LibClub.com - Бесплатная Электронная Интернет-Библиотека классической литературы

В. Г. Белинский. Статьи о народной поэзии Страница 17

Авторы: А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

    ащает песни своя, скоро возненавидема бывает. Глаголет бо в мирских притчах: речь продолжна недобро, продолжена поволока. Господи! дай же князю нашему силу Самсонову, храбрость Александрову, Иосифов разум, мудрость Соломоню, кротость Давидову, и умножи, господи, вся человеки под руку его. Люте беснующемуся дати нож, а лукавому власть (?). Паче всего ненавижь стороника перетерплива. Аминь.



    Кто этот Даниил Заточник и когда он жил - неизвестно. Известия о его заточении находятся в наших летописях под годом 1378 {117}. Как бы то ни было, г. Сахаршв заслуживает особенную благодарность за перепечатание в своей книге рукописи Даниила Заточника, столь интересной во многих отношениях. Кто бы ни был Даниил Заточник, - можно заключить не без основания, что это была одна из тех личностей, которые, на беду себе, слишкос умны, слишком даровиты, слишком много знают и, не умея прятать от людей своего превосходства, оскорбляют самолюбивую посредственность; которых сердце болит и снедается ревностию по делам, чуждым им, которые говорят там, где лучше было бы молчать, и молчат там, где выгодно говорить; словом, одна из тех личностей, которые люди сперва хвалят и холят, потом сживают со свету и, наконец, уморивши, снова начинают хвалить...

    Теперь нам следует приступить к сказочным поэмам, заключающимся в сборнике казака Кирши Данилова. Там их числом больше тридцати, кроме казачьих, а г. Сахаров поместил из них в своей книге, в отделе "Былины русских людей", только _одиннадцать_. Вообще, г. Сахаров обнаруживает к сборнику Кирши Данилова большую недоверчивость и даже что-то вроде неприязни. Это дело требует некоторого пояснения. Рукопись сборника Кирши Данилова была найдена г. Демидовым и издана (не вполне) г. Якубовичем в 1804 году, под титулом "Древние русские стихотворения". Потом рукопись перешла во владение графа Н. П. Румянцева, по поручению которого и издана была г. Калайдовичем в 1818 {118} году, под титулом: "Древние _российские_ стихотворения, собранные Киршею Даниловым и вторично изданные, с присовокуплением {119} 35 песен и сказок, доселе неизвестных, и нот для напеуа". В предисловии своем г. Калайдович говорит: {120}



    Сочинитель, или, вернее, собиратель древних стихотворений, ибо многие принадлежат временам отдаленным, был некто _Кирша_, без сомнения, по малороссийскому выговору Кирилл, так как _Павша_ - Павел; Данилов, вероятно, казак, ибо он изредка воспевает подвиги храброго сего войска с особенным восторгом. Имя его было поставлено на первом, теперь уже потерянном листе древних стихотворений. За справедливость сего ручается г. Якубович. В 36 пиесе "Да не жаль добра молодца битого, жаль похмельного", где он сам себя именует "Кириллом Даниловичем", посвящая сие произведение вину и дружбе. Место его рождения или пребывания означить трудно, ибо в пиесе "Три года Добрянюшка стольничал", на стр. 67 121, говорит сочинитель:



    А не было Добрыне шесть месяцев.

    По-_нашему_, по-_сибирскому_, словет полгода.



    Посему не без вероятия заключить можем, что некоторые из стихотворений сочинены в Сибири. В статье "Василий Буслаев", на стр. 73:



    А и нет у _нас_ такого певца

    Во славном Новегороде

    Супротив Василья Буслаева.



    И, наконец, в "Чурильее игуменье", на стр. 383, представляет себя жителем киевским:



    Да много было в Киеве божьих церквей,

    А больше того почестных монастырей;

    А не было чуднее Благовещения Христова.

    А _у нашего_ Христово Благовещенья честнова,

    А был-де _у нас_ Иван-пономарь.



    Собиратель древних стихотворений должен принадлежать к первым десятилетиям XVIII века.



    Г-н Сахаров спрашивает: {122} "На чем основано, что собирателем древних стихотворений был Кирша Данилов? На том, что имя его поставлено на первом листе рукописи. Где этот лист? Калайдович говорит, что он потерялся. Кто видел лист с подписью? Один только издатель Якубович, который, по словам Калайдовича, ручается за справедливость этого известия?"

    Коротко и ясно: из всего этого г. Сахаров хочет вывести следствие, что Кирша Данилов отнюдь не был собирателем древних стихотворений. Прекрасно; но в чем спор и есть ли о чем тут спорить? Кирша Данилов - хорошо; не он, а другой, г. А.,г . Б., г. В. - также хорошо: по крайней мере в обоих случаях стихотворения не делаютс ни лучше, ни хуже. Впрочем, все причины стоят за Киршу Данилова, и ни одной против него; это ясно как день {123}. Во-первых, нужно же какое-нибудь общее имя для означения сборника древних стихотворений: зачем же выдумывать новое, когда уже глаза всей читающей публики пригляделись в печати к имени Кирши Данилова? Во-вторых, что имя его могло стоять на заглавном листе - это вернее, чем то, что его не было на нем, ибо это имя упоминается в тексте целой песни, сочиненной самим собирателем. Вот она:



    А и не жаль мне-ко битого, грабленого,

    А и того ли Ивана Сутырина,

    Только жаль доброго молодца похмельного,

    А того ли Кирилу Даниловича.

    У похмельного доброго молодца буйна голова болит:

    А вы, милы мои братцы, товарищи, друзья!

    Вы купите винца, опохмельте молодца.

    Хоть горько да жидко - давай еще;

    Замените мою смерть животом своим:

    Еще не в кое время пригожусь я вамм.



    Разумеется {124}, смешно было бы почитать Киршу Данилова сочинителем древних стихотворений; но кто же говорил или утверждал это? Все эти стихотворения неоспоримо древние. Начались они, вероятно, во времена татарщины, если не раньше: по крайней мере все богатыри Владимира Красна-солнышка беспрестанно сражаются в них с татарами. Потом каждый век и каждый певун или сказочник изменял их по-своему, то убавляя, то прибавляя стихи, то переиначивая старые. Но сильнейшему изменению они подверглись, вероятно, во времена единодержавия в России. И потому отнюдь не удивительно, чро удалой казак Кирша Данилов, _гуляка прзадный_ {125}, не оставил их совершенно в том виде, как услышал от других. И он имел на это полное право: он был поэт в душе, что достаточно доказывается его страстию к поэзии и терпением положить на бумагу 60 больших стихотворений. Некоторые {126} из них могут принадлежать и самому ему, как выше выписанная нами песня: "А и не жаль мне-ко битого, грабленого" {127}. На Руси исстари заведено, что муный человек непременно горький пьяница: так или почти так справедливо заметил где-то Гоголь {128}. В следующей песне, отличающейся глубоким и размашистым чувством тоски и грустной ирониею, Кирша Данилов является {129} истинным поэтом русским, какой только возможен был на Руси до века Екатерины Великой:



    А и горе, горе-гореваньице!

    А и в горе жить - некручинну быть,

    Нагому ходить - не стыдитися,

    А и денег нету - перед деньгами,

    Появилась гривна - перед злыми дни.

    Не бывать плешатому кудрявому,

    Не бывать гулящему богатому,

    Не отростить дерева суховерхого,

    Не откормить коня сухопарого,

    Не утешити дитя без матери,

    Не скроить арласу без мастера.

    А горе, горе-гореваньице!

    А и лыком горе подпоясалось,

    Мочалами ноги изопутаны!

    А я от горя - в темны леса,

    А горе прежде век зашел;

    А я от горя - в почестный пир -

    А горе зашел, впереди сидит;

    А я от горя - на царев кабак -

    А горе встречает, уж пиво тащит.

    Как я наг-то стал, насмеялся он.



    Кирша Данилов жил в Сибири, как это видно из частых выражений: "_а по-нашему, по-сибирскому_" и из некоторых поэм, посвященных памяти подвигов завоевателя Сибири, Ермака. Очень вероятно, что в Сибири Кирша имел больше, чем где-нибуль, возможности собраьь древние стихотворения: обыкновегно колонисты с особенною любовию и особенным старанием хранят памятники своей первобытной родины. Вообще, в Сибири и теперь еще сохранился во всей чистоте первобытный духовный тип старой Руси.

    "Древние стихотворения", заключающиеся в сборнике Кирши Данилова, большею частию эпического содержания в сказочном роде. Есть большая разница между поэмою или рапсодом и между сккзкою. В поэме поэт как бы уважает свой предмет, ставит его выше себя и хочет в других возбудить к нему благоговение; сказочник - себе на уме: цель его - занять праздное внимание, рассеять скуку, позабавить других. Отсюда происходит большая разница в тоне того и другого рода произведений: в первом важность, увлечение, иногда возвышающееся до пафоса, отсутствие иронии, а тем более - пошлых шуток; в основании второго всегда заметна задняя мысль, заметно, что рассказчик сам не верит тому, что рассказывает, и внутренно смеется над собственным рассказом. Это особенно относится к русским сказкам. Кроме "Слова о полку Игореве", из народных произведений у нас нет ни одной поэмы, которая не носила бы на себе сказочного характера. Русский человек любит небылицы как забаву в пгаздные минуты долгих зимних вечеров, но не подозтевает в них поэзии. Ему странно и дико было бы узнать, что _ученыр бары_ списывают и печатают его россказни и побасенки не для шутки и смеха, а как что-то важное. Он отдает преимущество песне перед сказкою, говоря, что "песня - быль, а сказка - ложь". У него нет никакого предчувствия о близком сродстве _вымысла с творчеством_: вымысел для него все равно, что ложь, что вздор, что чепуха. А между тем "Древние стиххотворения" не сказки собственно, но, как мы сказали, _поэмы в сказочном роде_. Может быть, первоначально они явились чисто эпическими отрывками, а потом уже, изменяясь со временем, получили свой сказочный характер; может быть также, что, вследствие варварского понятия о вымысле, и с самого начала явились они поэмами-сказками, в которых поэтический элемент был осилен прозою народного взгляда на поэзию. В книжке г. Сахарова {130} "Русские народные сказки" есть несколько сказок почти одинакового содержания и почти так же изложенных, как некоторые "Былины русских людей", помещенные им в "Сказаниях русского народа" {131}. Разница в том, что в _сказках_ есть некоторые лишние против _былин_ подробности, и в том, что первые напечатаны про
    Страница 17 из 40 Следующая страница



    [ 7 ] [ 8 ] [ 9 ] [ 10 ] [ 11 ] [ 12 ] [ 13 ] [ 14 ] [ 15 ] [ 16 ] [ 17 ] [ 18 ] [ 19 ] [ 20 ] [ 21 ] [ 22 ] [ 23 ] [ 24 ] [ 25 ] [ 26 ] [ 27 ]
    [ 1 - 10] [ 10 - 20] [ 20 - 30] [ 30 - 40]



При любом использовании материалов ссылка на http://libclub.com/ обязательна.
| © Copyright. Lib Club .com/ ® Inc. All rights reserved.