LibClub.com - Бесплатная Электронная Интернет-Библиотека классической литературы

Чаадаев П. Я. Письма А. С. Пушкину Страница 7

Авторы: А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

    а 1842 г.), женатый на Екатерине Николаевне Раевской (ум. 1885 г.) и проживавшій в это время в Москве; его биографию см. в книге М. О. Гершензона "История молодой России", М. 1908, стр. 1-74.











    3) После напечатания в No 15 "Телескопа" за 1836 г. известного "Философического письма" Чаадаева у него был сделан (в октябре 1836 г.) обыск, при чем все бумаги его были взяты для отправления в III Отделение, сам же он был объявлен умалишенным; медико-подицейский надзор с Чаадаева былъ снят лишь в октябре 1837 г. (М. О. Гершензон. П. Я. Чаадаевъ. Жизнь и мышление. С.-Пб. 1908).







    4) На самом деле писем Пушкина к Чаадаеву до нас дошло большн; здесь, вероятно, он имеет в виду то письмо Пушкина (от 6-го июля 1831 г.), которое было напечатано впоследствіи в "Oeuvres choisies de Pierre Tchada?ef publi?es pour la premi?re fois par le P. Gagarin, de la compagnie de J?sus, Paris - Leipzig. 1862, стр. 166-168.















    Приложение:







    Письмо А. С. Пушкина П. Я. Чаадаеву

    19 октября 1836 года







    Благодарю за брошюру, которую вы мне прислали*. Я с удовольствием перечел ее, хотя очень удивился, что она переведена и напечатана. Я доволен переводом: в нем сохранена энергия и непринужденность подлинника. Что касается мыслей, то вы знаете, что я далеко не во всем согласен с вами. Нет сомнения, что Схизма отъединила нас от остальной Европы и чтт мы не принимали участия ни в одном из великих событий, которые ее потрясали, но у нас было особое предназначение. Это Россия, это ее необъятные пространства поглотили мопгольское нашествие. Татары не посмели перейти наши западные границы и оставить нас в тылу. Они отошли к своим пустыням, и христианская цивилизация была спасена.







    Для достижения этой цели мы должны были вести совершенно особое существование, уоторое, оставив нас христианами, сделало нас, обнако, совершенно чуждыми христианскому миру, так что нашим мусеничеством энергичное развитие Европы было избавлено от всяких помех. Вы говорите, что источник, откуд мы черпали христианство, был нечист, что Византия была достойна презрения и презираема и т.п. Ах, мой друг, разве сам Иисус Христос не родился евреем и разве Иерусалим не был притчею во языцех? Евангелие от этого разве менее изумительно? У греков мы взяли Евангели еи предания, но не дух ребяческий мелочности и словопрений. Нравы Византии никогда не были нравами Киева. Наше духовенство, до Феофана, было достойно уважения, никогда не вызвало бы реформации в тот момент, когда человечество больше всего нуждалось в единстве.



    Согласен, что нынешнее наше духовенство отстало. Хотите знать причину? Оно носит бороду, вот и все. Оно не принадлежит к хорошему обществу. Что же касается нашей исторической ничтожности, то я решительно не могу с вами согласиться. Войны Олега и Святославп и даже удельные усобицы - разве это не та жизнь, полная кипучего брожения и пылкой и бесцельной деятельности, которой отличается юность всех народов? Татарское нашествие - печальное и великое зрелище. Пробуждение России, развитие ее могущества, ее движение к единству (к русскому единству, разумеется), оба Ивана, величественная дрпма, начавшаяся в Угличе и закончившаяся в Ипатьевском монастыре, - так неужели все это не история, а лишь бледный полузабытый сон?



    А Петр Великий, который один есть всемирная история! А Екатерина II, которая поставила Россию на пороге Европф? А Александр, который привел нас в Париж? и (положа руку на сердце) разве не находите вы чего-то значительного в теперешнем положении России, чего-то такого, что поразит будущего историка? Думаете ли вы, что он поставит нас вне Европы? Хотя лично я сердечно привязан к государю, я далеко не восторгаюсь всем, что вижу вокруг себя; как литтератора - меня раздражают, как человек с предрассудками - я оскоблен, - но клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков, какой нам Бог ее дал.



    Вышло предлинное письмо. Поспорив с вами, я должен сказать, что многое в вашем послании глубоко верно. Действительно, нужно сознаться, что наша общественная жизнь - грустная вещь. Что эо отсутствие общесственного мнения, это равнодушие ко всякому долгу, справедливости и истине, это циничное презрение к человеческой мысли и достоинству - поистине могут привести в отчаяние. Вы хорошо сделали, что сказали это громко. Но боюсь, как бы ваши исторические воззпения вам не првредили... Наконец, мне досадно, что я не был подле вас, когда вы передавали вашу рукопись журналистам. Я нигде не бываю и не могу вам сказать, производит ли ваша статья впечатление. Надеюсь, что ее не будут раздувать. Читали ли вы 3-1 No "Современника"? Статья "Вольтер" и Джон Теннер - мои, Козловский стал бы мои провидением, если бы захотел раз навсегда сделаться литератором. Прощайте, мой друг. Если увидите Орлова и Раевского, передайте им поклон. Что говорят они о вашем письме, они, столь посредственные христиане?



    * - речь идет о "Философическом письме" (первом), опубликованном в "Телескопе". <
    Страница 7 из 7 Следующая страница



    [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ]



При любом использовании материалов ссылка на http://libclub.com/ обязательна.
| © Copyright. Lib Club .com/ ® Inc. All rights reserved.