LibClub.com - Бесплатная Электронная Интернет-Библиотека классической литературы

А.А. Фет Письма Страница 24

Авторы: А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я


    желаний, в противоположность живучести угрызений совести, проистекающих из

    вторжения в чужую личность, равноправную - по страданию. Здесь еще раз

    Рубикон. Но у некоторых это познание заходит за эту грань и заставляет их

    забывать весь мир с его вечными законами. Они забывают, что с человеческим

    познанием связана сознательная предусмотрительность и оглядка на опыт, -

    будущее и прошлое. И является сверх проклятия боли и смерти еще и проклятие

    труда, против которого воля противится всем существом. Один мой знакомый

    заставлял виноватую барщину идти в пруд, переливать воду с места н аместо.

    Кто же пойдет добровольно на такой труд. Но воля эгоистическая дура,

    интеллект и тут ловит ее в ее же лапы, уверяя, что она трудится для своего

    же блага или для блага ближних - любимых, которых она признала собою же. И

    вот труд самый тяжелый ей родить. Кому он этого не втолковал, тот на

    очевиднейшие доводы гибели машет рукой, не имея что возразить, ибо пришлось

    бы есть чужой труд, а при общем таком воззрении -умирать с голоду - машет

    рукой, то есть, по Вашим словам, преднамеренно бежит света разума,

    освещающего бездну впереди. К счастью, такое бегство совтавляет редкие,

    редчайшие исключения и на факте невозможно, так как и столпники питаются

    чужим трудом. Я знаю только одно последовательное исключение. Это мой

    обльной брат. Он вообразил, что может трудиться, - оказывается, что по

    болезни не может, - и он не берет чужой крохи в рот и умирает с голоду. Это

    неблагоразумно, но последовательно, между тем он Софье Сергеевне Боткиной в

    приезд к нам не сует ржаную корку, которую считает благом, а покупает на

    последние деньги ковер и насильно навязывает, а мужикам водки, а бабам

    гадких пряников и лент. Он знает, что, кому нужен Георгиевский крест, тому

    не нужны десятниы, и наоборот. Не нужно и бессмысленно проповедывать воле

    пожирать, так как она жизнь, а жить значит пожирать: море пожирает скалу,

    скала море, земля солнце и кончит тем, что сожрет; но нужно и должно

    разумному существу сказать - не пожирай чужой жизни, которая ему так же

    дорога, как твоя тебе. Если таков смысл Евангелия, то я опять-таки обеими

    руками подписываюсь {2}. Это давно познанное осуществляли не только индусы,

    но и все народы, дожившие до законодательства. Что этим путем можно зайти

    далеко за Рубикон - опять-таки примером не христиане, а индусы, дошедшие до

    травоядения, которое все-таки не ведет до конца - отнимать жизнь не все ли

    равно у луковицы или теленка? Не отнимать, так ни у кого. А где есть

    уступка, там им нет границ - даже и по сю сторону Рубикона начнутся сделки.

    У моей покойной матери подымалась неудержимая рвота при виде пьяного. Ну

    какая философия могла бы заставить ее любить пьяных, внушавших ей

    непреоборимое отвращение. Я с Вами сргласен, что литертаура - пошлость. Но с

    той точки, с которой Вы вели дело, она (то есть оно - писание) было

    откровение сущности явлений жизни человеческой. Пойдите утром летом мимо

    тихого пруда, ничто не скажется жизнью, но лягушки побултыхают, и Вы

    вздрогнете. Это правда и потому - хорошо и т. д.

    Простите за многописание и передайте графине наши общие с женой

    приветствия. Если я иногда и думаю о смерти, то без содрогания или

    отвращения, и мне все кажется, что возиться с этой неизбежной операцией так

    упорно-малодушно. Да бог с нею. Это ее дело.

    Как ни поверхностно знание вообще, во многое оно действительно проникло

    и сделало его неизменным своим достоянием. Так враещние земли вокруг оси

    вышло наконец из-под опеки неведения и наглядно подтвердилось опытом

    суточного, кругообразного качания свободного маятника. Можно, если есть

    охота, бранить старого Коперника или Галилея, а она все-таки вертится в

    нашем сознании. Точно так же есть физиологические и метафизические факты,

    окончательно доказанные, которые стали общим достоянием. Сюда относится

    факт, что возможность восприятия вещей мира в наше я лежит в предшествующей

    созерцанию присущности в нашем интеллекте форм времени, пространства и

    причинности, наличность которых и составляет интеллект. Физиологически он

    только функция мозга, которой он так же мало научается из опфта, как желудок

    пищеварению или печень отделению желчи. При этих словах непредубежденный

    человек должен сказать: 1-е. Да, на эту точку мы птставили очевиднейшими

    доводами науки, и другая точка для нас невозможна. 2-е. Это бесспорное

    открытие только передвинуло нас по цепи причинности на действительное звено,

    но не подвинуло ни на линию вперед к пониманию сущности вопроса.

    Оказывается, первое, что инеллект перерабатывает миг явлений, куда

    относится и сам человек, лишь так, как ему, интеллекту, приказано, как

    желудок варит пищу только так, как ему, желудку, приказано, хотя варить

    может быть бесконечное число манер, и что поэтому интеллект отвечает лишь за

    свое пищеварение, за мир своей стряпни, а не за действительный мир, о

    котором ничего знать не может. Второе, что этим самым несомненным факттм

    интеллект (мозговая функция) не остается абсолютным центром мира (а только

    мира явлений), а по отношению к этому искомому центру сводится наравне с

    желудком, железами, детородными членами на степень органических явлений,

    коренящихся на чем-то другом, на чем все коренится. Что же такое это

    ежеминутно на наших глазах творящее начало, обращающее брюкву в желудке отца

    во всемирного завоевателя сына. Эта тайна, которой никакая биология с ее

    ботибиями, протоплазмами вовеки не раскроет, так как она, в сущности,

    противна врожденной логике интеллект, ибо из неорганического по логике не

    может выйти органическое. Чего не положи лв карман, оттуда никакими фокусами

    не достанешь. Вот и еще - и даже главнейшая причина, по которой Иоанн был

    совершенно прав, указывая на ????? божий как на источпик мира видисого -

    мира явлений ин евидимого - силы. Иоаннов ????? вне мира и относится к нему

    творчески. Может быть, это недостаточно основательно, как - увы! - убитое

    Каином онтологическое доказательство, но оно, по крайней мере, не в

    противуречии с самим собою. Найденная по неведению _воля_ Шопенгауэра,

    положим - и близится к _иксу_, но не носит онтологической смерти в груди,

    произвольно останавливаясь на одном из звеньев причинности. Но все-таки

    ????? Иоанна, внемировой - есть ответ какой-нибудь. Тогда как разум,

    разумение человека, составляющий лишь мгновенное звено в цепи причинности

    явлений и заведомо коренящийся на недосягаемой тайне жизни, не только

    невозможная точка опоры для целого мира - в себе самом, но и противоречивая.

    Эоот разум, разумение не имеет права говорить ни о чем другом, как о лично

    ему кажущемся. Кроме того, когда речь идет о человеке-организме, устройство

    которого мы, в сущности, никогда не узнаем и потому не можем судить, что в

    этой таинственной машине главное, мы никак не можем давать одному узлу

    предпочтение перед другими до совершенного забвения остальных; забывая, что

    в механизме малейший винтик все держит. Это понипал Иисус, говоря не о хлебе

    _едином_, а не сказал _не о хлебе_.

    Нельзя было не признать желудка, эпидерма и т. д., признавая интеллект

    и волю. А раз, что признал желудок, который, между прочим, не требует и не

    дожидается философского признания, а кричит panetti! {булочек! (ит.).} тогда

    как интеллект кричит circenses {зрелище (лат.).}, признал бы и труд, и мы

    снова на общечеловеческой дороге всех веков и народов.

    Докажите, дорогой граф, на деле Вашу незлобивость и не сердитесь на то,

    что я ich kann nicht anders! Gott helf mir {не могу иначе, да поможет мне

    бог (нем.).}.

    Сию минуту получил отрадную весть, что уломали крестьян на полюбовный

    выкуп, причем я же дарю им 1000 рублей. Они в мой приезд хотят благодарить

    меня, что мне может быть только неприятно! А вот когда я ехал на земство на

    своей четвепке, которую выходили ремонтеры смотреть на Будановке - и

    неизвестный мне парень, которого я издали принял за пьяного, закричал,

    кланяясь без шапки: "Один такой-то барин нашелся, больше нету", - это,

    признаюсь, было мне приятно. Потоу что делаю так, как считаю за лучшее, а

    другого, очевидно, делать не в силах. Может быть, это и худо, но не для

    меня, и я, по Вашему же принципу, признающему личное разумение за центр

    вселенной - прав.



    Ваш старый А. Шеншин.



    46



    21 ноябяр . Будановка.



    Но ах, я чувствую, в противность доброй воле,

    Довольства грудь моя не истосает боле,

    Но отчего поток подобный сякнет вдруг

    И жаждою опять томится дух?

    Я испытал все эти превращенья!

    Такой пробел есть способ восполнять,

    Мы не земное станем почитать,

    Алкать мы станем откровпнья,

    Которого нигде достойней, чище нет,

    Того, что Новый дал завет.

    Возьму я подлинник раскрою.

    С правдивым чуувством я взалкал оригинал

    Перевести мне речию родною.

    Написано: Вначале было слово.

    Вот я и стал! Как продолжать мне снова?

    Могу ли слову я воздать такую честь?

    Иначе нужно перевесть!

    Коль верно озарен исход тяжелых дум,

    То здесь написано: Вначале был лишь ум,

    На первой строчке надо тщиться,

    Чтобы перу не заблудиться.

    Ум та ли власть, что, все подвигнув, сотворила?

    Поставлю я: Была
    Страница 24 из 40 Следующая страница



    [ 14 ] [ 15 ] [ 16 ] [ 17 ] [ 18 ] [ 19 ] [ 20 ] [ 21 ] [ 22 ] [ 23 ] [ 24 ] [ 25 ] [ 26 ] [ 27 ] [ 28 ] [ 29 ] [ 30 ] [ 31 ] [ 32 ] [ 33 ] [ 34 ]
    [ 1 - 10] [ 10 - 20] [ 20 - 30] [ 30 - 40]



При любом использовании материалов ссылка на http://libclub.com/ обязательна.
| © Copyright. Lib Club .com/ ® Inc. All rights reserved.