LibClub.com - Бесплатная Электронная Интернет-Библиотека классической литературы

В. Г. Белинский. Статьи о народной поэзии Страница 36

Авторы: А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

    м совершенно соответствует их содержанию: та же исполинская мощь - и та же скудость, та же неопределенность, то же однообразие в выражении и образах. Если у князя или гостя богатого пир, - то во всех поэмах описание его совершенно одинаково: "А и было пированье - нечестный пир, а и было столованье - почестный стол; а и будет день во полудне, а и будет пир во полупире, а и будет стол во полустоле". Если богатырь стреляет из лука, то непременно: "А и спела ведь тетивка у лука - взвыла да пошла калена стрела". Обезоруженный ли богатырь ищет своего оружия, то уже всегда: "Не попала ему его палица железная, что попала-то ему ось тележная". Если дело идет об удивительном убранстве палат, то: "На небе солнце - в тереме солнце" и проч. Одним словом, все источники нашей народной поэзии так немногочисленны, что как будто перечтены и отмечены общими выражениями, которые и употребляются по надобности.

    Форма русской народной поэзии вообще оригинальна в высшей степени. К главным ее особенностя мпринадлежит музыкальность, певучесть какая-то. Между русскими песнями есть такие, в которых слова как будто набраны не для составления какого-нибудь определенного смысла, а для последовательного ряда звуков, нужных для "голоса". Уху русский человек жертвовал всем - даже смыслом. Художник легко примиряет оба требования; но народный певец по необходимости должен прибегать к повторениям слов и даже целых стихов, чтоб не нарушить требований ритма. Сверх того, в русской народной поэзии большую роль играет рифма не слов, а смысла: русский человек не гоняется за рифмою - он полагает ее не в созвучии, а в кадансе, и полубогатые рифмы как бы предпочитает богатым; но настоящая его рифма есть - рифма смысла: мы разумеем под этим словом двойственность стихов, из которых второй рифмует с первым по смыслу. Отсюда эти частые и, по-видимому, ненужные повторения слов, выражений и целых стихов; отсюда же и эти отрицательные подобия, которыми, так сказать, оттеняется настоящий предмет речи: "Не грозна туча во широком поле подымалася, не полая вода на круты берега разливалася: а выводил то молодой князь Глеб Олегович рать на войну"; или: "Не высоко солнце по поднебесью вшсходило, не румяная заря на широком поле расстилалася: а выходил то молодой Акундин".



    Не допустят Екима до добра коня,

    До _своей его_ палицы _тяжкия_,

    А и _тяжкия_ палицы _медныя_,

    Лита она была в три тысячи пуд;

    Не _птпала_ ему палица _железная_,

    Чтш _попала_ ему ось-то тележная.



    Все эти повторения и ненжные слова: _своей_ и _его, тяжкия_ и _тяжкия, попала_ и _попала_ сделаны явно для певучей гармонии размера и для рифмы смысла; для того же сделана и бессмыслица, то есть в третьем стихе палица названа _медною_, а в пятом _железною_; железная была необходима, сверх того, и для кадансовой, просодической (а не созвучной) рифмы: _железная - тележная_: U-UU и U-UU.

    Таких примеров можно найти бездну, но для пояснения нашей мысли довольно и этих {186}. Теперь, сообразно плану нашей статьи, мы должны перейти к песням исоорическим; этот отдел русской народной поэзии беден во всех отношениях:и числом, и содержанием, и поэзиею. Трудное и тяжкое историческое развитие Руси до Петра Великого было слишком сужою и бесплодною почвою для поэзии.

    Древнейшая историческая песня в рассматриваемых нами сборниках находится в книге Кирши Данилова и называется "Щелкан Дудентьевич". Она носит на себе характер сказочный; но явно, что историческое событие дало для нее содержание. Герой ее, Щелкан Дудентьевич, не получил себе от своего шурина, царя Азвяка Ставруловича, удела, потому что был во время раздачи уделов в Литве: "Брал он, млад Щелкан, дани, выходы {187}, царски невыплаты; с князей брал по сту рублев, со бояр по пятидесяти, с крестьян по пяти рублев; у которого денег нет, у того дитя возьмет, у которого дитя нет, у того жену возьмет; у которого жены-то нет, того самого головой возьмет". Возвратившись к царю Азвяку с данями, невыплатами, он просит у него себе в удел старую Тверь. Азвяк отвечает ему: "Гой еси, шурин мой, Щелкан Дудентьевич! заколи-тко ты сына своего любимого, крови ты чашуу нацеди, выпей ты крови тоя, крови горячия, и тогда я тебя пожалую Тверью богатою, двумя братцами родимыми, дву удалыми Борисовичами". Выполнив это _гуманное требование_, Щелкан "судьею насел в Тверь ту старую, в Тверь ту богатую, а немного он судьею сидел: и вдовы-то бесчестити, красны девицы позорити, надо всеми наругатися, над домами насмехатися. Мужики-то старые, мужики-то богатые, мужики-то посадские, они жалобу приносили двум братьям родимыим, двум удалым Борисовичам; от народа они с поклоном пошли, с _честными подарками_. Изошли его в доме у себя Щелкана Дудентьевича; подарки принял от них, чести не воздал им. Втапоры млад Щелкан зачванился, он загординился, и они с ним раздорили - один ухватил за овлосы, а другой за ноги и тут его разорвали. Тут смерть ему случилася, ни на ком не сыскалося". - Эта песня есть искаженная быль XIV столетия: Щелкан Дудентьевич есть не кто иной, как Шевкал, сын Дюденев, двоюродный брат хана Узбека (переименованного сказкою в Азвяка, да еще и Ставруловича), который, прибыв послом в Тверь в 1327 году, за свою жестокость и наглость был сожжен гражданами со всею свитою. Кроме этой песни, нет ни одной, которая бы относилась к эпохе татарщины; равным образом, нет ни одной исторической песни, которая бы относилась к Донскому, к Иоанну III; есть несколько песен об Иване Грозном да несколько песен,о тносящихся к эпохе самозванцев и борьбы России с Польшею за независимость; также из эпохи царя Алексия Михайловича и Петра Великого. Всех этих песен числом не более десяти, да и те совершенно ничтожны и по содержанию, и по форме, и по историческому значению. Русская народность еще сознавала себя в сказках: в истории она потерялась. Русскиы человек как бы не чувствовал себя членом государстаа и потому не знал, что в нем и делалось. До него доходили слухи, он и сам бывал свидетелем событий, как ратник, лил кровь свою по царскому наказу, боярскому приказу, но ничего не понимал в них {188} и перевирал их вопреки здравому смыслу и исторической действительности. Так, в одной песне "кругом сильна царства Московского _литва_ облегла со все четыре стороны, а и с нею сила, _сорочина дтлгополая_, и те _черкесы пятигорские_, еще ли _калмыки с татарами_, со _татарами_, со _башкирцами_, еще _чукши_ со _люторами_ (с лютеранами, из которых политический такт древней Руси сделал особый народ)"; {189} тогда Михайло Скопин, "правитель царству Московскому, оберегатель миру крещеному и всей нашей земли светорусския", приезжал в Новгород, "садился на ременчат стул, а и берет чернилицу золотую, как бы в ней перо лебединое, и берет он бумагу белую, писал ярлыки скррописчаты во свицкуюю (шведскую) землю, _саксонскую_, ко любимому брату названому, ко свицкому королю Карлосу, а от мудрости слово поставлено: "А и гой еси, названый брат, а ты свицкий король Карлус! а и смилуйся, смилосердуйся, смилосердуйся, покажи милость, а и дай мне силы на подмочь". Это послание - образец дипломатического красноречия, отосшано к шведскому королю, который и прислал к Скопина на помощь сорок тысяч войска. Соединившись с шведами, наши войска пошли в восточную сторону и вырубили чудь белоглазую и сорочину долгополую; в полуденную сторону - перкрошили черкес пятигорских, "еще ноне тут Малороссия", и таким же образом уничтожили литву, чукчей, башкирцев, калмыков и "алюторов". В остальной половине пьесы перевирается по-сказочному отравление Скопина, которого причина - самая народная: Скопин на пиру у Воротынского больно начал похваляться: "Я, Скопин, очистил царство Московское и велико государство Российское, еще ли мне славу поют до веку, от старого до малого, от малого др веку моего". И тут боярам за беду стало: они подсыпали в чашу зелья лютого, а кума Скопина крестовая, дочь Малютф Скурлатова, поднесла ему отравленную чашу. Окончание пьесы отличается всею наивною и удалою прелестью русской народной поэзии:



    То старина, то и д_е_янье,

    Как бы синему морю на ут_и_шенье,

    А быстрым рекам слава д_о_ моря,

    Как бы добрым людям на посл_у_шанье,

    Молодым молодцам на перениманье,

    Еще нам, веселым молодцам, на потешенье,

    Сидючи в беседе смиренный;

    Испиваючи мед, зелено вино,

    Где-ко пиво пьем, тут и честь воздаем

    Тому боярину великому

    И хозяину своему ласковому.



    В другой песне царь Алексий Михайлович три года стоит под Ригою, потом едет в Москву; войско просит царя не оставлять его под Ригою: "Она скучила нам Рига, напрокучила: много голоду, холоду приняли, наготы, босоты вдвое того". Царь отвечает: "Когда прибудем в каменну Москву, забудем бедность, нужу великую, а и выставлю вам погреба царские, что с пивом, с вином, меды сладкие".

    Лучшие исторические песни - об Иване Грозном. Тон их чисто сказочный, но образ Грозного просвечивает сквозь сказочную неопределенность со всею яркостию громовой молнии. В драгоценном сборнике Кирши Данилова {190}, к сожалению, далеко не вполне перепечатанном г. Сахаровым, есть песня под названием "Мастрюк Темрюкович", в которой описывается кулачный бой царского шурина, Мастрюка, с двумя московскими удальцами. Грозный пировал по случаю женитьбы своей на Марье Темрюковне, сестре Мастрюковне, купаве крымской, царевне благоверной, дочери Темрюка Степановича, царя Золотой Орды (о история!..). На пиру все были веселы; не весел один Мастрюк Темрюкович, шурин царский: он еще нигде не нашел борца по себе и думает Москву загонять, сильно царство Московское. Узнав о причине его кручины-раздумья, царь велел боярину Никите Романовичу искать бойцов по Москве. Два братца родимые по базару похаживают, а и бороды бритые, усы торженые, а платье саксонское, сапоги с раструбами. Они спрашивают боярина: "Сметь ли нога ступить с царским шурином и сметь ли его побороть?" Царь велел боярину сказать им: "Кто бы Мастрюка поборол, царского шурина, платья бы с плеч снял, да нагого с круга спустил, а нагого как мать родила, а и мать на свет пустила". Прослышав б
    Страница 36 из 40 Следующая страница



    [ 26 ] [ 27 ] [ 28 ] [ 29 ] [ 30 ] [ 31 ] [ 32 ] [ 33 ] [ 34 ] [ 35 ] [ 36 ] [ 37 ] [ 38 ] [ 39 ] [ 40 ]
    [ 1 - 10] [ 10 - 20] [ 20 - 30] [ 30 - 40]



При любом использовании материалов ссылка на http://libclub.com/ обязательна.
| © Copyright. Lib Club .com/ ® Inc. All rights reserved.