LibClub.com - Бесплатная Электронная Интернет-Библиотека классической литературы

В. Г. Белинский. Статьи о народной поэзии Страница 28

Авторы: А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

    Владимиру: прикажет ли идти нам пообедати; князь послал им поклоонимся и звать их. Касьян спрашивает князя о княгине; князь едва речи выговорил: "Мы-де уже неделю другу не ходим к ней". Молодой Касьян тому не брезгует, пошел со князем во спальню к ней, а и князь идет, свой нос зажал, молоду Касьяну то ничто'ему, никакого духу он не верует. Втапоры княгиня прощалася, что нанесла речь напрасную. Молодой Касьян, сын Михайлович, а и дунул духом счятым своим на младу княгину Апраксеевну - не стало у ней того духу-пропасти, оградил ее святой рукой, прощает ее плоть женскую, захотелось ей - пострадала она, лежала в сраму полгода. Затем пошел пир горой, калики в путь наряжаются, а Владимир-князь убивается. Молода княгиня Апраксеевна вышла из кожуха, как из пропасти; тут же к ним ко столу пришла, молоду Касьяну поклоняется без стыда, без сорому, а грех свой на уме дерит. Калики с Касьяном собрались и в путь пошли до своего монастыря Боолюбова и до пустыни Ефимьевы.



    -----



    Эта поэма носит на себе характер легенды и замечательна по противоречию тона первой ее половины с тоном последней: там калики - сущие сорванцы, "орут, рявкают, прошают милостыню"; тут они - если не грациозны, мужиковаты, зато кротки и очестливы. В Касьяне выражена идея человека, освятившегося страданием от неправого наказания; в его великодушном поступке с Апраксеевною есть что-то умиряющее душу. Только одна Апраксеевна осталась в своем прежнем характере: молоду Касьяну поклоняется без стыда, без сорому, а грех свой на уме держит...



    -----



    По саду, саду, по зеленому, ходила, гуляла молода княжна Марфа Всеславьевна, она с камени скочила на лтюого на змея; обвивается лютый змей около чебота зелен сафьян, около чулочика шелкова, _хоботом_ бьет по белу стегну. А втапоры княгиня понос понесла, а понос понесла и дитя родила; (а) и на небе просвети светел месяц, а в Киеве родился могуч богатырь, как бы молодой Волх Всеславьевич: подрожала сыра земля, сотряслося славно царство Индийское, а и сине море сколебалося для ради рожденья богатырского, молода Волха Всеславьевича; рыба пошла в морскую глубину, птица полетела высоко в небеса, туры да олени за горы пошли, зайцы, лисицы по чащицам, а волки, медведи по ельникам, соболи и куницы по островам...

    Это начало поэмы есть высочайший зенит, крайняя апогея, до какой только достигает наша народная поэзия; это апофеоза богатырского рождения, полная величия, сиилы и того размашистого чувства, которому море по колено и которое есть исключительное достояние русского народа {152}. Мы не будем пересказывать всей этой поэмы, потому что не найдем в ней, как и в прежних, никакого определенного идеала народной фантазии. По-прежнему эть - _что-то_ силящееся стать образом и все остающееся символом; сквозь произвольную и узорочную ткань этого "что-то" брезжится, как искра во тьме, призрак мысли, но никак не может разгореться в светлое пламя. Волх - и богатырь и колдун; оборотившись горностаем, он сбегал в царство Индийское, "у тугих луков тетивки накусывал, у каленых стрел железны повынимал, у того ружтя, ведь у огненного кременья и шомполы повыдергал, и все он в землю закопывал" {Позднейшая прибавка и, вероятно, самого собирателя, то есть Кирши Данилова.}. Обернувшись ясным соколом, полетел к своей дружине хорабрыя, повел ее в царство Индийское - стена стоит; Волх оборотил своих молодцов мурашиками, велел им всех поголовно бить в царстве Индийском, и только на семя оставить по выбору семь тысячей душечки красны девицы. Пришедши к царю индийскому, Салтыку Ставрульевичу, говорил ему таково слово: "А и вас-то, царей, не бьют, не казнят"; ухватя его, ударил о кирпищат пол, расшиб его в крохи... И тут Волх сам царем насел, взявши царицу Азвяковну, молоду Елену Александровну, а и то его дружина хорабрая на тех девицах переженилися.

    Вообще, идеал русского богатыря - физическая сила, торжествующая над всеми препятствиями - даже над здравым "смыслом. Коли уж богатырь - ему все возможно, и против него никто не устоит; об стену лбом ударится - стена валится, а на лбу и шишки нет. Героизм есть первый момент пробуждающегося народного сознания жизни, а дикая животная сила, сила железного кулака и чугунного черепа - первый момент народного сознания героизма. Оттого у всех народов богатыри целых быков съедают, баранами закусывают, а бочками сороковыми запивабт. Но народ, в жизни которого развивается общее, идет далее, - и просветление животной силы чувство мдолга, правды и доблести бывает вторым моментом его сознания героизма. Наши народные песнопения остановились пока на первом моменте и дальше не пошли. И потому наши богатыри - тени, призраки, миражи, а не образы, не характеры, не идеаы определенные. У них нет никаких понятий о доблести и долге, им всякая служба хороша, для них всякая удаль - подвиг: и целое войско побить, конем потоптать, и единым духом выпить полтора ведра зелена вина и турий рог меду сладкого в полтретья ведра, и настрелять к княженецкому столу гусей, белых лебедей, перелетных малых серых уточек, и стольничать, и приворотничать... А между тем в этих неопределенных, диких и безобразных образах есть уже начало духовности, которой недоставало только исторической жизни, идеального развития, чтоб возвыситься до мысли и возрасти до определенных образов, до полных и прозрачных идеалов: мы разумеем эту отвагу, эту удаль, этот широкий размет души, которому море по колено, для которого и радость и горе - равно торжество, которое на огне не горит, в воде не тонет, - этот убийственный сарказм, эту простодушно-звительную иронию над жпзнию, над собственною и чужою удалью, над собственною и чужою бедою, эту способность не торопясь, не задыхаясь, воспользоваться удачею и так же точно поплатиться счастием и жизнию, эту несокрушимую мощь и крепость духа, которые - повторяем - есть как бы исключительное достоинство русской натуры... {153} Русская поэзия, как и русская жизнь (ибо в народе Жизнь и поэзия - одно), до Петра Великого есть тело, полное избытком органической жизни, крепкое, здоровое, могучее, великое, вполне способное, вполне достойное быть сосудом необъятно велиеой души, но - тело, лишенное этой души и только ожидающее, ищущее ее... Петр вдунул в него душу живу - п замирает дух при мысли о необъятно великой судьбе, ожидающей народ Петра...



    -----



    Собирался царь Саул Леонидович за сине море, в дальню орду, в половецку землю - брать дани и невыплаты; прощался он с царицей на двенадцать лет, оставлял ее черевасту и наказывал: буде дочь родится - воспоить, воскормить, замуж отдать, а любимого зятя за ним послать; а буде сын родится - воспоить, воскормить и за ним послать. Родился у царицы сын Константинушко, растет не по дням, по часам, а который _ребенок двадцати годов_, он, Когстантинушко, семи годов. Присадила его матушка учиться, скоро ему грамота далася и писать научился. Стал он, Константинушко, по улицам похаживати, стал с ребятами шутку шутить с усатыми, бородатыми, он шутку шутит не но-ребячью, а творки творил не по маленьким: которого возьмет за руку, из плеча тому руку выломит; и которого заденет за ногу, по ... ногу оторвет прочь; и которого хватит поперек хребта, тот кричит, ревет, окарачь ползет, без головы домой придет. Князи, бояра дивуются, и все купцы богатые: а что это у нас за урод растет?.. {154} Стали на него царице жалобу творить, а царица стала его журить, бранить, а журить, бранить - на ум учить смиренно жить.

    (Он спрашивает у матери, есть ли у него батюшка; мать рассказывает ему все дело; много царевич не спраивает: вышел на крылечко, закричал коня оседлать - да и был таков. На пути он перебил войско татарское - царя Кунгура Самородовича.)

    И поехал Константинушко ко городу Угличу; он бегает, скачет по чисту полю, _хоботы_ метает по темным лесам, спрашивает себе сопротивника, сильна, могуча богатыря, с кем побиться, подраться и поратиться. А углицки мужики были лукавые: город Углич крепко заперли, а сами со стены Константинушку обмаынвают: "Гой еси, удалой молодец! поезжай ты под стену белокаменну, а и нету у нас царя в Орде, короля в Литве, мы тебя поставим царем в Орду, королем в Литву". У Константинушки умок молодешенек, зеленешенек - сдавался на их слова прелестные: подъезжал он под стену, а мужики углицки крюки да багры закинули и его, молодца, и с конем подымали на стену высокую; связали да и засадили в погреба глубокие, запирали дверями железными, засыпали хрящом, пески мелкими. Царь Саул воротился в свое царство Алыберское, узнал, в чем дело, поскакал в Углич, а те же мужики-угличи, _извозчики_, с ним ехавши, рассказывают, какого молодца засадили, и приметки его поведаают. Царь упрекает их, что не спросили ни дядины, ни отчины и посадили вп одвалы глубокие - а он-де у Кунгура немало силы перебил - можно за то вам его благодарити и пожаловати. Когда Саулу выдали его сына, он спросил заплечного мастера и приказал главных мужиков в Угличе казнити и вешати. Приехал Саул с сыном домой - не пива у царя варить, не вина курить,_пир пошел на радостях.



    -----



    Следующая песня отличается каким-то поэтически унылым тоном. Содержание ее состоит в том, что добрый молодец, переехав через реку Сомородину, похаял ее; река провещала ему человеческим голосом, как бы душою красной девицей, что он забыл на том берегу два ножа булатные; когда он вновь переправлялся, река Сомородина потопил аего, отвечая на его мольбы, что не она топит его, _молодца безвременного_, а топит-де тебя похвальба твоя, пагуба. Вот начало этой наивной и грустной песни:



    Когда было молодцу пора, время великое, честь-хвала молодецкая: господь бог миловал, государь-царь жаловал, отец, мать молодца у себя во любви держат, а и род, племя на молодца не могут насмотретися; соседи ближние почитают и жалуют; друзьч и товарищи на советы съезжаются, совету советывать, крепку думушку думати они про службу царскую и службу воинскую. Скатилась ягодка с сахаррого деревца, отломилась веточка от кудрявыя от яблони; отстает добрый моьодец от отца, сын от матери; а ныне уж молодцу безвременье великое: господь бог п
    Страница 28 из 40 Следующая страница



    [ 18 ] [ 19 ] [ 20 ] [ 21 ] [ 22 ] [ 23 ] [ 24 ] [ 25 ] [ 26 ] [ 27 ] [ 28 ] [ 29 ] [ 30 ] [ 31 ] [ 32 ] [ 33 ] [ 34 ] [ 35 ] [ 36 ] [ 37 ] [ 38 ]
    [ 1 - 10] [ 10 - 20] [ 20 - 30] [ 30 - 40]



При любом использовании материалов ссылка на http://libclub.com/ обязательна.
| © Copyright. Lib Club .com/ ® Inc. All rights reserved.