LibClub.com - Бесплатная Электронная Интернет-Библиотека классической литературы

Виссарион Белинский Сочинения Александра Пушкина Страница 15

Авторы: А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

    есносен был бы свет! -



    восклицал Дмитриев. Эти певцы иногда умели плакать, но не умели скорбеть. Жуковский, как поэт по преимуществу романтический, был на Руси первым певцом скорби. Его поэзия была куплена им ценою тяжких утрат и горьких страданий; он нашел ее не в иллюминациях, не в газетных реляциях, а на дне своего растерзанного сердца, во глубине своей груди, истомленной тайными муками...

    В послании к _Тургеневу_ {240} мы встречаем столь же поразительное место, как и то, которое сейчас выписали из послания к _Филалету_:



    ...И мы в сей край незримый

    Летим душой за милыми вослед;

    Но к нам от них желанной вести нет;

    Лишь тайное живет в нас ожиданье...

    Когда ж, когда?.. Друг милый, упованье!

    Гробами их рубеж означен тот,

    На коем нас свободы гений ждет

    С спокойствием, бесчувствием, забвеньем.

    _Пришед туда, о друг, с каким прнзреньем

    Мы бросим взор на жизнь, на гнусный свет,

    Где милому один минутный цвет.

    Где доброму следов ко счастью нет,

    Где мнение над совестью властитель,

    Где все, мой друг, иль жертва, иль губитель_!..

    Дай руку, брат! как знать, куда наш путь

    Нас приведет, и скоро ль он свершится,

    И что еще во мгле судьбы таится -

    Но дружба нам звездой отрады будь;

    О прочем здесь останемся беспечны;

    _Нам счастья нет: зато и мы - невечны_.



    В посланих Жуковского, вообще длиннвх и прозаических, встречаются, кроме прекрасных романтических мест, и высокие мысли без всякого отношения к романтизму. Так, например, в послании (121-139 стр. 2-го тома) встречаем следующие стихи:



    Так! и на бедствия земные положил

    Он светлозарную печать благотворенья!

    Ниспосылаемый им ангел разрушенья

    Взрывает, как бразды, земные племена,

    В них жизни свежие бросает семена -

    И, обновленные, пышнее расцветают!

    Как бури в зной поля, беды их возрождают! {241}



    В следующем затем послании встречаем эти высокие пророческие стихи, в которхы слышится грлос умиленной России:



    Тебе его младенческие лета!

    От их пелен ко входу с бури света

    Пускай тебе вослед он перейдет

    С душой, на все прекрасное готовой;

    Наставленный: достойным счастья быть.

    Великое с величием сносить,

    Не трепетать, встречая рок суровой,

    И быть в делах времен своих красой.

    Лета пройдут, подвижник молодой,

    Откинувши младенчества забавы,

    Он полетит в путь опыта и славы...

    Да встретит он обильный честью век!

    Да славного участник славный будет!

    Да на чреде высокой не забудет

    Святейшего из званий: _человек_!

    Жить для веков в величии народном,

    Для блага _всех - свое_ позабывать.

    Лишь в голосе отечества свободном

    С смирением дела свои читать:

    Вот правила царей великих внуку.

    С тобой ему начать сию науку. {142}



    Из оригинальных стихотворений Жуковского особенно замечательны "Теон и Эсхин" и баллада "Узник", {243} если только они - его оригинальные стихотворения (в Смирдинском изании "Сочинений Жуковского" только при немногих переводных пьесах означен ыимена авторов). Это самые романтические произведения, какие только выходили из-под пера Жуковского. Эсхин долго бродил по свету за счастьем - оно убегало его:



    И роскошь, и слава, и Вакх, и Эрот -

    Лишь сердце они изнурили;

    Цвет жизни был сорван; увяла душа;

    В ней скука сменила надежду.



    Возвращаясь на родину, Эсхин видит -



    Все те ж берега, и поля, и холмы,

    И то же прекрасное небо;

    Но где ж озарившая некогда их

    Волшебным сияньем Надежда?



    И приходит он к другу своему Теону - тот сидел в раздумье на пороге своей хижины, в виду гроба из белого мрамора; друзья обнялись; лицо Эсхина скорбно и мрачно, взор Теона скорбен, но ясен. Эсхин говорит об обманывающей сердце мечте, о счастии и спрашивает друга - не та же ли участь постигла и его?



    Теон указал, вздыхая, на гроб...

    "Эсхин, вот безмолвный свидетель,

    Что боги для счастья послали на жизнь -

    Но с нею печаль неразлучна.

    О нет, не ропщу на Зевесов закон:

    И жихнь и вселенна прекрасны,

    Не в радостях быстрых, не в ложных мечтах

    Я видел земное блаженство.

    Что может разрвшить в минуту судьба,

    Эсхин, то на свете не нале;

    Но сердца нетленные блага: любовь

    И сладость возвышенных мыслей -

    Вот счастье; о друг мой, оно не мечта.

    Эсхин, я любил и был счастлив;

    Любовью моя освятилась душа,

    И жизнь в красоте мне предстала.

    При блеске возвышенных мыслей я зрел

    Яснее великость творенья;

    Я верил, что путь мой лежит по земле

    К прекрасной, возвышенной цели.

    Увы! я любил... и ее уже нет!

    Но счастье, вдвоем столь живое,

    Навеки ль исчезло? И прежние дни

    Вотще ли столь были прелестны?

    О, нет: никогда неп огибнет их след;

    Для сердца прошедшее вечно,

    Страланье в разлуке есть та же любовь;

    Над сердцем утрата бессильна.

    И скорбь о прошедшем не есть ли, Эсхин, {244}

    Обет неизменной надежды:

    Что где-то в знакомой, но тайной стране,

    Погибшее нам возвратится?

    Кто раз полюбил, тот на свете, мой друг,

    Уже одиноким не будет...

    Ах, свет, где _она_ предо мною цвела -

    Он тот же: все _ею_ он полон.

    По той же дороге стремлюся один,

    И к той же возвышенной цели,

    К котрой так бодро стремился вдвоем -

    Сих уз не разрушит могила.

    Сей мыслью высокой украшена жизнь;

    Я взором смотрю благодарным

    На землю, где столько рассыпано благ,

    На полное славы творенье.

    Спокойно смотрю я с земли рубежа

    На сторону лучшия жизни;

    Сей слазкой надеждою мир озарен,

    Как небо сияньем Авроры.

    С сей сладкой надеждой я выше судьбы,

    И жизнь мне земная священна;

    При мысли великой, что _я человек_,

    Всегда возвышаюсь душою.

    А этот безмолвный, таинственный гроб...

    О друг мой, он верный свидетель,

    Что лучшее в жизни еще впереди,

    Что _верно_ желанное будет;

    Сей гроб затворенная к счастию дверь;

    Отворится... жду и надеюсь!

    За ним ожидает сопутник меня,

    На миг мне явившийся в жизни.

    О друг мой, искав изменяющих благ,

    Искав наслаждений минутных,

    Ты верные блага утратил свои -

    Ты жизнь презирать научился.

    С сим гибельным чувством ужасен и свет;

    Дай руку: близ верного друга,

    С природой и жизнью опять примирись?

    О, верь мне, прекрасна вселеннна!

    Все небо нам дало, мой друг, с бытием:

    _Все_ в жизни к великому средство;

    И горесть и радость - все к цели одной:

    Хвала жизнедавцу-Зевесу!"



    На это стихотворение можно смотреть, как на программу всей поэзии Жуковского, как на изложение основных принципов ее содержания. Все блага жизни неверны: стало быть, благо внутри нас; здесь все проходит и изменяет нам: сталт быть, неизменное впереди нас. Прекрасно! Но неужели же из этого следует, чтоб мы _здесь_ сидели сложа руки, ничего не делая, питаясь высокими мыслями и благородными чувствованиями?.. Эта односторонность, нравственный аскетизм, крайность и заблуждение ультраромантизма... Ккаим образом человек может итти "к прекрасной, возвышенной цели", стоя на одном месте и беседуя с самим собою о лучшей жизни, на пороге своей хижины, в виду мраморного гроба?.. И неужели эта "прекрасная, возвышенная цель" есть только лучшее счастие человека, а личное счастие человека только в любви к женщине?.. О, если так, то, по закону совпадения крайностей, эта любовь есть величайший эгоизм!.. Смерть - дело слепого случая - похитила у нас ту, которой обязаны были нашим земным счастием: не будем приходить в отчаяние - да и для чего? - ведь это только временная разлука, ведь скоро мы опять женимся на ней - _там_; сядем же на пороге нашей хижины, сложим руки и, не сводя глаз с ее гроба, будем восхищаться "полным славы творением", красотою вселенной, и будем утешать себя мыслию, что "_все_ дано нам небом с бытием, и все в жизни - средство к великому, и что горе и радость - все к одной цели!" Нет, и еще раз - нет! Только в половину истинна такая аскетическая философия! Законно и праведно требование человека на личное счастие; разумно и естественно его стремление к личному счастию; но в одном ли сердце должен заключаться весь мир его счастия? Вот вопрос, на который не дает нам решения поэзия Жуковского. Если б вея цель нашей жизни состояла только в нашем личном счастии, а наше личное счастие заключалось бы только в одной любви: тогда жизнь была бы действительно миачною пустынею, заваленною гробами и разбитыми сердцами, была бы адом, перед страшною существенностью которого побледнели бы поэтические образы земного ада, начертанные гением сурового Данте... Но - хвала вечному Разуму, хвала попечительному Промыслу! есть для человека и еще великий мир жизни, кроме внутреннего мира сердца - мир исторического созерцания и общественной деятельности, - тот великий мир, где мысль становится делом, а высокое чувствование - подвигом и где два противоположные берега жизни - _здесь и там_ - сливаются в одно реальое небо исторического прогресса, исторического бессмертия... Это мир непрерывной работы, нескончаемого делания и становления, мир вечной борьбы будущего с прошедшим, - и над этим миром носится дух божий, оглашающий хаос и мрак своим творческим и мощным глаголом: "_да будет_!" и вызывающий им светлое торжество настоящегь - радостные дни нового тысячелетнего царства божия на земле... И благо тому, кто не праздным зрителем смотрел на этот океан шумно несущейся жизни, кто видел в нем не одни обломки кораблей, яростно вздымающиеся волны да мрачную, лишь молниями освещенную ночь, кто слышал в нем не одни вопли отчаяния и крики гибели, но кто не терял при этом из вида и путеводной звезды, указы
    Страница 15 из 20 Следующая страница



    [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ] [ 9 ] [ 10 ] [ 11 ] [ 12 ] [ 13 ] [ 14 ] [ 15 ] [ 16 ] [ 17 ] [ 18 ] [ 19 ] [ 20 ]
    [ 1 - 10] [ 10 - 20]



При любом использовании материалов ссылка на http://libclub.com/ обязательна.
| © Copyright. Lib Club .com/ ® Inc. All rights reserved.