LibClub.com - Бесплатная Электронная Интернет-Библиотека классической литературы

А.А. Фет Письма Страница 20

Авторы: А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

    человека, у которого бы

    мог и желал учиться. А у Вас чувствую, что уже научился многому. Как это

    делается? Не спрашивайте. Но я, например, сегодня утром проигрывал на

    бильярде и внутренно не волновался и не негодовал на свою неумелость, и

    этому научился у Вас или у Вашего идеала, сидящего в моей душе.

    Обрадовало меня Ваше письмо несказанно. А то я думал уж, не оскорбился

    ли он чем? Но опять подумал, с его умом невозможно, чтобы он мог распущенную

    болтовню истолковывать - в неблагоприятном для моих намерений мысли.

    Я перед ним чист, как дистиллированная капля воды. Неужели мне и от

    него скрываться и манерничать? Это значит лгать духовнику. Но тогда какой же

    смысл в исповеди? Люблю я Вас обоих потому, что ценю каждого отдельно и

    обоих вместе. Нельзя от Милосской требовать плеч дискобола, а от дискобола

    мягкость очертаний Милосской. Это противоречие in adjecto {Между

    определением и определяемым словом (лат.).}. Если бы Вы повторяли морально

    Софью Андреевну, Вы бы не были и тенью Льва Толстого, а повторяй она Вас, то

    в ее атмосфере мухи бы умирали от ужаса. Каждому бог дает свое и знает, что

    дать. Беда, когда он ничего не дает, кроме живой тени. Стихотворение

    Полонского к Грибоедовой очень мило и поэтично. Но Майкова "Радойца" (с

    далматского) ужасно и пустотой, и безвкусием, и безмыслием {2}. У людей ума

    и без того мало, но когда туда примешивается мода - птощай!!

    Я почти не выхожу изд ому. Два раза был только на новрм хуторе, где

    копают колодец и строют усадьбу. Чибиса прилетели. Можно ждать вальдшнепов.

    Русскому религиозному человеку нельзя не побывать в Киеве. Этого

    никакое описание не передаст. Тут прямо православие из греческого источника

    за 900 лет и воочию мозаика греческих художников, как вчера работанные. А

    пещеры? Невольно живешь с этими основателями всего духовного здания. Под

    землей время прошло незаметно, в безразличии дня и ночи.

    Не говоря о наших праздных экипажах, на Будановке постоянно 2 коляски

    за 1 рубль до Воробьевки.

    Шоренгауэр подвигается, но в последнее время слабость глаз не дозволяет

    ни долго писать, ни читать. Это ужасно обидно.

    Турганев вернулся в Париж, вероятно, с деньгами брата и

    облагодетельствовав Россию, то есть пустив по миру своих крестьян,

    побывавших в когтях Кишинского {2}, порубив леса, вспахав землю, разорив

    строения и размотав до шерстинки скотину. Этот любит Россию.

    Другой роет в безводной степи колодец, сажает лес, сохраняет леса и

    сады, разводит высокие породы животных и растений, дает народу заработки -

    этот не любит России и враг прогресса.

    На днях написал:



    Глубь небес опять ясна... (см. т. 1).



    Будьте здоровы и не забывайте того, кому Вы нравственно необходимы. Мы

    оба с женой приносим графине усердные поздравления и пожелания к светлому

    дню.



    Ваш Шеншин.



    Ждем Федора Федоровича на святой. Он говорит: "Der Graf ist manches mal

    murrisch; aber die Grafin nie im Gegenteil" {Граф иногда быывает в дурном

    настроении, но графиня, напротив, - никогда (нем.).}.



    40



    29 июня . Будановка.



    Mir ist es, dcnk ich nur an dirh

    Wie in den Mond zu schauen.



    Goethe {*}.



    {* Мне думать о тебе - равно, // Что на луну взирать. Гете (нем.).}



    А когда смотришь в одну, живешь чувством, противуположностью познания,

    вот почему не требуйте последовательности в моих к Вам, дорогой граф,

    обращениях. Я настолько же ценю, если не более, Ваше сердце, как и голову.

    Да мне кажется, что, как бы мы ни ершились, мы (быть может, к сожалению, в

    нашем юдольнем мире) оба добрые по природе люди, и наши мозги заставляют нас

    искать оправдания и осущеествления нашим стремлениям. К чему же мы в

    настоящий момент пришли? Мне кажется, к одному и тому же убеждению,

    высказываемому в разных формах, что в таком хаосе понятий, стремлений,

    условий жизни, какие нас окружают, никакое государство, народ, общество,

    семейство, человек жить не могут. Нужна другая форма. Какая? Это другой

    вопрос. Мы, как во время бури, швыряем за борт как одуренные все, что под

    руку попадет, и ненужный груз, и образа, и компас, и руль, и паруса, и

    канаты, и собственных детей. Когда это кончится? Бог знает. И чем? Я задал

    себе вопрос, что делать? в письме к Вам, и милый Страхов передал, что оно

    получено в минуту такого же вопроса между Вами. Не думайте, однако, чтобы я

    лично хотя на минуту сомневался в том, что мне делать. Я помню гетевскор:

    "Ein guter Mensch in seinem dunklen Drange ist sich der rechten Weges wohl

    bewusst" {Знай: чистая душа в своем исканье смутном // Сознаньем истины

    полна (нем.).}.

    Кроме того, я имею прямое указание прототипа аскета и постника Иоанна

    Крестителя, сказавшего воинам: "Никого же обидите и оклеветайте и довольны

    будьте оброки вашими". Тут все сказано и пальцем указано, и последнее -

    довольство своими наусщными средствами к существованию - основание первых

    предначертаний. Только из эиого недовольства наличными средствами вытекает

    вся проповедь насилий тех нигилистов, которых можно сравнить с рыбой сепией,

    которая, когда ее преследуют, выпускает темную струю, чтобы напустить туману

    и сбить с толку всякое ясное созерцание окружающего. Если б я не знал, что

    мне делать, или не хотел ничего делать, то давно бы не хуже других

    догадался, что лучше и удобнее ничего не делать там, где все кругом очень

    хорошо знают, что им делать. Где с утра зеленщик, мясник и т. д. присылают

    спросить, какую мне угодно выбрать зелень, котлету или рыбу и т. д., и очень

    хорошо знает, что сосед его только и ждет, чтобы он отпустил дрянь или

    сказал невежливость, чтобы перебить у него практику.

    Но дело туда идет, что наша страшная среда сделается окончательно

    невыносимой, и тогда нужно только выждать простодушного покупателя и

    наградить его приятностями нашей рабочей среды - и бежать .

    Страхов пробыл два дня. На другое утро мы пришли в кабинет, и, взяв

    немецкого Шопенгауэра, он сказал, что будет строгим судьей.

    Не без сердечного трепета стал я ему читать свой перевод, сначала там,

    где работаю, а затем с самого начала, когда я еще не совсем приладился к

    автору, а потому брялся неумелости. Но в том и другом случае добродушное

    лицо Николая Николаевича принимало маслянистое выражение, и, смеясь до

    раскрытия остатков счоих зубов, он восклицал: "Чудесно, Афанасий

    Афанасьевич! будет одной хорошей книгой больше". Признаюсь, это мне крайне

    приятно и поддает духу окончить к зиме всю "Welt".

    В последний приезд Вы вообще как будто были не в духе и даже не

    объяснили мне, почему графиня не может в этом году быть у нас. Все это я

    узнал от Страхова, равно как и о кори, стол ьраспространенной детской

    болезни. Но Вы как-то сказали, что в Самаре засуха, а теперь могу сообщить

    взаимно, что и на Грайворонке с Троицы ни капли дождя и, между прочим,

    гречиха и не всходит. Остальное в соразмерности. Запасных денег у меня нет.

    Радуюсь, что была возможность поставить Воробьевку на хозяйственную ногу,

    пока хромую.

    Говорю не для жалоб, которых не терплю, а для того, чтобы сказать себе:

    "Я не привык тратить много на себя, а напротив, привык всю жизнь держать

    себя на коротких поводах и в шенкелях. Але-гоп, и год проживу. А завтра

    будет то, что будет". Написано у меня было первоначально к Вам на трех

    листах, но я заменил их тем листком, что получил при Страхове. Здоровье все

    еще хромает. Вчера был мужик-егерь и обещал много дупелей и куропаток. Если

    буду в силах, отведу старую душу.

    Наши усердные приветствия графине и Татьяне Андреевне. Все ждут поездки

    в Москву - и все нет.



    Ваш А. Шеншин.



    Наш Семен все просит Вашего заступничества в Туле по его деньгам.

    Делать все - ничего не делать. Делать можно только одно. А в руке всегда

    дело одно.



    41



    17 июля . Будановка.



    Спасибо, дорогой граф, за вчерашнее письмо. Сердечно ему обрадовался. А

    то я уже было и нос на квинту опусил и сочинил следующий аполог: один

    соколиный охотник радовался и хвастал, что отлично видит и что бог послал

    ему такого сокола, который с каждым днем взмывает все выше и выше; до того

    высоко, что другие уже и не видят его кругов, а только видят, как голуби

    начинают падать с поднебесья. А мне все видно, - говорил охотник, - как он

    высоко ни заберет, иной раз там и промахнется, да бог с ним, зато высоко,

    так высоко, что только дух радуется. Но сокол забирал, забирал каждый день

    выше и однажды ушел в такую высь, что и опытный глаз сокольничего не мог за

    ним уследить. Так и ушел от него сокол. Тут-то охотник подумал: "Хорошо

    летать высоко, да надо же и на землю спускаться. При чем же я теперь

    остался?"

    Повторить, что мы со Страховым ценим, дорожим Вашими с женой личностями

    вследствие их несравненной красоты, считаю ненужным плеоназмом {1}. Не

    говоря уже о том, что любить от нас не зависит. Одно люблю, другое нет. А

    что любишь, боишься потерять, а писать, то есть соваться со своими мыслями к

    человеку, который от себя гнет и парит, переломит - не тужит, не совсемм

    благоразуино. Конечно, никто зрячий не станет отвеигать мира _идей_

    (идеального), но как же нее физически сл
    Страница 20 из 40 Следующая страница



    [ 10 ] [ 11 ] [ 12 ] [ 13 ] [ 14 ] [ 15 ] [ 16 ] [ 17 ] [ 18 ] [ 19 ] [ 20 ] [ 21 ] [ 22 ] [ 23 ] [ 24 ] [ 25 ] [ 26 ] [ 27 ] [ 28 ] [ 29 ] [ 30 ]
    [ 1 - 10] [ 10 - 20] [ 20 ] [ 30 - 40]



При любом использовании материалов ссылка на http://libclub.com/ обязательна.
| © Copyright. Lib Club .com/ ® Inc. All rights reserved.