LibClub.com - Бесплатная Электронная Интернет-Библиотека классической литературы

В. Г. Белинский. Статьи о народной поэзии Страница 31

Авторы: А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

    луждающим огням...

    Такова была историческая действительность Новагорода; такова и его поэзия: никакие летописи, никакие исторические изыскания не могут так верно выразить смутного его существования, как его поэзия. Начнем с "Василья Буслаева": это - апофеоза Новагорода, столь же поэтическая, удалая, размашистая, сильная, могучая и столь же неопределенная, дикая, бпзобразная, как и он сам. С самого начала поэмы вы видите существгвание в Новегороде двух сословий - аристократии и черни, которые не совсем в ладу между собою. Как бы в похвалу Буслаю, отцу Василья, говорится, что он "с Новым городом жил, не перечился, со мужики новогородскими поперек словечка не говаривал". Да и как не хвалить за это: из чего же и ссориться было сему благородному дворянну со мужики новогородскими? В Риме вражда между патрициями и плебеями имела свои важные причины: {165} первые водникли и образовались из племени завоевателей, вторые - из племени побежденного и завоеванногь: {166} вот первый исходный пункт вражды двух сословий. Далее: патриции образовывали собою правительственную корпорацию; в их руках была высшая государственная власть; они были полководцами и сенаторами, из них преимущественно выбирались консулы и диктаторы; вообще, сословие патрициев пользовалось большими прааами, которые составляли часть коренных государственных законов, владели большими имениями: а народ был беден и правами и полями, ему предоставлено было только лить кровь за отечество и повиноваться его законам. Наконец, патриций считал себя существом высшим плебея и гнушался вступить с ним в родство или допустить его в свое общество. Патриций оскорблял плебея и самым превосходством своим в образовании. Все это поддерживало борьбу, бывшую источником римской истории и причиною ее колоссального развития. Но в Новегороде дворянам и боярам не из чего было перечиться с мужиками, а мужикам не из чего было враждовать против дворян и бояр: при равенстве прав, или совершенном отсутствии прав с той и другой стороны, и при равенсиве образования, или при совершенном отсутствии всякрго образования с той и другой стороны, там только бедный мог завидовать богатому, а не мужик дворянину, ибо там и мужик мог быть богаче бояртна и потому больле его иметь весу на вольном вече. Но тут была боярская бессмысленная спесь, которая основывалась не на превосходстве образования, общественного или умственного, не на праве заслуги, а на пергаментных грамотах; спесь с одной стороны вызывала вражду с другой; а как неважные причины родят неважные следствия, то вражда и разрешалась кулачными боями и телесным увечьем. Василий Буслаев есть представитель аристократической партии в Новегороде: он человек превосходно образованный - умеет читать, писать и петь: чего же больше?.. Повадился он со пьяницы, со безумницы; но быль молодцу не укора, тем более что общественная нравственность Новагорода отнюдь не презирала тэих господ, потому что они были не только пьяницы, безумницы, но и "веселые, удалые _добры молодцы_". Костя Новоторженин должен быть не из дворян, а из купчин; выдержав экзамен Васьки, то есть удар по голове червленым вязом во двенадцать пуд, он делается его братом названыим: вот вам и символ единства и родства высшего и низшего сословий в политической организации Новагорода! Лука и Моисей - два боярченка; Василий особенно "стал радошен и веселешенек" их приходу: это своя братия - аристократы... Но что за мужики Залешана, не раз упоминаемые в киршевых поэмах, - неизвестно; и почему Васька, никого не трусиивший, не посмел им показаться, хоть они и пришли к нему на двор, где он беседовал за чаном зелена вина с своею ватагою, - тоже темно и неопределенно. Не менее загадочны и братья Сбродовичи, не раз упоминавшиеся и в прежних поэмах: о них, как и о мужиках залешанах, можно сказать с достоверностию только, что они - новогородцы. Что за братчина Никольщина, где на складчину пьют канун варее и пива ячные, - тоже загадка {167}. Драка началась не из ссоры: побывав в кабаке, молодцы Василья начали "боротися, а в ином кругу в кулаки битися"; начали за здравие, а свели за упокой, по русской пословице; следовательно, не вражда между сословиями, а то, что руки расчесались и плечи расходились - произвело нецивилизованную драку. Вызов Васьки мужиков новогородских на бой с его дружиною о велик заклад прекрасно характеризует новогородскую удаль и молодечество; в его условии с ними, к которому были "подписаны руки" с обеих сторон, промелькивает коммерческая цивилизация Новагорода. В жалобе мужиков, приносимой к матери Васьки, и скорой расправе матери с сыном вполне выражается патриархально-семейное основание гражданского быта того времени; а "дороги подарочки", представленные матерой вдгве Амелфе Тимофеевне при жалобе на сына,, показывают ясно, что и в новогородской республике без "подарочков" никакая просьба не обходилась. _Девушка-чернавушка_ упоминается и в некоторых других русских сказках; следовательно, она должна иметь какое-нибудь значение, но какое именно - нельзя понять. Для нас эта _девушка-чернавушка_, которая хватает Ваську за белы руки и, как ребенка, тащит в погреба глубокие, а потом кипарисовым коромыслом побивает мужиков новогородских, сшибает замки булатные, ломает двери железные и освобождает Василья, - для анс она не имеет никакого смысла. Замечательно, что эта _девушка-чернавушка_ явно держит сторону Василья и его молодцов, и только в качестве служанки его матери, обязанной повиноваться своей госпоже, действует она против Василья. Встреча освобожденного из подвала Василья с старцем-пилигримищем есть лучшее место в поэме. Этот старец-пилигримище есть поэтическая апофеоза Новагорода, поэтический символ его государственности. Старец держит на могучих плечах колокол в триста пуд; он холодно и спокойно, как голос уверенного в себе государственного достоинства, останввливает рьяность Буслаева: "Из Волхова воды не выпити, в Новегороде людей не выбити: есть молодцов супротив тебя, стоим мы, молодцы, не хвастаем". В ответе Василья видны привилегии духовного сословия и уважение Буслаева к идее Новагорода, однако же побеждаемое неукротимости юеоо молодечества: "Бился я о велик заклад со мужики новогородскими, _опричь почестного монастыря, опричь тебя старца-пилигримища; во задор войду - и тебя убью_!" Васька ударяет тележною осью по голове старца: _качается {168} старец, не шевельнется; заглянул он, Василий, старца под колокол: а и во лбе глаз - уж веку нету_... Хоть слова _качается_ и _не шевельнется_ и кажутся противоречием друг другу, однако в них нет противоречия, а только неточность вырмжения: слово _качается_ должно относить к колоколу, а _не шевельнется_ - к старцу, образу Новагорода. _А и во лбе глаз - уж веку нету_ - указывает на мистическую древность исторического существования Новагорода. Вообще, этот образ Новагорода дышит какою-то грандиозностию, силою и поэзиею; но в т же время он странен, дик, неопределен, - словом: самый верный порртрет исторического Новагорода, поэтический инфузорий, огромный взмах без удара...

    Теперь мы докончим историю _мота_ и _пьяницы_, молода Василья Буслаевича, пересказав содержание другой новогородской поэмы, представляющей Буслаева в новом положении.



    -----



    Под _славным, великим_ Новым городом, по славному озеру по Ильменю плавает, поплавает сер селезень, как бы ярый гоголь поныривает: а плавает, поплавает червлен корабль как бы молода Василья Буслаевичп ст его дружиною хораброю: Костя Никитин корму держит, маленький Потаня на носу стоит, а Василий-то по кораблю похаживает, таковы слова поговаривает: "Свет, моя дружина хорабрая, тридцать удалых добрых молодцов! ставьте корабль поперек Ильменя, приставайте, молодцы, ко Новугороду!"

    Вышед из корабля, Василий идет к своей матушке, матерой вдове Амелфе Тимофеевне, просит у нее благословения великого "идти в Ерусалим-град, господу помолитися, святой святыне приложитися, во Ердане-реке искупатися". Мать отвечает: "Коли ты пойдешь на добрые дела, тебе дам благословение великое; коли ты, дитя, на разбой пойдешь, я не дам благословения великого, а и не носи Василья сыра земля". Камень от огня разгорается, а булат от жару растопляется, материно сердце распущается; и дает она много свинцу, пороху, и дает Василью запасы хлебные, и дает оружье долгомерное. "Побереги ты, Василий, буйну голову свою".

    Поехал Буслай со дружиною по Ильменю-озеру во Ерусалимград; плывут они уже другую неделю (_какое огромное озеро_!); встречу им гости корабельщики: "Здравствуй, Василий Булсаевич! куда, молодец, поизводил погулять?" Отвечает Василий Буслеавич: "Гой еси вы, гости корабельщики! А мое-то ведь гулянье неохотное: _смолоду бито много, граблено, под старость надо душа спасти_; а скажите вы, молодцы, мне прямого путя ко святому граду Иерусалиму". Корабельщики отвечают, что если еать прямым путем - то семь недель, а если окольною дорогою - полтора года; и что на славном Каспийском море, на Куминском острову стоит застава крепкая - атаманы казачие, не много не мало их - три тысячи, грабят бусы, _галеры_ (?), разбивают червлены корабли. "А не верую я, Васинька, ни в сон, ни в чох, а и верую в свой червленый вяз; а бегите вы, ребята, прямым путем". И завидя Буслай гору высокую, скоро приставал ко круту бережку и походил на ту гору Сорочинскую, а за ним летит дружина хорабрая. Будет Василий в полугоре, попадается ему пуста голова, человевеская кость; пнул Василий тое голову с дороги прочь; провещится пуста голова человеческая: "Гой еси, Василий Бусланвич! ты к чему меня, голову, побрасываешь? Я молодец не хуже тебя был; умею я, молодец, валятися, - и где лежит пуста голова молодецкая, и будет лежать голове Васильевой". Плюнул Василий, прочь пошел: "Али, голова, в тебе враг говорит, али нечистый дух?"

    На вершине горы, _на самой сопке_, стоит камень, а на нем написано, что-де кто у каменя станет тешиться, забавлятися, вдоль скакать по каменю - сломить буйну голову. Василий тому не верует и стал с молодцами тешиться, забавлятися, поперек того каменю поскакивати, _а вдоль-то его не смеют скакать__.

    Наскакавшись вдоволь, молодцы едут далее и достигают заставы ка
    Страница 31 из 40 Следующая страница



    [ 21 ] [ 22 ] [ 23 ] [ 24 ] [ 25 ] [ 26 ] [ 27 ] [ 28 ] [ 29 ] [ 30 ] [ 31 ] [ 32 ] [ 33 ] [ 34 ] [ 35 ] [ 36 ] [ 37 ] [ 38 ] [ 39 ] [ 40 ]
    [ 1 - 10] [ 10 - 20] [ 20 - 30] [ 30 - 40]



При любом использовании материалов ссылка на http://libclub.com/ обязательна.
| © Copyright. Lib Club .com/ ® Inc. All rights reserved.