LibClub.com - Бесплатная Электронная Интернет-Библиотека классической литературы

Н. А. Добролюбов. ЗАБИТЫЕ ЛЮДИ Страница 11

Авторы: А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

    пени грязной ветошки, об которую обтирают ноги".



    Мало ли что незаметно, читатеьь, - незаметно потому, что не хотят замечать . Незаметно до поры до времени, но бывает такая пора, что все выходит наружу. Ведь вот г. Достоевский нашел же возможность подсмотреть живую душу в отупевших, одеревенелых чертах своих героев. А бывают такие случаи, что "безответное" чувство, глубоко запрятанное в человеке, вдруг громко отзовется, и все услышат его. Дело в том, что в человеке ничем не заглушимо чувство справедливости и правомерности; он может смотреть безмолвно на всякие неправды, может терпеть всякие обиды без ропота, не выразить ни одним знаком своегр негодования; но все-таки он не может быть нечувствителен к неправде, насколько ее видит и понимает, все-таки в душе его больно отзывается обида и унижение, и терпению даже самого убитого и трусливого человека всегда есть предел. Вместе с тем в человеке необходимо есть чувство любви; всякий имеет кого-нибудь, дорогого для себя, - друга, жену, детей, родных, любовницу. На них примеривает он свое положение, их сравнивает с другими, об их довольстве думает, и со стороны ему рассуждается вольнее и яснее. Себя, положим, Макар Алексеич обрек на горькую долю и о себе не жалеет: я уж, говорит, таковский, - пусть мною все помыкают... и не доем-то я - не беда, и обидят-то меня - так не велик барин. Но вот его чувство обращается на чистое, нежное существо, которое скоро делается ему всего дороже в жизни,, на Вареньку: он уже предается сожалению о ее несчастиях, находит их незаслуженными, заглядывает в кареты и видит, что там барыни сидят все гораздо хуже Вареньки; ему уже приходят в голову мысли о несправедливости судьбы, ему становится как-то враждебным весь этот люд, разъезжающий в каретах и перепархивающий из одного великолепного магазина в другой, - словом скрытая боль, накипевшая в груди, подымается наружу и дает себя чувствовать. И бывает это вовсе не так редко, как можно предполагать, не зная дела; бывает это тем чаще, что в большинстве случаев человек, загнанный и забитый, бывает крайне стеснен и в материальном отношении, а между тем принужден бывает выполнять разные общественные условия. Макар Алексеич сокрушается, что скажут его превосходительство, увидев его плачевный вицмундир, говорит, что пьет чай собственно для других, до глубины души возмущается насмешкою департаментского сторожа, не давшего ему щетки почистить шинель под тем предлогом, что об его шинель казенную щетку можно испортить... В самом деле, каково положение: поставлен человек в кругу других, должен вести с ними дело, быть одетым, как они, пить и есть, как они, и в то же время он лишен всякой возможности даже хоть подражание сносное устроить. Уж не говоря об отличных сапогах, - хоть бы какие-нибудь сапоги, - так и тех нет; были одни, да и у тех подошвы отстали... Понятны трагические восклицания Макара Алексеича: "Пожалуй, и сам я скажу, что не нужно его, малодушия-то; да при всем этом решите сами, в каких сапогах я завтра на служжбу пойду! Вот оно что, маточка; а ведь подобная мысль погубить человека может, совершенно погубить". И мало ли людей, страдающих и изнывающих в подобных заботах? А еще если есть любимое существо, если есть семейство? Сколько горя, сколько тоски самой прозаической, но оттого не меньше тягостной и ужасной! Средь этих-то забот чувствует человек, до чего он уничижен, до чего он обижен жизнью . И в этом-то пробуждении человеческого сознания всего более заслуживает наше сочувствие, и возможностью подобных сознательных движений он искупает ту противную апатичность .



    Но отчего же подобные вспышки "божьей искры" так слабы, так бедны результатами? Отчего пробужденное на миг сознание засыпает снова так скоро? Отчего человеческие инстинкты и чувства так мало проявляются в практической деятельности, ограничиваясь больше вздохами и жалобами да пустыми мечтами?



    Да оттого и есть, что у людей, о которых мы говорим, уж характер такой. Ведь будь у них другой характер, - не могли бы они и быть доведены до такой степени унижения, пошлости и ничтожества. Вопрос, значит, о том, отчего образуются в значительной массе такие характеры, какие <общие> условпя развивают в человеческом обществе инерцию в ущерб деятельности и подвижности сил.



    Может быть, вина в нашем национальном характере? Но ведь этим вопрос не решается, а только отдаляется: отчего же национальный характер сложился такой, по преимуществу инертный и слабый? Придется только решение, вместо настоящего времени, перенести на историческую почву.



    Притом же это еще вопрос спорный: ведь не мало кричат у нас и о ширине и о размашистости русской натуры. Не произнесем своего суюдения о всем народе; мы имеем в виду лишь один ограниченный круг его. Но признаться надобно - забавны восторги этой размашистостью, выражающеюся в том, что иные господа псрятся в банях, поддавая на каменку шампанское, другие бьют посуду и зеркала в трактирах, третьи проводят всю жизнь в псовой охоте, а в прежние времена так еще обращаби эту охоту и на людей, зашивая мелкопоместных лизоблюдов в медвежьи шкуры и потом травя их собаками... Этаакя-то размашистость водится во всяком невежественном обществе и везде падает с развитием образования. Но где же наша размашистость в кругу обыкновенных людей, да и откуда ей взяться? Возьмите у нас хоть незрелых еще юношей, учащихся наукам: чего они ждут, какую себе цель предполагают в жизни? Ведь все мечты большей части ограничены карьерой, вся цель жизни в том, чтобы получше устроиться. Это несравненно реже встречаете вы у других народов Европы. Не говоря о французах, которые имеют репутацию хвастунишек, - возьмите других, хоть, например, скромных немцев. Редкий немецкий студент не лелеет в душе какой-нибудь любимой идеи, - у них все больше ударяются в теорию, - какой-нибудь громадной мечты. Или он откроет новые начала философии и проложит новые пути для мысли; или радикально преобразует существующие педагогические методы, и поле него человечество будет воспитываться на новых основаниях; или он будет великим кшмпозитором, поэтом, художником... Наконец, если и угомонится он, сузятся его стремления, решится он быть учителем какой-нибудь сельской школы, - и тут он задает себе вопрос и думает, как он будет учить, как приобретет расположение мальчиков и уважение общины, и т. п. Во всем этом вы видите что-то деятельное и самостоятельное: "Я то-то сделаю, - а что я за это получу, уж там само собою следует..." Это не тот склад размашистых мечтаний, как, например, у городничего, мечтающего, что его сделают генералом за то, что Хлестаков женится на его дочери... Мы взяли в пример немца; возьмите кого хотите другого, везде вы найдете более широкий размах вообраения, более инициативы в самых мечтах и планах, нпжели у нас. Англичанин, например, вышед из школы и перестав мечтать о том, чтобы быть Чатамом, Веллингтоном или Байроном, начинает, положим, строить планы обогащения. Это, конечно, и у нас возбуждает мечты многих. Но какая же разница и в средстаах и в размерах! Наши мечтатели о богатстве большею частью ухватываются за рутинные средства, берут то, тчо под рукою и что плохо лежит, и нередко останавливаются на достижении всевоэможного комфорта. Между тем англичанин в своих соображениях изобретет несколько машин, переедет несколько раз все океаны, оснует несколько колоний, устроит несколько фабрик , сделает несколько громадных оборотов и затмит собою всех Ротшильдов... И что всего важнее - он ведь пойдет исполнять свою задачу, и хоть половины не выполнит, но кое-чего все-таки одстигнет... То же надо сказать и о французах: мы напрасно так уж наповал и осуждаем их, как пустозвонов. Нет, и они исполняют по временам задачи не маленькие, и во всяком случае размах у них шире нашего. Мы вон возимся над каким-нибудь энциклопедическим словарем ... А они - "составим, говорят, энциклопедию" - и составили, - не чета нашей. Так и во всем . Даже в нынешнем французском обществе все-таки в строе разговора, в поведении каждого француза вы замечаетте еще довольно широкие замашки. видите, что человек считает себяч ем-то, дает себе труд судить и спорить

    А почему у нас это "обращение в ветошку" так легко и удобно . Приведем лишь несколько самых общих черт, на которые находим указания даже прямо в произведениях автора, по поводу которого нам представляются все эти вопросы.



    Прежде всего припомните, что говорит Макар Алексеич, когда избтыок тоски вызывает из глубины души его несколько смелых суждений. "Знаю, что это грешно... Это вольнодумство... Грех мне в душу лезет..." Вы видите, что самая мысль его связана суеверныму жасом греха и преступления. И кто же из нас не знает происхождения этого суеверного страха? Какой отец, отпуская детей своих в школу, учил их надеяться только на себя и на свои способности и труды, ставить выше всего науку, искать только истинного знания и в нем только видеть свою опору, и т. п.? Напротив, не говорили ли всякому из нас:



    "Старайся заслужить внимание начальства, будь смирнее, исполняй беспрекословно, что тебе прикажут, не умничай. Ежели захочешь умничать, так и из правого выйдешь неправым: начальство не полюбит, - что тогда выйдет из тебя? Пропадешь..." В таких началах, в таких внушениях мы выросли. Нас с детства наши кровные родные старались приучитьк мысли о нашем ничтожестве, о нашей полной зависимости от взгляда учителя, гувернера и вообще всякого высшего по положению лица. Припомните, как часто случалось вам слышать от домашних: "Молодец, тебя учитель хвалит" или наоборот: "Скверный мальчишка, начальство тобою недовольно", - и при этом не принималось никаких объяснений и оправданий. А часто ли случалось вам слышать, чтообы вас похвалили за какой-нибудь самостоятельный поступок, чтоб сказали даже просто: "Молодец, ты вот это дело очень хорошо изучил и можешь его дальше повести" или что-нибудь в этом роде?



    Таким образом направленные с детства, как мы вступаем в действительную жизнь? Не говорю о богачах и баричах; до тех нам дела нет; мы говорим о бедном люде среднрго класса. Некоторые и по окончании ученического периода не выходят из-под крыла родительского; за них просят, кланяются, подличают, велят и им кланяться и подличать, выхлопатывают местечко, нередко теплое... Подобные птенцы имеют шансы дойти до степеней известных. Но о
    Страница 11 из 12 Следующая страница



    [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ] [ 9 ] [ 10 ] [ 11 ] [ 12 ]
    [ 1 - 10] [ 10 - 12]



При любом использовании материалов ссылка на http://libclub.com/ обязательна.
| © Copyright. Lib Club .com/ ® Inc. All rights reserved.