LibClub.com - Бесплатная Электронная Интернет-Библиотека классической литературы

А.А. Фет Письма Страница 17

Авторы: А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

    ьнее, чем когда-либо, благодаря Ренану (не прямо от

    него, а через негт) захотелось мне, помарфившись до упаду, кликнут ьВам

    издалека это приветствие. Все с Соломона и за 1000 лет до него и после него

    искали - и нашли одно отрицание, и никто никогда не сказал великой проповеди

    из лодки: _блаженны нищие духом_ {1} и блаженны Вы, когда поносят Вас. Но

    ведь он не разумел тех нищих духом, которые, ничего не понимая, берутся все

    делать и всему учить. Ко мне сейчас приходили христосоваться три мужика, и я

    чувствую, что мне не мешало бы занять кое-что у этих нищих духом. Но ведь

    они ничего не проповедуют.

    Простите великодушно, что я Вас хвалил. Я знаю, что это неловко, но

    позволяю это себе только как объяснение, почему я так настойчиво обращаюсь к

    Вам со всякой всячиной. Дайте мне человека, и я потушу фонарь.

    Но, с другой стороны, если я не буду говорить Вам всего, что думаю, то

    мои письма будут невозможны. Мог ли я не подпрыгнуть, читая последние строки

    Вашего письма: "планы Ваши как ни хороши, Петру Афанасьевичу не понравятся".

    "Экой молодчина! - воскликнул я, передавая письмо брату Петруше, сидевшшему

    по левуж мою руку, за чайным столом, - он лучше тебя знает, чем я, знающий

    тебя от рождения". Брпт теперь у нас. Надолго ли - не знаю. Но я ужасно рад

    егг приезду. "Милости хочу, а не жертвы". Если Вы так хорошо знаете брата,

    то как должны знать меня. Следовательно, оправдываться бесполезно. Но я

    полагаю, что если в человеке нет подъема, того, что Панаев {2} называл:

    вздохом, то ничто не может дать его, а если он есть - отнять. Нельзя быть

    слепому - живописцем, глухонемому - виртуозом, ибо это одно исключает

    другое; но быть поэтом и сапожником (Ганс Сакс), делать плошки и

    проповедввать апостола Павла и т. д. Можно быть не только равнодушным ко

    всему житейскому, но даже чувствовать к нему непреоборимое отвращение и быть

    слепорожденным для духовных потребностей. Если я дейсвтительно Марфа, потому

    что хлопотал и хлопотал и хлопочу еще много, то, увы! далеко не потому, что

    так высоко цнню жизнь с ее благами земными. Какой бы я был счастливец, если

    бы хоть на закате дней, как Гафизова звезда,



    Все полюбив, уж на небо она испросилась;

    И рада была, что ночною порою скатилась {3}.



    Ах! как бы это было хорошо. Но, к сожаленью, этого далеко нет. У меня есть

    потребность порядка. Дайте мне щей с говядиной, творогу со сливками,

    душистого кофею, и я не попрошу ничего более. Но чтобы это было хорошо.

    Кажется, на что проще? а как трудно этого добиться.

    Я люблю, чтобы лошади, собаки, коровы, экипаж соответствовали своему

    названью. Легко ли это, да еще у нас в России, где никто не подумает, можно

    ли тонкой серебряной ложкой доставать крутую кашу из горшка, не прогнув

    ложки. Вот теперь я обнес парк оградой, а народ становится ногами на засов и

    лезет через палисадины. Поставили сторожа у ворот и поймали его с женой,

    готовых пройти в охраняемые вороты. С другой стороны: мы сердимся, зачем он

    выливает тут нечистую воду, а дали ли ему, куда ее выливать? В Европе, где

    чисто, все это прилажено и близко.

    Что касается до стихов, то это молния, которая приходит и уходит и

    зимой бывает как исключнеип. Напрасно хотите Вы лепить пару людей там, где

    бог уже слепил ее. Графине не учиться ни у меня, ни у кого на свете

    практичности. "Das macht ihr keine nach" {Никто не может сравниться с ней

    (нем).}. Если Вы боитесь за мой материализм, то я не боюсь за Ваш аскетизм и

    хандру. Такие силачи все перемалывают в муку, а не в муку. Послезавтра

    ожидаем утренним поездом Дмитрия Петровича с семейством на некоторое время.

    Грайворонка от Воробьевки 80 верст, и на свопх можно быть там в 7 часов.

    Если буду здоров, думаю проводить Боткиных до Козловки в мае около 15-го - а

    там мы могли проехать с Вами в Воробьевку и на 2 дня на Грайворонку, если

    будет охота. Жена и брат вместе сь мной просят Вас передать наши усердные

    поклоны графине Софье Андреевне.

    При случае черкните словечко



    Вашему А. Шеншину.



    35



    28 апреля . Будановка.



    У нас полон дом гостей, и я пользуюсь свободной минутой, чтобы отвести

    душу и сказать Вам, дорогой Лев Николаевич, несколько слов. Жду 15 мая, а

    может быть, и раньшего срока и наперед испрашиваю у графини Софьи Андреевны

    позволения привезти брата Петра Афанасьевича на денек. Это его, бедняка,

    освежит надолго, как и меня. Знаю, что отказать в подобной просьбе неловко.

    Но если Вы промолчите, то я отклоню его приезд, хотя он, то есть брат, в

    очень хорошем расположении духа. Дело в том, что и он разделяет мою любовь к

    Вам обоим, таким, каким мы Вас знаем. Извините заранее, если Не сумею

    сказать то, что бы хотел.

    Дня 2 по получении Вашег опоследнего письма о Ренане {1} у меня все

    было ясно, и жаль, что я тогда не написал того, что теперь, второпях, как-то

    разбросалось клоками.

    Помню, что хотел сказать, что с Вашей точки совершенно с Вами согласен,

    что суть в зерне и хлебе, а не в соломе, хоботье и т. д. Но дело в том, что

    Евангелие такая книга, которую читающие ее 100 раз не умеют ни запомнить, ни

    связать в своем предстаылении. По крайней мере, так до сих пор было со мной.

    Я когда-то получил по 5 из закона божия и затем из богословия - и я до сих

    пор довольно твердо умею смотреть в казенные богословские очки. К сожалению,

    еще на 2 курсе университета, когда уже мне в жизни не приходилось

    возвпащаться к казенному богословию, очки эти разбил у меня на носу

    вдребезги Штраус {2}, и Вольтер нисколько не способствовал их возрождегью.

    Приходилось мне не раз с тех пор перечитывать Евангелие, и я уже без очков

    ничего не мог прочесть и видел только всюду те противоречья, на которые с

    такой беспощадностью указывал Штраус, хотя бы на въезд в Ерусалим на двух

    ослах разом: на осля и жеребя сына подъяремнича. Высокое учение любви -

    ненависть. Индейская религия учит любить не только людей и скотов, но даже

    нечистых насекомых.

    То, что говорили казенщики, что древний мир, то есть Рим (империя),

    погибал от разврата и нужно было возродить этот мир, - история не детская, а

    настоящая, - мне указывает, что вселенная только и благоденствовала при

    императорах, как уже род человеческий не блаженствовал ни до, ни после

    империи. Что зке это такое, какое же это явление? В чем его всепобедная сила

    или, по крайней мере, если не всепобедная, то могучая, которая из секоы

    иудейской превратилась в веру общечеловеческую?

    Эти вопросы возникают сами собой, и ответы на них, очевидно, могут быть

    различны и только гадательны. И мне кажется, что один из них это новизна

    проповеди об духовном уничижении, то есть проповеди в блаженствах.

    Таких мыслей я нигде не встречал и не могу не дивиться их глубокому

    значению. Говорю прямо: до Ренана у меня был хаос в голове, не связнный

    никаким единством представления. Прочитав Левина, я могу догадаться, что он

    любил есть, пить, курить. Но, если бы я прочел, что был Левин, который

    пришел, сел на стул, обрезал себе ногти, насыпал перцу на котлетку и сказал:

    люблю уж их и не люблю грифельных досок и т. д., то я, прочитав целый том,

    не составил бы себе никакого понятия, а если б эти факты передавали 4

    человека и все вразлад, то я бы и совсем ста в тупик. Вы сами указываете на

    закон, писанный в сердцах. Ergo в нем все дело. Не Павел ли сказал "ныне

    разумеем как зерцалом в гадании, тогда же узнаем лицом к лицу"? Я так много

    и упорно глядел в зерцало, - что и гадать не смею. Ich kann nicht anders.

    Gott, helf mir {Иначе я не могу. Да поможет мне бог (нем.).}.



    Преданный Вам А. Шеншин.



    Буду телеграфировать, но куда, на Козловку или Ясенки?



    36



    2 января . Москва.

    Покровск. ворота,

    дом Боткиной.



    Дорогой граф!

    Осжудение моей статьи и Страховым и Вами {1} только обрадовало меня

    уверенностью в действительной дружбе подобных Вам людей. Этого мало: оно

    показало, что Вы не считаете меня человеком, способным принимать вещи

    наизнанку.

    Жаль не за пкойницу статью и не ради меня, а ради той непроглядной

    лакейской нелепицы, в которой мы беспомощно осуждены доживатть наиболее

    сознаельные годы нашей жизни. Если эти строки застанут Страхова, скажите

    ему, что между 6 часами вечера (прибытие Курского поезда) и 8 1/2 - отправка

    Московского-Петербургского - ему бы удобнее всего 4 января забросить ко мне

    в швейцарскую чемодан и пить у меня в комнате чай и таким образом дать мне

    возможность увидеть его часа на два; так как теперь ехать мне в Питер

    незачем.

    Напишите поскорей, когда Вы в Москву, чтобы нам не разминоваться. В

    Москве мне тоже делать нечего, и я бы алкал проездом домой заехать еще раз в

    Ясную, оставив жену в Москве. Что-то за перевозкой не помню, уцелела ли моя

    "Welt als Wille" Шопенгауэра, поэтому не снабдите ли меня Вашей, если не

    найду в Москве.

    Передайте графине мою неизменную симпатию.

    7 часов утра. Все спят. Тороплюсь кончить, потому что утром надо к

    нотариусу по делам Борисова.



    Всегда Ваш А. Шеншин.



    "Я жить хочу! - кричит он, дерзновенный. -

    Пускай обман! О, дайте мне обман!"

    И в мыслях нет, что это лед мгновенный,

    А
    Страница 17 из 40 Следующая страница



    [ 7 ] [ 8 ] [ 9 ] [ 10 ] [ 11 ] [ 12 ] [ 13 ] [ 14 ] [ 15 ] [ 16 ] [ 17 ] [ 18 ] [ 19 ] [ 20 ] [ 21 ] [ 22 ] [ 23 ] [ 24 ] [ 25 ] [ 26 ] [ 27 ]
    [ 1 - 10] [ 10 - 20] [ 20 - 30] [ 30 - 40]



При любом использовании материалов ссылка на http://libclub.com/ обязательна.
| © Copyright. Lib Club .com/ ® Inc. All rights reserved.