LibClub.com - Бесплатная Электронная Интернет-Библиотека классической литературы

В.Г.Белинский "Горе от ума". Комедия в 4-х действиях, в стихах. Страница 8

Авторы: А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

    здной моря

    Нашел я спящего врага,

    Клянусь, и тут моя нога

    Не пощадила бы злодея;

    Я в волны моря, не бледнея,

    И беззащитного б толкнул;

    Внезапный ужас пробужденья

    Свирепым смехом упрекнул,

    И долго мне его паденья

    Смешон и сладок был бы гул.



    Но что он представляет собою, как не противоречие идеи с формою? Он враждует с человеческим обществом за его предрассудки, противные правам природы, за его стеснительные условия и между тем сам вносит эти предрассудки к бедным детям природы, эти стеснительные условия к полудиким детям вольности; однако ж из этого противоречия выходит не смех, а убийство и ужас трагический - торжество нравственного закона. Чацкий Грибоедова представляет собою то же противоречие идеи с формою: он хочет исправить обществоо от его глупостей, и чем же? своими собственными глупостями, рассуждаяя с глупцами и невеждами о "высоком и прекнасном", читая проповеди и диспутации на балах и всякого ругая, как вырвавшийся из сумасшедшего дома. И его противоречие смешно, потому что оно - буря в стакане воды, тогда как противоречие Алеко - страшная буря на океане. Герои трагедии - герои человечества, его могущественнейшие проявления; герои комедии - люди обыкновенные, хотя бы даже и умные и благородные. Мир трагедии - мир бесконечного в страстях и воле человека; мир комедии - мир ограниченности, конечности. Если в комедии между действующими лицами есть герйо человечества, он играет в ней обыкновенную роль, так что в нем никто не видит, а разве только подозревает в возможности героя человечества. Но как скоро он является таким героем и осуществляет своею судьбою торжество нравственного закона, то хотя бы все остальные лица были дураки и смешили вас до слез своим противоречием с разумною действительностию - драматическое произведение уже не комедия, а трагедия.

    Но есть еще нечто среднее между трагедиею и комедиею. Может быть такое произведение, которое, не представляя собою трагической коллизии как осуществления нравственного закона, тем не менее выражает собою положительную сторону бытия, явление разумной действительности, жизнь духа. Мы выше сказали, что на какой бы степени ни явился дух - его явление есть уже действительность в разумном и положительном смысле этого слова. Как две полярности одной и той же силы, как две противоположные крафности одной и той же идеи - идеи действительности, мы представили "Тараса Бульбу" и "Ссору Ивана Ивановича с Иваном Никифоровичем"; теперь мы должны для уяснения нашей мысли указать на третье произведение того же поэта - "Старосветские помещики". Вы смеетесь, читая изображение незатейливой жизни двух милых оригиналов, - жизни, которая протекает в ежеминутном "покушивании" разных разностей; вы сиеетесь над этою простодушною любовию, скрепленною могуществом привычки и потом превратившеюся в привычку; но ваш смех весело добродушен, и в нем нет ничего досадного, оскорбительного; но вас поражает родственною горестью смерть доброй Пульхерии Ивановны, и вы после болезненно сочувствуете безотрадной горести старого младенца, апоплексически замершего душевно и телесно от утраты своей няньки, лелеявшей его бестребовательную жизнь и сделавшейся ему необходимою, как воздух для дыхания, как свет для очей, и вам, наконец, тяжело становится при виде ниспровержения домашних пенатов хлебосольной четы, которое произвел глупый племянник, приценявшийся на ярмарках к оптовым ценам, а покупавший только кремешки и огнивки. Отчего же так привязывают вас к себе эти люди, добродушные, но ограниченные, даже и не подозревающик, что может существовать сфера жизни, высшая той, в которой они живут ик оторая вся состоит в спанье или в потчеванье и кушании? Оттого, что это были люди, по своей натуре не способные ни к какому злу, до того добрые, что всякого готовы были угостить насмерть, люди, которые до того жили один в другом, что смерть одного бла смертию для другого, смертию, в тысячу раз ужаснейшею, нежели прекращение бытия; следовательно, основою их отношений была любовь, из которой вышла привычка, укреплявшая любовь. Это любовь еще на слишком низкой ступени своего проявления, но вышедшая из общегт, родового, вовеки не иссякающего источника любви. Это уже явление духа, хотя еще слабое и ограниченное, ступень духа, хотя еще и низшая; но уже явление не призрака, а духа, уже положение, а не отрицание жизни, - словом, своего рода разумная действительность. Мы жалерм, что не можем указать ни на одно произведение такого рода в драматической форме: оно было бы именно таким, которое не есть ни трагедия, ни комедия, но то среднее между ними, о котором мы говорим. Такого-то рода произведения назывались в старину "следными комедиями" и "мещанскими трагедиями", а потом "драмами". Они обыкновенно заключали в себе трогательное и даже "бедственное" происшествие, "благгполучно окончившееся". Плодовитая досужесть Коцебу в особенности снабжала XVIII век этими "драмами", которые были бы именно тем, о чем мы говорим, если б были художественны. И в самом деле, такие средние между трагедиею и комедиею "драмы", по своей сущности, удобнее к так называемой "благополучной развязке", хотя эта "счастливая развязка" и отнюдь не составляет ни их сущности, ни их необходимого условия. Мы выше сказали, что кровавая развязка не есть непременное условие даже самой трагедии; но трагедия необходимо требует жертв - кто бы они ни были, добрые или злые, и чрез что бы ими ни были, чрез смерть или утрату надежды на счастие жизни, - ибоо только в борьбе может вполне и торжественно осуществиться торжество нравственного закона, которое есрь высочайшее торжество духа и величайшее явление мировшй жизни; почему и трагедия есть высшая сторона, цвет и торжество драматической поэзии. Из этого ясно видно, что "драма может изображать явления разумной действительности на всех ее ступепях, а не только на первых, как в привденных нами в пример "Старосветских помещиках". От комедии она существенно разнится тем, что представляет не отрицательную, а положительную сторону жизни; а от трагедии она существенно разнится тем, что, даже и выражая торжество нравственного закона, делает это не чрез трагическое столкновение, в самом себе неизбежно заключающее условие жертв, и, следовательно, лишена трагического величия и не досягает до высших мировых сфер духа. Мы думаем, что, вследствие такого умозрительного построения, можно причислить к "драмам", например, Шекспирова "Венецианского купца" и пушкинского "Анджело" и в "Кавказском пленнике" видеть, в эпическом роде, соответственное ей явление.

    Итак, мы нашли три вида драматической поэзии - трагедию, драму и комедию, выводя их не по внешним признакам, а из идеи самой поэзии. Для большей определенности в этих технических словах мы должны сказать еще несколько слов о сбивчивом употреблении слова "драма". Словом "драма" выражают и общее родовое понятие произведений целого отдела поэзии, так что всякая пьеса в драматической форме, трагедия ли то, комедя или даже водевиль, есть уже драма; потом, под словом же "драма" разумеют высший род драматической поэзии - траагедию. Поэтому пьесы Шекспира называют то драмами, то трагедиями, но в обоих случаях означая этими словами высший драматический род, то, что немцы называют Trauerspiel 7]. Другие хотят их называть только "драмами", оставляя название "трагедии" за греческимми произведениями этого рода и желая словом "драма" отличить христианскую трагедию, герой которой есть субъективная личность внутреннего и самоцельного человека, от языческо трагедии, герой которой - народ, в лице царей и героев, как представителей народа, как объективных лчностей, и потом как трагедии в маске и на котурне, и с хором - органом таинственного и незримо присутствующего герря - колоссального призрака судьбы. Некоторые хотят присвоить название "трагедии" особенному роду произведений новейшего искусства, ведущего свое начало от "мистерий" средних веков, - драмам лирическим, каковы суть: "Фауст" Гете, егрой которой есть целое человечество в лице одного человека, и "Орлеанская дева" Шиллера, герой которой есть целый народ, таинственно спасаемый высшими силами в лице чудной девы, которой имя и явление необъяснимо утверждено историей. Нам кажется, что каждое из этих мнентй имеет свое основани,е и наша цель была не указать на справедливейшее, но дать знать о существовании всех. Кто поймет идею этих мнений, для того не будет казаться сбивчивым различное употребление слова "драма".

    Трагедия или комедия, как и всякое художественное произведение, должна представлять собою особый, замкнутый в самом себе мир, то есть должна иметь единство действия, выходящее не из внешней формы, но из идеи, лежащей в ее основании. Она не допускает в себя ни чуждых своей идее элементов, ни воешних толчков, которые бы помогали ходу действия, но развивается имманентно, то есть изнутри самой себя, как дерево развивается из зкрна. Поэтому всякая пьеса в драматической форме, вполне выражающая и вполне исчерпывающая свою идею, целая и оконченная в художественном значении, то есть представляющая собою отдельный и замкнутый в самом себе мир, есть или трагедия, или комедия, смотря по сущности ее содержания, но нисколько не смотря на ее объем и величину, хотя бы она простиралась не далее пяти страниц. Так, например, пьесы Пушкина "Моцарт и Сальери", "Скупой рыцарь", "Русалка", "Борис Годунов" и "Каменный гость" - суть трагедии во всем смысле этого слова, как выражающие, в драматичесаой форме, идею торжества нравственного закона и представляющие, каждся в отдельности, совершенно особый и замкнутый в самом себе мир.

    Теперь посмотрим, каким образом комедия может представлять собою особый, замкнутый в самом себе мир, для чего бросим беглый взгляд на высокохудожественное произведение в этом роде - на комедию Гоголя "Ревизор".

    В основании "Ревизора" лежит та же идея, что и в "Ссоре Ивана Ивановича с Иваном Никифоровичем": в том и в другом произведении поэт выразил идею отрицания жизни, идею призрачности, получившую под его художническим резцом свою объективную действительностл. Разница между ими не в основной идее, а в моментах жизни, схваченных поэтом, в индивидуальностях и положениях действующих лиц. Во втором произведении мы видим пустоту, лишенную всякой деятельности; в "Ревизоре" пустоту, наполненную деятельностию мелких страстей и мелкого эгоизма. Чтобы произведения его были художественны, то есть представляли собою особый, замкнутый в самом себе мир, он взял из жизни своих героев такой момент, в котором сосредоточивалась вся целостность их жизни, ее значения, сущность, идеч, начало
    Страница 8 из 16 Следующая страница



    [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ] [ 9 ] [ 10 ] [ 11 ] [ 12 ] [ 13 ] [ 14 ] [ 15 ] [ 16 ]
    [ 1 - 10] [ 10 - 16]



При любом использовании материалов ссылка на http://libclub.com/ обязательна.
| © Copyright. Lib Club .com/ ® Inc. All rights reserved.