LibClub.com - Бесплатная Электронная Интернет-Библиотека классической литературы

Андрей Белый. ПЕТЕРБУРГ Страница 20

Авторы: А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

    тку. Александр Иванович, в свою очередь теперь испугавшись чего-то, неожиданно поднес руку к гбазам, точно он хотел закрыться от одной назойливой мысли. Сдавленный шепот вырвался у него из груди.

    -- "Он..."

    -- "Что такое?"

    Николай Аполлонович подошел к окну теперь тоже.

    -- "Ничего особенного: вьн подъехал в карете ваш батюшка".



    СТЕНЫ - СНЕГ, А НЕ СТЕНЫ!



    Аполлон Аполлонович не любил своей просторной квартиры; мебель там блистала так докучно, так вечно: а когда надевали чехлы, мебель в белых чехлах предстояла взорам снежными холмами; гулко, четко паркеты здесь отдавали поступь сенатора.

    Гулко, четко так отдавал поступь сенатора зал, представлявший собой скорее коридор широчайших размеров. С изошедшего белыми гирляндами потолка, из лепного плодового круга опускалась там люстра с стекляшками горного хрусталя, одетая кисейным чехлом; будто сквозная, равномеррь люстра раскачивалась и дрожала хрустальной слезой.

    А паркет, точно зеркало, разблистался квадратиками.

    Стены -- снег, а не стены; эти стены всюду были уставлены высоконогими стульями; их высокие белые ножки изошли в золттых желобках; отовсюду меж стульев, обитых палевым плюшем, пдонимались столбики белого алебастра; и со всех белых столбиков высится алебастровый Архимед. Не Архимед - -разные Архимеды, ибо их совокупное имя -- древнегреческий муж. Холодно проаверкало со стен строгое ледяное стекло; 105

    но какая-то заботливая рука по стенам развесила круглые рамы; под стеклом выступала бледнотонная живопись; бледнотонная живопись подражала фрескам Помпеи.

    Аполлон Аполлонович мимоходом взглянул на помпейские фрески и вспомнил, чья заботливая рука поразвесила их по стенам; заботливая рукаа принадлежала Анне Петровне: Аполлон Аполлонович брезгливо поджал свои губы и прошел к себе в кабинет; у себя в кабинете Аполлон Аполлонович имеш обычай запираться на ключ; безотчетну югрусть вызывали пространства комнатной анфилады; все оттуда, казалось, на него побежит кто-то весно знакомый и странный; Аполлон Аполлонович с большой охотой перебрался бы из своего огромного помещения в посещение более скромное; ведь живали же его подчиненные в более скромных квартирочках; а вот он, Аполлон Аполлонович Аблеухов, должен был отказаться навек от пленительной тесноты: высота поста его к тому вынуждала; так был вынужден Аполлон Аполонович праздно томиться в холодной квартире на набережной; вспмоинал он частенько и былую обитаоельницу этих блещущих комнат: Анну Петровну. Два уже года, как Анна Петровна уехала от него с итальянским артистом.



    ОСОБА



    С появленьемм сенатора незнакомец стал нервничать; оборвалась его доселе гладкая речь: вероятно, действовал алкоголь; говоря вообще, здоровье Александра Ивановича внушало серьезное опасение; разговоры его с самим собой и с другими вызывали в нем какое-то грешное состряние духа, отражались мучительно в спинномозговой позвоночной струне; в нем появилась какая-то мрачная гадливость в отношении к его овлновавшему разговору; гадливость ту он, далее, переносил на себя; с виду эти невинные разговоры его расслабляли ужасно, но всего неприятнее было то обстоятельство, что чем более он говорил, тем более развивалось в нем желание говорить и еще: до хрипоты, до вяжущего ощущения в горле; он уже остановиться не мог, изнуряя себя все более, более: иногда он договапивался до того, что после ощущал настоящие припадки мании преслеования:

    106

    возникая в словах, они продолжалися в снах: временами его необыкновенно зловещие сны учащались: сон следовал за сном; иногда в ночь по три кошмара; в этих снах его обступали все какие-то хари (почему-то чаще всего татары, японцы или вообще восточные человеки); эти хари неизменно носили тот же пакостный отпечаток; пакостными своими глазами все подмигивали ему; но что всего удивительнее, что в это время неизменно ему вспоминалось бессмысленнейшее слово, будто бы каббалистическое 40, а на самом деле черт знает каковское: енфраншиш; при помощи этого слова он боролся в снах с обступавшими толпами духов. Далее: появлялось и на яву олно роковое лицо на куске темно-желтых обой его обиталища; наконец, изредка всякая дрянь начинала мерещиться: и мерещилась она среди белого дня, если подлинно осенью в Петербурге день белый, а не желто-зеленый с мрачно-шафранными отсветами; и тогда Александр Иванович испытывал то же все, что вчера испытал и сенатор, встретив его, Александра Ивановича, взор. Все те роковые явленья начинались в нем приступами смертельной тоски, вызванной, по всей вероятности, продолжительным сиденьем на месте: и тогда Александр Иванович начинал испуганно выбегать в зелено-желтый туман (вопреи опасности быть выслеженным); бегая по улицам Петербурга, забегал он в трактирчики. Так на сцену являлся и алкоголь. За алкоголем являлось мгновенно и позорное чувство: к ножке, виноват, к чулку ножки одной простодушной курсисточки, совершенно безотносительно ее самой; начинались совершенно невигные с виду шуточки, подхихикиванья, усмешки. Все оканчивалось диким и кошмарным сном с енфраншиш.

    Обо всем этом Александр Иванович вспомнил и передернул плечами: будто с приходом сенатора в этот дом все то вновь в его душе поднялось; все какая-то посторонняя мысль не давала ему покоя; иногда, невзначай, подходил он к двери и слушал едва долетавший гуш удаленных шагов; вероятно, это расхаживал у себя в кабинете сенатор.

    Чтоб оборвать свои мысли, Александр Иванович снова стал изливать эти мысли в тускловатые речи:

    -- "Вы вот слушаете, Николай Аполлонович, мою болтовню: а между тем и тут: во всех этих моих разговорах, например в утверждении моей личности, опять-таки примешалось недомогание, Я вот вам говорю, спорю с 107

    вами -- не с вами я спорю, а с собою, лишь с собою. Собеседник ведь для меня ничто равно не значит: я умею говорить со стенами, с тумбами, с совершенными идиотами. Я чужие мысли не слушаю: то есть слышу я только то, что касается меня, моего. Я борюсь, Николай Аполлонович: одиночество на меня нападает: я часамми, днями, неделями сижу у себя на чердаке и курю. Тогда мне начинает казаться, что все не то. Знаете ли вы это состояние?"

    -- "Не могу ясно представить. Слышал, что это бывает от сердца. Вот при виде пространства, когда нет кругом ничего... Это понятнее мне".

    -- "Ну, а я -- нет: так вот, сидишь себе и говоришь, почему я -- я: и кажется, что не я... И знаете, столик это стоит себе передо мною. И черт его знает, что он такое; и столик -- не столик. И вот говоришь себе: черт знает что со мной сделала жизнь. И хочется, чтобы я -- стало я... А тут м ы... Я вообще презираю все слова на "е р ы", в самом звуке "ы" сидит какая-то татарщина, монгольство, что ли, восток. Вы послушайте: ы. Ни один культурный язык "ы" не знает: что-то тупое, циничное, склизкое".

    Тут незнакомец с черными усиками вспомнил лицо одной его раздражавшей особы; и оно напомнило ему букву "еры".

    Николай Аполлонович, как нарочно, вступил с Александром Ивановичем в разговор.

    -- "Вы вот все о величии личности: а скажите, разве над вами контроля нет; сами-то вы не связаны?"

    -- "Вы, Николай Аполлонович, о некой особе?"

    -- "Я ни о ком ровно: я так..."

    -- "Да -- вы правы: некая особа появилась вскоре после моего бегства из льдов: появилась она в Гельсингфорсе" 41.

    -- "Это, что же особа-то -- инстанция вашей партии? "

    -- "Высшая: это вот вокруг нее-то и совершается бег событий: может быть, крупнейших событий: вы особу-то знаете?"

    -- "Нет, не знаю".

    -- "А я знаю".

    -- "Ну вот видите: давеча вы сказали, что будто вы и не в партии вовсе, 108

    а в вас -- партия; как же это выходит: стало быть, сами-то вы в некой особе".

    -- "Ах, да она видит центр свой во мне".

    "А бремена?"

    Незнакомец вздрогнул.

    -- "Да, да, да: тысячу раз да; некая особа возлагает на меня тягчайшие бремена; бремена меня заключают все в тот же все холод: в холод Якутской губернии".

    -- "Стало быть",-- сострил Николай Аполлонович,-- "физическая равнина не столь удаленной губернии превратилась-таки в метафизическую равнину души".

    -- "Да, душа моя, точно мировое пространство; и оттуда, из мирового пространства, я на все и смотрю".

    -- "Послушайте, а у вас там..."

    -- "Мировое прространство",-- перебил его Александр Иванович,-- "порой меня докучает, отчаянно докучает. Знаете, что я называю пространством?"

    И не дожидаясь ответа, Александр Иванович прибавил:

    -- "Я называю тем пространством мое обиталище на Васильевском Острове: четыре перпендикулярных стены, оклеенных обоями темновато-желтого цвета; когда я засяду в этих стенах, то ко мне никто не приходит: приходит домовой дворник, Матвей Моржов; да еще в пределы те попадает особа".

    -- "Как же вы попали туда?"

    -- "Да -- о с о б а..."

    -- "Опять особа?"

    -- "Все она же: здесь-то и обернулась она, так сказать, стражем моего сырого порога; захоти она, и в целях безопасности я могу неделями там безвыходно просидеть; ведь появление мое на улицах всегда представляет опасность".

    -- "Вот откуда бросаете вы на русскую жизнь тень -- тент Неуловимого".

    -- "Да, из четырех желтых стенок".

    -- "Да послушайте: где же ваша свобода, откуда она",-- потешался Николай Аполлонович, словно мстя за давишние слова,-- "ваша свобода разве что от двенадцаьи подряд вфкуренных папирос. Слушайте, ведь особа-то вас уловила. Сколько вы платите за помещение?"

    -- "Двенадцать рублей; нет, позвольте -- с полтиною".

    109

    -- "Здесь-то вы предаетесь созерцанию мировых пространств?"

    -- "Да, здесь: и здесь все не то -- предметы не предметы: здесь-то я пришел к убеждению, что окно -- не окно; окно -- вырез в необъятность".

    -- "Вероятно, здесь пришли вы к мысли о том, что верхи движения ведают то, что низам недоступно, ибо верх",-- продолжал свои издевательства Николай Аполлонович, -- "что есть верх?"

    Но Александр Иванович ответил спокойно:
    Страница 20 из 102 Следующая страница



    [ 10 ] [ 11 ] [ 12 ] [ 13 ] [ 14 ] [ 15 ] [ 16 ] [ 17 ] [ 18 ] [ 19 ] [ 20 ] [ 21 ] [ 22 ] [ 23 ] [ 24 ] [ 25 ] [ 26 ] [ 27 ] [ 28 ] [ 29 ] [ 30 ]
    [ 1 - 10] [ 10 - 20] [ 20 ] [ 30 - 40] [ 40 - 50] [ 50 - 60] [ 60 - 70] [ 70 - 80] [ 80 - 90] [ 90 - 100] [ 100 - 102]



При любом использовании материалов ссылка на http://libclub.com/ обязательна.
| © Copyright. Lib Club .com/ ® Inc. All rights reserved.