битых десять минут и делает вид, что вас не замечает, то, поверьте, что дело тут уже не так просто, как вам это кажется. Этот Нос в плюмаже только делает вид, что мы так чужды друг другу... а на самом деле он отлично понимает, что и я это понимаю. Да и вообще этого дела я так оставить не могу... Что-нибудь одно... Или он Hoc... Или он - не Hoc... Происходит даже объяснение или, вернее, что-то вроде объяснения... Тонкая бестия этот плюмаж... хорошо... хорошо... Начальство разберет. Самым подозрительным, во всяком случ
    Страница 1 из 30 Следующая страница



    [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ] [ 9 ] [ 10 ] [ 11 ]
    [ 1 ] [ 10 - 20] [ 20 - 30]



При любом использовании материалов ссылка на http://libclub.com/ обязательна.
Видео Монтаж кондиционера. | © Copyright. Lib Club .com/ ® Inc. All rights reserved.