LibClub.com - Бесплатная Электронная Интернет-Библиотека классической литературы

В. Г. Белинский. Статьи о народной поэзии Страница 33

Авторы: А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

    и от тебя отошел; а иду я, молодец, в Новгород побывать". Проговорит ему матка Волга-река: "Гой еси, удалой добрый молодец! когда придешь ты во Новгород, а стань ты под башн проезжую, поклонися от меня брату моему а славному озеру Ильменю". Правил Садко Ильменю-озеру челобитье великое: "А и гой еси, славный Ильмень-озеро! Сестра тебе Волга челобитье посылает _бвою_" {171} (?). Приходил тут от Ильмень-озера удалой добрый молодец и спрашивал Садку: "Гой еси, с Волги удал молодец! как-де ты Волгусестру знаешь мою?" А и тот молодец Садко ответ держит: "Чтоде я гулял по Волге двенадцать лет, с вершины знаю и до устья ее, а и нижнего царства Астраханского". А и стал тот молодец наказывати, который послан от Ильмень-озера, чтоб Садко просил _бошлыков_ закинуть в Ильмень три невода: будет-де емму. Садке, божья милость. Первый невод к берегу пришел: и тут в нем рыба белая, белая ведь рыба мелкая; и другой-то ведь невод к берегу пришел: в том-то рыба красная; а и третий нечод к берегу пришел: в том-то ведь рыба белая, белая рыба в три четверти. Перевозился Садко молодец на гостиный двор с тою рыбою ловленою, навалил ею три погреба глубокие, запирал те вогребы накрепко, ставил караул на гостином на дворе и давал тем бошлыкам за труды их сто рублев. А не ходит Садко на тот на гоатиный двор по три дни, на четвертый день погулять захотел; заглянет он в первый погреб - котора была рыба мелкая, те-то ведь стали деньги дробные; заглянул он в другой погреб, где была рыба красная - очутились у Садки червонцы лежат; в третьем погребу, где была рыба белая, - а и тут у Садки все монеты лежат. Втапоры Садко купец, богатый гость, сходил он на Ильмень-озеро, а бьет челом поклоняется: "Батюшко мой, Ильмень-озеро! поучи меня жить в Новегороде". Ильмень дает ему совет поводиться со людьми со таможенными, да позвать молодцов посадских людей, а станут-де те знать и ведати. Позвал к себе Садко людей таможенных и стал водиться с людьми посадскими. Сходилися мужики новогородские у того ли Николы Можайского, во братчину Никольщину, пить канун, пива ячные ; Садко бил челом, поклоняется принять его во браичину Никольщину, суллит им заплатить _сыпь_ немалую и дает им пятьдесят рублев. Когда молодцы напивались допьяна, а и с хмелю тут Садко захвастался: велит припасать товаров в Новегороде, он-де те товары все выкупит, не оставит ни на денежку, ни на малу разну полушечку: а не то - заплатит казны им сто тысячей. И ходит Садко по Новугороду, выкупает все товары повольной ценой, не оставил ни на денежку, ни на малу разну полушечку. Вложил бог желанье в ретиво сердце: а и шед Садко божий храм соорудил, а и во имя Стефана архидьякона: кресты, маковицы золотом золотил, он местны иконы изуукрашивал, изукрашивал иконы, чистым жемчугом усадил, царские двери вызолачивал. На второй день он опять выкупил все товаиы в Новегороде и соорудил церковь во имя Софии премудрыя. По третий день по Новугороду товару больше старого, всякиих товаров заморскиих: он выкупил товары в половину дня и сошрудил божий храм во имя Николы Можайского. А и ходит Садко по четвертый день, ходил Садко по Новугороду, а и целой день он до зечера, не нашел он товаров в Новегороде ни на денежку, ни на малу разну полушечку. Зайдет Садко он во темный в ряд, и стоят тут черепаны, гнилые торшки, а все горшки уже битые; _он сам Садко усмехается_, дает деньги за те горшки, сам говорит таково слово: "Пригодятся ребятам черепками играть, поминать Садку гостя богатого, _что не я, Садко, богат - богат Новгород всякими товарами заморскими и теми черепанами, гнилыми горшки_!"



    -----



    В этой поэме ощутительно присутствие _идеи_: она есть поэтическая апофеоза Новагорода, как торговой общины! Садко выражает собою бесконечную силу, бесконечную удаль; но эта сила и удаль основаны на бесконечных денежных средствах, приобретение которых возможно только в торговой общине. Русский человек во всем удал и во всем любит хвастнуть своею удалью. У нас и теперь всякий проживает вдвое больше того, что получает: исключения редки {172}. В этом отношении русские - совершеннвй контраст с немцами. Садко выкупает товары в Новегороде не по расчету, не по нужде, а потому что он расходился и ему море по колено. Он хочет насладиться чувством своего _золотого_ могущества: черта чисто русская! Русский человек любит похвастаться чем бог послал: и кулаком, и плечами, и речами, и безрассудною удалью, которая может стоиь ему жизни. Что же до денег - известное дело, что у него последняя копейка ребром. Копит он иногда деньгу целый год, живет скрягой, во всем себе отказывает - и для чего все это? - чтоб под веселый час все разом спустить. Когда расходится, - он добр и тороват: вали к нему на двор званый и незваный, пей и ешь сколько душе угодно; нейдет в душу, - лей и бросай на пол. Тут он уже и не торгуется - дает без счету, сколько руки захватили; а завтра - хорошо, если осталось, чем опохмелиться {173}, и на пищу святого Антония, не жалея, не раскаиваясь, без вздохов и охов - до нового праздника... Конечно, в этом есть нечто дикое, если хотите, но в форме, а не в сущности: в сущности это - черта благородная, признак души сильной, широко разметывающейся.

    Но Садко обязан своим богатством не себе, а Волге да Ильменю, да Новугороду Великому. Волга прислала с ним поклон брату своему Ильменю; Ильмень разговаривает с Садкою в виде удалого доброго молодца; это олицетворение имеет великий смысл: реки и озера судоходные - божества торговых народов. Превращение рыбы в деньги - тоже не без смысла: это язык поэзии, выразивший собою прозаическое понятие о выгодном торговом обороте. Садко выкупил все товары в Новегороде; остались только битые горшки - и те надо скупить: пусть играют ребятишки да поминают Садку госстя богатого. Новгород унижен, оскорблен, опозорен в своем торговом могуществе и величии: частный человек скупил все его товары, и все остался богат, а товаров больше нет... Но этот Садко стал так богат благодаря Новугороду же, - и потом упусть ребятишки играют битыми черепками да поминают Садку гостя богатого, что _не Садко богат - богат Новгород всякими товарами заморскими и теми черепанами, гнилыми горшки_...

    Итак, Садко велик и полон поэзии не сам по сбе, но как один из представителей Великого Новагорода, в котором всего много, все есть - от драгоценнейших заморских товаров до битых черепков. Последние слова, выставленные нами курсивом, удивительно замыкают собою поэму, дают ей какое-то художественное единство и полноту, делают осязательно ясною скрытую в ней идею. Вся поэма проникнута необыкновенным одушевлением и полна поэзии. Это один из перлов русской народной поэзии.

    Последняя новогородская поэма едва ли уступает в поэтическом достоинстве этой {174}. Можно сказать утвердительно, что, уступая ей с одной соороны, она превосходит ее с другой. В ней опять два героя: один видимый - Садко, драгой невидимый - Новгород, но уже не сам собою, а своими божествами-покровителями - морями, озерами и реками, особенно тою, которая помла его из своих берегов. Все эти моря, озера и реки олицетворены в поэме и являются поэтическими личностями, что придает поэме какой-то фантастический характер, столь вообще чуждый русскоой поэзии, и тем более поразительный в этой поэме.



    -----



    Плывут по синему морю тридцать кораблей, един сокол-корабль самого Садки, гостя богатого. Все корабли что соколы летят, а сокол Садкин корабль на море стоит. Садко _велит своим ярыжкам, людям наемныим, подначальныим_, резать жеребья валжены и бросить их на сине море, которы-де поверху плывут, а и те бы душеньки правые, и которы в море тонут, тех-то спихнемде мы во сине море. Садко кинул хмелево перо с своею подписью: а все жеребья по морю плывут, кабы япы гоголи по заводям; един жеребий во море тонет - в море тонет хмелево перо саморо Садки гостя богатого. Садко велит резать жеребьи ветляные; которы-де жеребьи потонут, а и то бы душеньки правые. Сам он бросает жеребий булатный в десять пуд. И все жеребьи во море тонут, един жеребий поверху плывет - самого Садки гостя богатого. Говорит твт Садко-купец богатый гость: "Вы ярыжки, люди неамные, а наемны люди подначальные! Я Сад-Садко знаю-ведаю: бегаю по морю двенадцать лет, тому царю заморскому не платиб я дани-пошлины, и во то сине море Хвалынское хлеба с солью не опускивал, - по меня Садку смерть пришла. И вы, купцы, гости богатые, а вы целовальники любимые, а и все приказчики хорошие, приеесите шубу соболиную". И скоро Садко наряжается, берет он гусли звончаты со хороши струны золоты, и берет он шхматницу золоту со золоты тавлеями. На золотой шахматнице поплыл Садко по смню морю. Все корабли по морю пошли, и Садкин корабль что кречет бел летит. Отца, матери молитвы великие, самого Садки гостя богатого: подымалася погода тихая, прибила Садку к крутому беркгу. Пошел Садко подле синя моря, нашел он избу великую, а избу великую - во все дерево, нашел он двери - и в избу вошел. И лежит на лавке царь морской: "А и гой еси, ты купец, богатый гость! А что душа раадела, того бог мне дал, и ждал Садку двенадцать лет, а ныне Садко головой пришел; поиграй Садко в гусли ыт звончаты". Стал Садко царя тешити, а царь морской зачал скакать, плясать; и того Садку напоил питьями разными - развалялся Садко, и пьян он стал, и уснул Садко купец, богатый гость. А во сне пришел святитель Николай к нему, говорит ему таковы слова: "Гой еси, ты Садко купец, богатый гость! А рви ты свои струны золоты, и бросай ты гусли звончаты: расплясался утебя царь морской, а сине море всколебалося, а и быстры реки разливалися, топят много бусы, корабли, топяо души напрасные того народу православного". Бросил Садко гусли звончаты, изорвал струны золоты; перестал царь морской скакать и плясать: утихло море синее, утихлли реки быстрые. Поутруц арь морской стал уговариватьь Садку женитися и привел ему тридцать девиц; а Никола ему во сне наказывал, чтоб не выбирал он хорошей, _белыя, румяныя_, а взял бы девушпу поваренную, котора хуже всех. Садко думался, не продумался, и взял девушку поваренную; царь морской положил Садку с новобрачного в подклете спать, а Никола святой во сне Садке на
    Страница 33 из 40 Следующая страница



    [ 23 ] [ 24 ] [ 25 ] [ 26 ] [ 27 ] [ 28 ] [ 29 ] [ 30 ] [ 31 ] [ 32 ] [ 33 ] [ 34 ] [ 35 ] [ 36 ] [ 37 ] [ 38 ] [ 39 ] [ 40 ]
    [ 1 - 10] [ 10 - 20] [ 20 - 30] [ 30 - 40]



При любом использовании материалов ссылка на http://libclub.com/ обязательна.
| © Copyright. Lib Club .com/ ® Inc. All rights reserved.