LibClub.com - Бесплатная Электронная Интернет-Библиотека классической литературы

В. Г. Белинский. Статьи о народной поэзии Страница 6

Авторы: А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

    кого. Естественняа (или собственно народная) поэзия более зависит от субстанции народа, чем от его исторического значения. Вот почему римляне - всемирно-историческая и великая нация - не имели народной поэзии. Что касается до греческой поэзии - она составляет собою как бы исключение из общего правила: она никогда не была собственно народною, но всегда, будучи народною, в то же время была и общечеловеческою, всемирно-историческою. Причина этого - бесконечное миросозерцмние, лежавшее в субстанции эллинского племени: в самых древнейших мифах эллинов заключаются абсолютные идеи, художественно выраженные, и в этом отношении их древнейшие поэты, до Гезиода и Гомера существовавшие, равно как и сами Гезиод и Гомер, отличаются от позднейших - Софокла и Еврипида больше степенью историчаского развития искусства, чем художественного достоинства. Художественная поэзия всегда выше естественной, или собственно народной. Последняя - только младенческий лепет народа, мир темных предощущений, смутных предчувствий; часто она не находит слова для выражения мысли и прибегает к условным формам - к аллегориям и символам; художественная поэзия есть, напротив, определенное слово мужественного сознания, форма, равновесная заключающейся в ней мысли, мир положительной действительности; она всегда выражается образами определенными и точными, прозрачными и ясными, равносильными идее. Мы помним, как, в разгаре романтического брожения, многие утверждали у нас, что народная песня выше всякого художественного произведения и что будто бы какой-нибудь Пушкин за честь себе ставил подделаться под простой и наивный склад народной песни: смешное заблуждение, впрочем, понятпое в эпоху одностороннего увлечения! Нет, одно небольшое стихотворение истинного художника-поэта неизмеримо выше всех произведений народной поэзии, вместе взятых! И ели художник-поэт настроивает свою разнообразную, _гармоническую_ лиру на монотонный лад народной _мелодии_ - он делает этим честь народной поэзии и обнаруживает могущество Протея {38}, способного являться во всех формах. Его _народная_ песнь выше всех собственно народных песней, вместе взятых: произведение, которое выходит из творческого духа , обладающего своим предметом, всегда выше того, которое выходит из духа, покоренного своим предметом. И со всем тем, в народной или естественной поэзии есть нечто такое, чего не моожет заменить нам художественная поэзия. Никто не будет спорить, что опера Моцарта или соната Бетховена неизмеримо выше всякой народной музыки, - это доказывается даже и тем, что первые никогда не наскучат, но всегда являются более новыми, а вторая хороша вовремя и изредка; но тем не менее неоспоримо, что власть народной музыки бесконечна над чувством. Не диво, что русский мужичок и плачет и пляшет от своей музыки; но то диво, что и образованый русский, музыкант в душе, поклонник Моцарта и Бетховена, не мжоет защититься от неотразимого обаяния однообразного, заунывного и удалого напева нашей песни... Возраст мужества выше младенчества - нет спора, но отчего же звуки нашего детства, его воспоминания даже и в старрости потрясают все струны нашего сердца и радостию и грустию и вокруг поникшей головы нашей вызывают светлых духов любви и блаженства?.. Оттого, что младенчество есть необходимый и разумный период нашего существования, который бывает только раз в жизни и больше не возвращается... Это время нашего единства с природою, в котором так много простодушной и невинной любви; время нашего непосредственного сознания, в котором все было ясно, без тяжких дум и тревожных вопросоов ,как буто бы сильфы и феи дружелюбно нашептывали сердцу священные откровения, и небесная манна сама падалк на землю, не орошенную потом труда и забот... Славное то время было, читатель мой, когда солнышко улыбалось вам с чистого неба, когда цветочек наклонением стебелька ласково приветствоввал вас, мотылек манил вас бегать по лугу, кузнечик пел вам свою однообразную песенку, и старый ручей, по выражению гениального сумасброда Гофмана, рассказывал вам чудные сказочки!.. {3} Вы и природа были тогда - одно, и все в природе было для вас дружеским откровением священной тайны любви и блаженства!.. Выше же бокал мой за вас, счастливые лета моего младенчества! - говорите вы. Я теперь умнее, чем был тогда; я не променяю разума на самое блаженство, но мне все-таки жаль вас, радужные дни моего счастливого детства!..

    Да, мысль выше непосредственного чувства, пора мужества выше поры младенчества; но все же и в непосредственном чувстве и в поре детства есть нечто такое, чего нет ни в разумном сознании, ни в гордой возмужалости, что бывает только раз в жизни и больше не возвращается... Тк и для народа: он все тот же и в эпоху разумного сознания, как и в эпоху непосредственного чувства; но его непосредственное чувство было почвою, из которой возник и развился цвет и плод его разумного сознания. Все последующее есть результат предыдущего: разумная мысль часто есть только сознанное предание темной старины, а знание часто есть только уясненнре предчувствие; а страна мифов и таинственных предречений есть стоана, полная очарования и чудес... Жизнь распадается на множество сторон и вновь совокупляется в единое и целое; единое выше множества, целое выше частей, но и во всякой отдельности есть нечто свое, не заменимое целым. В художественной поэзии заключаются все элементы народной, и, сверх того, есть еще нечто такое, чего нет в народной поэзии: однако ж тем не менее народная поэзия имеет для нас свою цену так, как она есть, - в ее чистом, беспримесном элементе, в ее простой, безыскусственной и часто грубой форме.

    Многое еще можно сказать об общих чертах народной поэзии; но это удобнее сделать в применении к русским песням и сказкам, - что мы и исполним в следующей статье, а эту просим считать только общим взглядом на значение всякой народной поэзии.



    СТАТЬЯ II

    Значение "общего" и "особного" в искусстве. - Отношение народной поэзии к

    художественной, и наоборот. - Всеобщность и художественность греческой

    народной поэзии. - Элементы общего в народных легендах тевтонских племен



    В первой статье мы сказали, что как естественное противополагается в поэзии искусственному, так _народное_ противополагается _общему_, и наоборот, и что как народное, так и общее суть понятия родственные, заключающиеся в самой сущности творчества. Теперь нам должно объяснить значение _общего_ (мирового, абсолютного) и _особного_ (частного, исключительного). Что такое "общее"? - Сущность всего сущело, единство всякого разнообразия, душа вселенной, начало и конец всего, что было, есть и будет, словом - _идея_. Почему же, спросят нас, это новое и притом такое странное, произвольное название для прндмета старого н давно уже получившего себе имя? - Почему же "общее", а не просто "идея"?.. {40} - В этом новом слове, - отвечаем мы, - один из существеннейших признаков, которым вполне определяется предмет, берется за самый предмет, чтоб тем яснее было значение предмета. Слово "идея" требует определения философического, не многим интересного и доступного; слово "общее" (Allgemeinheit) может быть объяснено для всех более или менее ясно и удовлетворительно. Чтоб вернее достичь нашей цели, будем подтверждать наши умозрения примерами и подобиями. Все общее есть источник и причина существования всего особного и частного. Общее необходимо, и потому вечно; особное случайно, - и потому преходящр. Вы видите перед собою животное, например, льва. Его рождение, продолжительность или краткость жизни, его смерть - все это случайно, ибо этот лев мог и быть и не быть, и издохнуть, едва родясь, и дожить до старости. Природа и мир так же равнодушны к его существованию, как и к егго несуществованию. Но лев, как целый, отдельный род животных, составляющий собою звено в цепи мироздания, не _какой-нибудь_, не _этот_ лев (_le_ lion или _un_ lion), а лев вообще (_lion_) есть уже не случайное и не частное, а необходимое и, следственно, _общее_ явление. Ежедневно истребляется множество животных, но роды их неистребимы: равнодушная к участи особных явлений, природа попечительно хранит _роды_ и _виды_. Особные явления для нее - случайности; роды и виды - идеи, следственно, _общее_. Итак, вот уже мы и нашли в беспредельном многоразличии природы то, что в ней должно называться _общим_. Если сообразить, что род, как идея, совокупляет в себе бесчисленные признаки, равно _общие_ множеству предметов, выражающих его, - то слово "общее" уже никому не может казаться произвольным или странным. Роды и виды в органических явлениях природы, от минералов {Здесь слово "органический" берется в обширном смысле, как противоположность всему "техническому", не самою природою, а умом человека производимому.}, чрез растения и животных, доходя до человека, суть не иное что, как необходимые моменты ее развития, те ступени, на которых она, так сказать, отдыхала и успокоивалась в своем творческом стремлении к сознанию себя чрез индивидуализирование. Все сущее, каждый предмет в природе есть не что иное, как воплотившаяся, _обособившаяся_ идея абсолютного бытия {41}. Будучи источником всего видимого, конечного и преходящего, словом, будучи _матерью_ всякого чувственного бытия, абсолютная идея, оставаясь в своем элементе чистого, недоступного чувствам бытия, подобна нулю, который, сам по себе не будучи ничем, тем не менее принимается математиками за абсолютное начало всякой величины и всех величин. Только тот в состоянии уразуметь таинственное значение этого нуля, чей взор столько глубок, что может провидеть сущность вещей, мимо самых вещей, чей ум так могуч, что в силах совлечь с мира его покровы и не затрепетать от ужаса, увидевшись с духом лицом к лицу. Здесь мы приводим, для ясности, образное и поэтически созерцательное выражение этой мысли, принадлежащее великому поэту Германии - Гете. Фауст, дав обещание императору вызвать перед него Париса и Елену, прибегает к помощи Мефистофеля, который неохотно указфвает ему единственное средство для выполнения этого обещания. "В неприступной пустоте, - говорит он, - царствуют богини; там нет пространства, еще менее времени: то _матер
    Страница 6 из 40 Следующая страница



    [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ] [ 9 ] [ 10 ] [ 11 ] [ 12 ] [ 13 ] [ 14 ] [ 15 ] [ 16 ]
    [ 1 - 10] [ 10 - 20] [ 20 - 30] [ 30 - 40]



При любом использовании материалов ссылка на http://libclub.com/ обязательна.
| © Copyright. Lib Club .com/ ® Inc. All rights reserved.