LibClub.com - Бесплатная Электронная Интернет-Библиотека классической литературы

АНДРЕЙ БЕЛЫЙ. НАЧАЛО ВЕКА Страница 40

Авторы: А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

    ную роль ему? Умница, он понимал: исцеленье его Мережковским есть "стиль" Мережковского; Брюсов-стилист был не прочь исцешиться для... Гиппиус, чтобы отобрать в "Скорпион" цикл стихов у нее; он ковал ведь железо, пока горячо, для готовимого альманаха и для "Скорпиона"; точно торговец мехами, в Ирбит 139 отправляющийся, чтобы привезти с собой мех драгоценный, таскался он затем в Петербург, чтобы у Гиппиус для "Скорпиона" стихи подцепить; подцепив, привозил, точно мех черно-бурой лисицы.

    - "Привез..."

    - "Стихи - дрянь; ну, а все-таки - Гиппиус... "Скорпиону" приходится денежно жаться... Они запросили... Ну что же, Бальмонт даст задаром, и кроме того: Юргис [Ю. К. Балтрушайтис - в те годы "мллодой" поэт "Скорпиона"], я, вы - напишем; не правда ли?"

    Не раз меня Гиппиус спрашивала:

    - "Платить будут? Коли платить будут, то - дам... Вы наверное знаете, - будут?"

    Венец юмористики: Гиппиус и Мережковский пре-краснейше сознавали вес Брюсова: в "завтра"; и даже - значенье расширенного "Скорпиона", который и им служил службу; они были гибкие в смысле устройства своих личных дел; так антидекадент и враг церкви печатался сам в "Скорпионп". Венец юмористики: когда в 1903 году начинался журнал "Новый путь", Мережковские никого пригласить не сумели для заведования отделом иностранной побитики, кроме "беспринципного" Брюсова;140 он, кажется, прозаведовал... с месяц; и - бросил.

    При встречах друг с другом они осыпали друг друга всегда комплиментами:

    - "Вы, Валерий Яковлевич, человек будущего!" - вопил Мережковский.

    - "Прикажите, и - "Скорпион" к вашим услугам", - изысканно выгибался перед Гиппиус Брюсов.

    Заочно ругали друг друга:

    - "Новый путь", Боррс Николаевич, заживо сгнил", - с восхищением докладывал Брюсов, вернувшийся из Петербурга: мне.

    - "Зиночка сплетничает", - он докладывал.

    - "Боря, как можете жить вы в Москве: "Скорпион" - дух тяжелый, купецкий. Как можете вы с этимм Брюсовым ладить?" - кривила накрашенный рот свой мне Гиппиус.

    - "Боря, вам гибель в Москве!" - Мережковский. И я распинался:

    - "Да вы не о том", - распинался с отчаяньем я на Литейном .

    - "Да вы не о том", - распинался с отчаяньем я в "Скорпионе".

    Две эти фигуры, возникнувши в 901 году предо мной, в те же дни, в декабре (один пятго, другой шестого), вдруг быстро приблизились, как бы хватая: Д. С. Мережковский за левую руку и Брдсов - за правую: Брюсов тащил меня в литературу: в "реакцию" по Мережковскому; а Мережковский - в коммуну свою:

    - "Боря, бойтесь Валерия Брюсова и всей пошлятины духа его!"

    - "Зина думает..." - скалился Брюсов, глумяся над жалкостями беспринципных "пророков".

    Как странно: тащивший "налево" Д. С. Мережковский пугался меня в девятьсот уже пятом как "левого"; "правый" же Брюсов стал не на словах, а на деле: действительно левым.

    Я в 1901 году лишь испытывал трудность раздваиваться меж Д. С. Мережковским и Брюсьвым, не примыкая к обоим в позиции, в идеологии; сложность ее - в иерархии граней; в одной допускались условно и временно ощупи Д. Мережковского; в другой же выметались проблемы формы по Брюсову; центр, ориентирующмй обе эти проблемы, - та именно теоретическая проблема, для формулировки которой еще надо было одолеть, по моим тогдашним планам, Канта.

    И тут мне влетало от всех: студент Воронков, застревая в тенетах гносеологических терминов ("апперцепция", "коррелат", "факт, идентичный идее"), махал лишь рукой:

    - "Бугаев точно говорит по-китайски". Заноза Петровский подтрунивал:

    - "Знаете, философутики я не люблю", - уж и слово придумал!

    Прималкивал скорбно М. С. Соловьев. Брюсов в первой же встрече воскликнул:

    - "Зачем с философией вы, когда песни и пляски есть!"

    Как впоследствии воспринимал Мережковский мои "коррелаты" - не знаю, потому что - молчал лишь: глазами похлопывая.

    Блок - тот рисовал на меня безобидные карикатуры.

    Не видели стержня теорий моих, моего устремлепия к "критицизму"; для Брюсова он - игра скепсиса; для Мережковского - моя тоска по действительности.

    В. Брюсов играл в философские истины; и на "критические" рассужденья весело подсыпал он софизм; а Мережковский любил философствовать: не от меня - от себя, и тут делался Кифой Мокиевичем; [Кифа Мокиевич - гоголевский тип (см. "Мертвые души") 142] употребленье им терминов - просто юмора.

    Брюсов и Д. Мережковский меня не желали понять, полагая, что точка, центральная, моих теорий есть "муха", заскок, в лучшем случае лишь изввиняемый ввиду неопытной молодости; эту "муху" стирал Мережковский, старался мне доказать, что она лишь препятствиа в жизни в их "общине"; Брюсов доказывал, что эта "муха" препятствует моим стихам.

    Мои близкие связи с Мережковским и с Брюсовым длились до 1909 года; к концу 908-го рвались нити, связывавшие с "общиной" Мережковского [Он хотел видеть общиной кружок "близких" ему литераторов], и рвались нити "Весов", иль культурного дела с В. Брюсовым; это я выразил в левции "Настоящее и будущее русскойл итературы", прочитанной чуть ли не в дни семилетия с дней первых встреч: декабря этак пятого или седьмого; в той лекции я сформулировал полный расщеп между словом и делом: у Брюсова и у Мережковского143.

    Оба - присутствовали на лекции: Мережковский вставал возражать; Брюсов, кажется, нет.

    Семь лет ширились ножницы между обоими; силился согласовать себя: с тем и с другим; мои ножницы после сомкнулись: вне Брюсова, вне Мережкоского.



    ВСТРЕЧА С МЕРЕЖКОВСКИМ И ЗИНА ИДОЙ ГИППИУС



    Шестого декабря, вернувшись откуда-то, я получаю бумажку; читаю: "Придите: у нас Мережковские". Мережковский по вызову князя С. Н. Трубецкого читал ре-

    ферат о Толстом; он явился с женой к Соловьевым: оформить знакомство, начавшееся перепиской144.

    Не без волнения я шел к Соловьевым; Мережковский - тогда был в зените: для некоторых он предстал руским Лютером [Разумеется, эри представления оказались иллюзиями уже к 1905 году].

    Теперь не представишь себе, как могла болтовня Мережковского выглядеть "делом"; а в 1901 году после первых собраний религиозно-философского общества заговорили тревожно в церковных кругах: Мережковские потря-сают-де устои церковности; обеспокоился Победоносцев; у Льва Тихомирова только и говорили о Мережковском; находились общественники, с удовольствием потиравшие рцки:

    - "Да, реформации русской, по-видимому, не избежать" .

    В "Мире искусства", журнале, далеком от всякой церковности, только и слышалось: "Мережковские, Розанов". И в соловьевской квартире уже с год стоял гул: "Мережковские!" В наши дни невообразимо, как эта "синица" в потугах поджечь океан так могла волновать.

    Гиппиус, стихи которой я знал, представляла тоже большой интеркс для меня; про нее передавали сплетни; она выступала на вечере, с кисейными крыльями, громко бросая с эстрады:



    Мне нужно то, чего нет на свете145.



    И уже казалось иным: декадентка взболтнула устой православия; де синодальные старцы боятся ее; даже Победоносцев, летучая мышь, имел где-то свидания с ересиархами, чтоб образумить их.

    В тесной передней встречаю О. М.; ее губы сурово зажаты; глаза - растаращены; мне поазала рукою на дверь кабинета:

    - "Идите!"

    Взглянул вопросительно, но отмахнулася:

    - "Нехорошо!"

    И я понял: что в Соловьевой погиб ее "миф": что-то было в лице, в опускании глаз, - в том, как, приподымая портьеру, юркнула в нее, точно ящерка; и я - за ней. Тат зажмурил глаза; из качалки - сверкало; 3. Гиппиус точно оса в человеческий рост, коль не остов "пленительницы" (перо - Обри Бердслея); ком вспученных красных волос (коль распустит - до пят) укрывал очень маленькое и кривое какое-то личико; пудра и блеск от лорнетки, в которую вставился зеленоватый глаз; перебирала граненые бусы, уставясь в меня, пятя пламень губы, осыпался пудрою; с лобика, точно сияющий глаз, свисал камень: на черной подвеске; с безгрудой груди тарахтел черный крест; и ударила блесками пряжка с ботиночки; нога на ногу; шлейф белого платья в обтяжку закинула; прелесть ее костяного, безбокого остова напоминала причастницу, ловко пленяющую сатану.

    Сатана же, Валерий Брюсов, всей позой рисунка, написанного Фелисьеном Ропсом, ей как бы выразил, что - ею пленился он.

    И мелькнуло мне: "Ольга Михайловна: бедная!"

    "Слона" - не увидел я; он - тут же сидел: в карих штаниках, в синеньком галстучке, с худеньким личиком, карей бородкой, с пробором зализанным на голове, с очень слабеньким лобиком вырезался человечек из серого кресла под ламповым, золотоватым лучом, прорезавшим кресло; меня поразил двумя темными всосами почти до скул зарастающих щек; синодальный чиновник от миру неведомой церкви, на что-то обиженный; точно попал не туда, куда шел; и теперь вздувал вес себе; помесь дьячка с бюрократом; и вместе с тем - "бяшка". Это был Д. С. Мережковский!

    И с ним стоял "черный дьявол", написанный Ропсом в сквозных золотых косяках, или - Брюсов; О. М., как монашенка, писанная кистью Греко, уставилась башенкой черных волос и болезненным блеском очей; сам голубоглазый хозяин, М. С. Соловьев, едва сохранял равновесие.

    Я же нагнулся в лорнеточный блеск Зинаиды "Прекрасной" и взял пахнущую туберозою ручку под синими блесками спрятанных глаз; удлиненное личико, коль глядеть сбоку; и маленькое - с фасу: от вздерга поз нос подбородка; совсем неправильный нос.

    Мережковский подставил мне бело-зеленую щеку и пальчики; что-то в жесте было весьма оскорбительное для меня.

    Я прошел в угол: сел в тень; и стал наблюдать.

    Мережковский в ту пору еще не забыл статьи Владимира Соловьева о нем, напечатанной в "Мирр искусства";146 М. С, брат философа, чуялся ему - врагом; я, как близкий дому Соловьевых, наверное - враг; вот он и хмурился. Гиппиус, оберегая достоинства мужа, дерзила всем своим вызывающим видом (а умела быть умницей и даже - "простой").

    Понесло чужим духом: зеленых туманов Невы; Пете
    Страница 40 из 116 Следующая страница



    [ 30 ] [ 31 ] [ 32 ] [ 33 ] [ 34 ] [ 35 ] [ 36 ] [ 37 ] [ 38 ] [ 39 ] [ 40 ] [ 41 ] [ 42 ] [ 43 ] [ 44 ] [ 45 ] [ 46 ] [ 47 ] [ 48 ] [ 49 ] [ 50 ]
    [ 1 - 10] [ 10 - 20] [ 20 - 30] [ 30 - 40] [ 40 ] [ 50 - 60] [ 60 - 70] [ 70 - 80] [ 80 - 90] [ 90 - 100] [ 100 - 110] [ 110 - 116]



При любом использовании материалов ссылка на http://libclub.com/ обязательна.
| © Copyright. Lib Club .com/ ® Inc. All rights reserved.