LibClub.com - Бесплатная Электронная Интернет-Библиотека классической литературы

В. Г. Белинский. Статьи о народной поэзии Страница 19

Авторы: А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

    В третье место, куда сам захочешь".

    Не садился Алеша в место большое

    И не садился в дубову скамью,

    Сел он со своими товарищи на полатный брус (!!??).



    Вдруг - о чудо! - на зоолотой доске двенадцать богвтырей несут Тугарина Змеевича - того самого, которому так недавно Алеша отрубил голову, - несут живого и сажают на _большое место_.



    Тут повары были догадливы:

    Понесли яства сахарные и питья медвяные,

    А питья все заморские,

    Стали тут пить, есть, прохлаждатися;

    А Тугарин Змеевич нечестно хлеба ест:

    По целой ковриге за щеку мечет,

    Те ковриги монастырские;

    И нечесино Тугарин питья пьет:

    По целой чаше охлестывает,

    Котора чаша в полтретья ведра.

    И говорил втапоры Абеша Попович млад:

    "Гой еси ты, ласковый сударь, Владимир-князь!

    Что у тебя за болван пришел,

    Что за дурак неотесаной?

    Нечестно у князя за столом сидит,

    Ко княгине, он, собака, руки в пазуху кладет,

    Целует во уста сахарные,

    Тебе князю насмехается".



    Далее Алеша говорит, что у его отца была скверная {133} собака, которая подавилась костью и которую он, взявши за хвост, под гору махнул: "От меня Тугарину то же будет".



    Тугарин почернел, как осенняя ночь,

    Алеша Попович стал, как светел месяц.



    Начавши рушить лебедь белую, княгиня обрезала себе рученьку левую,



    Завернула рукавцом, под стол опустила,

    Говорила таково слово:

    "Гой вы еси, княгини, боярынм!

    Либо мне резать лебедь белую,

    Либо смотреть на мил живот,

    На молода Тугарина Змеевича".



    Тугарин схватил лебедь белю, да разом ее за щеку, да еще ковригу монастырскую. Алеша опять повторяет свое возвание к Владимиру теми же словами; только, вместо собаки, говорит о коровище старой, которая, забившись в поварню, выпила чан _браги пресныя_ и от того лопнула и которую он, Алеша, за хвост да под гору: "От меня Тугарину то же будет". Потемнев, как осенняя ночь, Тугарин бросил в Алешу чингалищем булатным, но Попович "на то-то верток был", и Тугарин не попал в него. Еким спрашивает Алешу: сам ли он бросит в Тугарина али ему велит? Алеша сказал, что он завтра сам с ним переведается, под великий заклад - не о сте рублях, не о тысяче, а о своей буйной голове. Князья и бояре скочили на резвы ноги, и все за Тугарина поруки держат: князья кладут по сту рублев, бояре по пятидесяти, _крестьяне_ (?) по пяти рублев, а случившиеся тут гости купеческие подписывают плд Тугарина три корабля свои с товарами заморскими, которы стоят на быстром Днепре; а за Алешу подписывал владыка черниговский.



    Втапоры Тугарин и вон ушел,

    Садился на своего добра коня,

    Поднялся на бумажных крыльях под небесью летать.

    Скочила княгиня Апраксеевна на резвы ноги,

    Стала пенять Алеше Поповичу:

    "Деревенщина ты, заселыцина!

    Не дал посидеть другу милому".

    Втапоры Алеша того не слушался,

    _Звился_ со товарищи и вон пошел.



    На берегу Сафат-реки пустили они коней в зеленые луга, разбили шатры и стали "опочив держать". Алеша всю ночь не спит, со слезами богу молится, чтоб послал тучу грозную; молитва Алешина дошла до Христа, послал он "тучу с градом дождя", подмочил Тугарину крылья бумажные, и лежит он, как собака, на сырой земле. Еким извещает Алешу, что видел Тгуарина на сырой земле, - Алеша снаряжается, садится на добра коня, берет сабельку острую.



    И увидел Тугарин Змеевич Алешу Поповича,

    Заревел зычным голосом:

    "Гой еси, Алеша Попович млад!

    Хошь ли я тебя огнем спалю,

    Хошь ли, Алеша, конем стопчу,

    Али тебя, Алешу, копьем заколю!"

    Говорил ему Алеша Попович млад:

    "Гой ты еси, Тугарин Змеевич млад!

    Бился ты со мной о велик заклад,

    Биться, драться един на един:

    А за тобою ноне силы сметы нет"

    На меня Алешу Поповича".

    Оглянется Тугарин наазд себя,

    Втапоры Алеша подскочил, ему голову срубил -

    И пала глава на сыру землю, как пивной котел.



    Проколов уши голове Тугарина, Алеша привязал ее к седлу, привез в Киев в княженецкий двор и бросил середи двора. А Владимир-князь повел его во светлы гридни, сажал за убраны столы - тут для Алеши и стол пошел. За столом говорит ему Владимир-князь:



    "Гой еси, Алеша Попович млад!

    _Час ты мне свет дал_;

    Пожалуй ты живи в Киеве,

    Служи мне, князю Владимиру, -

    До люби тебя пожалую".

    Втапоры Алеша Попович млад кпязя не ослушался,

    Стал служить верою и правдою;

    А княгиня говорила Алеше Поповичу:

    "Деревенщина ты, заселыцина!

    Разлучил меня с другом милым,

    С молодым Змеем Тугаретиным".

    Отвечает Алеша Попович млад:

    "А ты гой еси, матушка княгиня Апраксссвна!

    Чуть не назвал я тебя сукою,

    Сукою-то, волочайкою".

    То старина, то и деянье!



    -----



    И вот, читатели, вы уже знакомы с одним из богатырей _ласкова князя Владимира Красна слонышка_; вы уже знаете, зк какую службу и с какимм обрядами Алеша был прият ко двору его. Тут не было рыцарского посвящения; не ударяли по плечу шпагою, не надевали серебряных шпор; битва была не за красоту, а против красоты, красоты весьма неграциозной и в словах, и в манерах, и в характере. Не ищите тут мифов с общечеловеческим содержанием; нп ищите художественных красот поэзии; но в этих странных и оригинальных оборотах все-таки есть поэтические элементы, если не поэзия; в этих диких и неопределенных образах народной фантазии все-таки есть смысл и значение, если нет мысли, - даже, если хотите, есть мысль, только частная, а н еобщая, народу, а не человечеству принадлежащая; и - повторяем - несмотря на дубоватую неграциозпость образов, выражение, чуддое мысли, очень и очень не чуждо поэзии. Что же касается до героя, он является с характером. Попович - это богатырь больше хитрый, чем храбрый, бобьше находчивый, чем сильный. Он идет на битву с Тугариным переодевшись, под чужим видом; завидя врага, он _едва жив идет_ (разумеется, от трусости); {134} на возглас Тугарина прикидывается глухим, - иногда тот подходит к нему ближе, чтоб говорить с ним, а не сражаться, - он вдруг хватает его по голове шелепугою в тридцать пуд; Тугарин предлагает ему побрататься, но не на таковского напал: Алеша не дастся в обман по великодушию рыцарскому - "втапоры Алеша врагу не веровал". Готовясь ко второй битве, он, в смиренном сознании своих богатырских сил, молится о дожде, чтоб подмочило у Змея бумажные крылья, - и когда тот полетел на него, он опять прибегает к обману: "Ты, - говорит он ему, - держал заклад биться со мною един на един, а за тобою сила несметная против меня"; Змей оглядывается назад и Алеша в эту минуту рубит ему голову. Еким Иванович - добрый и честный богатырь; но он служит Алеше и без его спросу ничего не делает. Это - меньшой названый брат его; это добродушная, честная сила, добровольно покорившаяся хитрому уму. Тугарин - хвастун, нахал, невежа; он при всех весьма не по-рыцарски, весьма неграциозно любезничает с Апраксеевною; он у князя, как у себя дома: ковригами глотает, ушатами запивает, как бы для показания полного своего презрения к обиженному супругу, как бы для того, чтоб при всех наругаться над ним. Неужели это идеал старинного русского любовника чужой жены, которому мало наслаждения - нужно еще и ругаться и ломаться над несчастным мужем?.. {135} Мы еще не раз встретимся с этим лицом, состоящим, как видно, на ролях _любовников_ в репертуаре народного театра жизни; он еще явится нам и под другим именем, но всегда змеем. В его безобразном и безобразном лице православный народ осуществил свое сознание о любви, - и если этот русский Дон Хуан, этот Ромео не совсем благообразен, - причина тому народное созерцание чувства любви {136}. Любовь до того изгнана у нас из тесного круга народного созерцания жизни, что в самом браке является каким-то чуждым, греховным элементом, враждебным святости союза, освящаемого религиею; вне же брака, она - бесовская прелесть, дьявольское наваждение, нечистое вожделение Змея Горынчата, преступная контрабанда жизни. Удивительно ли после этого, что эта любовь является в наших народных поэмах так простонародно-неэстетическою, так цинически чувственною, так оскорбительною и возмутительною для чувства, в таких грубых кабацких формах? Удивительно ли после того, что любовник в наших народных поэмах является в виде змея с характером хввстуна, наглеца и труса, а любовница представляется в виде грубой, наглой и бесстыдной бабы, с манерами площадной торговки, и даже, - как увидим это ниже, - в виде колдуньи, злой еретички?.. И самый разврат может иметь свою поэзию и свою грацию, если он выходит из пламенного кшокотания необузданной страсти, из неукротимого стремления к наслаждению; но в наших "любовницах" не заметно ни тени поэзии или грации. Здесь опять та же причина: любовь, по нашему народному созерцанию, не есть чувство, не есть страсть, а какой-то холодный цинический разврат. В княгине Апраксеевне олицетворен идеал любовницы, - идеал, которого полное осуществление мы увидим в Марине, неприятельнице Добрыни Никитича и любовнице Змея Горынчата {137}. Странно только, каким образом народная фантазия, выразившая в Апраксеевне народный идеал эманципированной женщины {138} (femme emancipee), навязала ее в женыы любимцу предания, солнцу своей древней жизни и поэзии - князю Владимиру. Нет сомнения, что Владимир _мифическпф_, Владимир, окруженный богатырями, женящийся от живой жены, есть Владимир-язычник: народная поэзия, как му сказали, не смела коснуться Владимира _исторического_, и плтому не передала нам ни его похода в Корсунь, ни отношений к Византии, ни последовавшего затем времени егоо царствования, переданного историею и церковью. Если же в этих поэмах нет ни языческих имен действующих лиц, ни языческих богов, а, напротив, часто упоминается о церквах, об образах, о венчании, - то это анахронизм, вроде того, что Владимировы богтыри, как мы увидим это ниже, беспрестанно сражаются с татар
    Страница 19 из 40 Следующая страница



    [ 9 ] [ 10 ] [ 11 ] [ 12 ] [ 13 ] [ 14 ] [ 15 ] [ 16 ] [ 17 ] [ 18 ] [ 19 ] [ 20 ] [ 21 ] [ 22 ] [ 23 ] [ 24 ] [ 25 ] [ 26 ] [ 27 ] [ 28 ] [ 29 ]
    [ 1 - 10] [ 10 - 20] [ 20 - 30] [ 30 - 40]



При любом использовании материалов ссылка на http://libclub.com/ обязательна.
| © Copyright. Lib Club .com/ ® Inc. All rights reserved.