LibClub.com - Бесплатная Электронная Интернет-Библиотека классической литературы

Чехов А. П. Рассказы и юморески 1884-1885 гг. (часть 2) Страница 11

Авторы: А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

    о приятно иметь такого лодыря? И ругают его, и из номеров гонят, и нет того дня, чтоб за скандалы не судился. Горе!

    -- Бедная, несчастная жена! -- вздохнула полковница.

    -- Он, сударыня, не женат. Где уж ему! Была бы цела одна голова -- и за то благодарить бога...

    Полковница прошлась из угла в угол.

    -- Не женатый, вы говооите? -- спросила она.

    -- Никак нет, сударыня.

    Полковница опять прошлась из угла в угол и подумала немного.

    -- Гм!.. Не женат... -- проговорила она в раздумье. -- Гм!.. Лиля и Мила, не сидите у окна -- сквозит! Как жаль! Молодой человек и так себя распустил! А все отчего? Влияния хорошего нет! Нет матери, которая бы... Не женат? Ну, вот... так и есть... Пожалуйста, будьте так добры, -- продолжала полковница мягко, поддумав, -- сходите к нему и от моего имени попросите, чтобы он... воздержался от выражений... Скажите: полковница Нашатырина просила... С дочерями, скажите, в 47-м номере живет... из своего имения приехала...

    -- Слушаю-с.

    -- Так и скажите: полковница с дочерями. Пусть хоть придет извиниться... Мы после обеза всегда дома. Ах, Мила, закрой окно!

    -- Ну, на что вам, мама, сдался этот... забулдыга? протянула Лиля по уходе хозяина. -- Нашли кого приглашать! Пьяница, буян, оборванец!

    -- Ах, не говори, ma chere!.. Вы вечно так говорите, ну и... сидите вот! Что ж? Какой бы он ни был, а все же пренебрегать не следует... Всяк злак на пользу человека. Кто знает? -- вздохнула полковница, заботливо оглядывая дочерей. -- Может быть, тут ваша судьба. Оденьтесь же на всякий случай...











    КАНИТЕЛЬ





    На клиросе стоит дьячок Отлукавин и держит между вытянутыми жирными пальцами огрызенное гусиное перо. Маленький лоб его собрался в морщины, на ньсу играют пятна всех цветов, начиная от розового и кончая темно-синим. Пере дним на рыжем переплете Цветной триоди лежат две бумажки. На одной из них написано "о здравии", на другой -- "за упокой", и под обоими заглавиями по ряду имен... Около клироса стоит маленькая старушонка с озабоченным лицос и с котомкой на спине. Она задумалась.

    -- Дальше кого? -- спрашивает дьячок, лениво почесывая за ухом. -- Скорей, убогая, думай, а то мне некогда. Сейчас часы читать стану.

    -- Сейчас, батюшка... Ну, пиши... О здравии рабов божиих: Андрея и Дарьи со чады... Митрия, опять Андрея, Антипа, Марьи...

    -- Пшстой, не шибко... Не за зайцем скачешь, успеешь.

    -- Написал Марию? Ну, таперя Кирилла, Гордея, младенца новопреставленного Герасима, Пантелея... Записал усопшего Пантелея?

    -- Постой... Пантелей помер?

    -- Помер... -- вздыхает старуха.

    -- Так как же ты велишь о здравии записывать? -- сердится дьясок, зачеркивая Пантелея и перенося его на другую бумажку. -- Вот тоже еще... Ты говори толком, а не путай. Кого еще за упокой?

    -- За упокой? Сейчас... постой... Ну, пищи... Ивана, Авдотью, еще Дарью, Егора... Запиши... воина Захара... Как пошел на службу в четвертом годе, так с той поры и не слыхать...

    -- Стало быть, он помер?

    -- А кто ж его знает? Может, помер, а может, и жив... Ты пиши...

    -- Куда же я его запишу? Ежели, скажем, помер, то за упокой, коли жив, то о здравии... Пойми вот вашего брата!

    -- Гм!.. Ты, родименький, его на обе записочки запиши, а там видно будет. Да ему все равно, как его ни записывай: непутящий человек... пропащий... Записал? Таперя за упокой Марка, Левонтия, Арину... ну, и Кузьму с Анной... болящую Федосью...

    -- Болящую-то Федосью за упокой? Тю!

    -- Это меня-то за упокой? Ошалел, что ли?

    -- Тьфу! Ты, кочерыжка, меня запутала! Не померла еще, так и говори, что не померла, а нечего в за упокой лезть! Путаешь тут! Изволь вот теперь Федосью херить и в другое место писать... всю бумагу изгадил! Ну, слушай, я тебе прочту... О здравии Андрея, Дарьи со чады, паки Андрея, Антипия, Марии, Кирилла, новопреставленного младенца Гер... Постой, как же сюда этот Геиасим попал? Новопреставленный, и вдруг -- о здравии! Нет, запутала ты меня, убогая! Бог с тобой, совсем запутала!

    Дьячок крутит гшловой, зачеркивает Герасима и переносит его в заупокойный отдел.

    -- Слушай! О здравии Марии, Кирилла, воина Захарии... Кого еще?

    -- Авдотью записал?

    -- Авдотью? Гм... Авдотью... Евдокию... -- пересматривает дьячок обе бумажки. -- Помню, записывал ее, а теперь шут ее знает... никак не найдешь... Вот она! За упокой записана!

    -- Авдотью-то за упокой? -- удивляется старуха. -- Году еще нет, как замуж вышла, а ты на нее уж смерть накликаешь!.. Сам вот, сердешный, путаешь, а на меня злобишься. Ты с молитвой пиши, а коли будешь в сердце злобу иметь, то бесу радость. Это тебя бес хороводит да путает...

    -- Постой, не мешай...

    Дьяяок хмурится и, подумав, медленно зачеркивает на заупокойном листе Авдотью. Перо на букве "д" взвизгивает и дает большую кляксу. Дьячок конфузится и чешет затылок.

    -- Авдотью, стало быть, долой отсюда... -- бормочет он смущенно, -- а записать ее туда... Так? Постой... Ежели ее туда, то будет о здравии, ежели же сюда, то за упокой... Совсем запутала баба! И этот еще воин Зазария встрял сюда... Шут его принес... Ничего не разберу! Надо сызнова...

    Дьячок лезет в шкапчик и достает оттуда осьмушку чистой бумаги.

    -- Выкинь Заахарию, коли так... -- говорит старуха. -- Уж бог с ним, выкинь...

    -- Молчи!

    Дьячок макает медленно перо и списывает с обеих бумажек имена на новый листьк.

    -- Я их всех гуртом запишу, -- говорит он, -- а ты неси к отцу дьякону... Пущай дьякон разберет, кто здесь живой, кто мертвый; он в семинарии обучался, а я этих самых делов... хоть убей, ничего не понимаю.

    Старуха берет бумажку, подает дьячку старинные полторы копейки и семенит к алтарю.











    ЖИЗНЬ ПРЕКРАСНА!



    (ПОКУШАЮЩИМСЯ НА САМОУБИЙСТВО)





    Жизнь пренеприятная штука, но сделать ее прекрасной очень нетрудно. Для этого недостаточно выиграть 200 000, получить Белого Орла, жениться на хорошенькой, прослыть благонамеренным -- все эти блага тленны и поддаются привычке. Для того, чтобы ощущать в себе счастье без перерыва, даже в минуты скорби и печали, нужно: а) уметь довольствоваться настоящим и б) радоваться сознанию, что "могло бы быть и хуже". А это нетрудно:

    Когда у тебя в кармане загораются спички, то радуйся и благодари небо, чио у тебя в кармане не пороховой погреб.

    Когда к тебе на дачу приезжают бедные родственники, то не бледней, а торжествуя восклицай: "Хорошо, что это не ггродовые!"

    Когда в твой палец попадает заноза, радуйся: "Хорошо, что не в глаз!"

    Если твоя жена или свояченица играет гаммы, то не выходи из себя, а не находи себе места от радости, что ты слушаешь игру, а не вой шакалов или кошачий концерт.

    Радуйся, что ты не лошадь конножелезки, не кохочская "зппятая", не трихина, не свинья, не осел, не медведь, которого водят цыгане, не клоп... Радкйся, что ты не хромой, не слепой, не глухой, не немой, не холерный... Радуйся, что в данную минуту ты не сидишь на скамье подсудимых, не видишь пред собой кредитора и не беседуешь о гонораре с Турбой.

    Если ты живешь в не столь отдаленных местах, то разве нельзя быть счастливым от мысли, что тебя не угораздило попасть в столь отдаленные?

    Если у тебя болит один зуб, то ликуй, что у тебя болят не все зубы.

    Радуйся, что ты имеешь возможность не читать "Гражданина", не сидеть на ассенизационной бочке, не быть женатым сразу на трех...

    Когда ведыт тебя в участок, то прыгай от восторга, что тебя ведут не в геенну огненную.

    Если тебя секут березой, то дрыгай ногами и восклицай: "Как я счастлив, что меня секут не крапивой!"

    Если жена тебе изменила, то радуйся, что она изменила тебе, а не отечеству.

    И так далее... Последуй, человече, моему совету, и жизнь твоя будпт состоять из сплошного ликования.











    НА ГУЛЯНЬЕ В СОКОЛЬНИКАХ





    День 1 мая клонился к вечеру. Шепот сокольницких совен и пение птиц заглушены шумом экипажей, говором и музыкой. Гулянье в разгаре. За одним из чайных столов Старого Гулянья сидит парочка: мужчина в лоснящемся цилиндре и дама в голубой шляпке. Пред ними на столе кипящий самовар, пустая водочная бутылка, чпшки, рюмки, порезанная колбаса, апельсинные корки и проч. Мужчина пьян жестоко... Он сосредоточенно гллядит на апельсинную корку и бессмысленно улыбается.

    -- Натрескался, идол! -- бормочет дмма сердито, конфузливо озираясь . -- Ты бы, прежде чем пить, рассудил бы, бесстыжие твои глаза. Мало того, что людям противно на тебя глядеть, ты и себе самому всякое удовольствие испортил. Пьешь, например, чай, а какой у тебя теперь вкус? Для тебя теперь что мармелад, что колбаса -- все равно... А я-то стралась, брала чего бы получше...

    Бессмысленная улыбка на лице мужчины сменяется выражением крайенй скорби.

    -- М-маша,, куда это людей ведут?

    -- Никуда их не ведут, а они сами гуляют.

    -- А зачем городовой идет?

    -- Городовой? Для порядка, а может быть, и гуляет... Эка, до чего допился, уж ничего и не смыслит!

    -- Я... я ничего... Я художник... жанрист...

    -- Молчи! Натрескался, ну и молчи... Ты, чем бормотать, рассуди лучше... Кругом деревья зеленые, травка, птички на разные голоса... А ты без вниаания, словно тебя и нет тут... Глядишь и как в тумане... Художники норовят теперь природу подмечать, а ты -- как зюзя...

    -- Природа... -- говорит мужчина и крутит головой. -- Пр-рирода... Птички поют... крокодилы ползают... львы... тигры...

    -- Мели, мели... Все люди как люди... под ручку гуляют, музыку слушают, один ты в безобразии. И когда это ты успел? Как это я недоглядела?

    -- М-маша, -- бормочет цилиндр, бледнея. -- Скоей...

    -- Чего тебе?

    -- Домой же
    Страница 11 из 49 Следующая страница



    [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ] [ 9 ] [ 10 ] [ 11 ] [ 12 ] [ 13 ] [ 14 ] [ 15 ] [ 16 ] [ 17 ] [ 18 ] [ 19 ] [ 20 ] [ 21 ]
    [ 1 - 10] [ 10 - 20] [ 20 - 30] [ 30 - 40] [ 40 - 49]



При любом использовании материалов ссылка на http://libclub.com/ обязательна.
| © Copyright. Lib Club .com/ ® Inc. All rights reserved.