LibClub.com - Бесплатная Электронная Интернет-Библиотека классической литературы

Александр Герцен. ДИЛЕТАНТИЗМ В НАУКЕ Страница 4

Авторы: А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

    ком чужом авторитете говорят дилетмнты, где возможность его в науке? Дело в том, что они ануку принимают не за последовательное развитие разума и самопознания, а за разные опыты, выдуманные разными особами в разные времена, без связи и отношения между собою. Они не могут понять, что истина не зависит от личности трудящихся, что они только органы развивающейся истины; они не могут никак постигнуть ее высокое объективное достоинство; им все кажется, что это субъективные помыслы и капризы. Наука имеет свою автономию и свой генезис; свободная, она не зависит от авторитетов; освобождающая, она не подчиняет авторитетам. Но в самом деле она имеет право требовать вперед настолько доверия и уважения, чтоб к ней не приступали с заготовленными скептическими и мистическими возражениями, потому что и они - добровольные принятия на веру. Где, по какому праву, на чем основываясь, заготовляют возражения на науку вне ее? Откуда эта твердая масса, отталкивющая свет? В душе, чистой от предрассудков, наука может опереться на свидетельство духа о своем достоинстве, о своей возможности развить в себе истину; от этого зависит смелость знать, святая дерзость сорвать завесу с Изиды [10] и вперить горящий взор на обнаженную истину, хотя бы то стоило жизни, лучших упований.



    Но какая этта истина, которую нам обещают за покрывалом?.. В самом деле, какая? Те, которые желали ее пламенно, скорбели и лили слезы по ней, тайком заглянули и были поражены - кто страхом, кто негодованием. Бедная истина! Хорошо, что древние ваяли покрывало из мрамора: его нельзя было поднять; глаза людей недостаточно окрепли, чтоб вынести ее черты. Или не той истины хотели они? А сколько же истин? Люди добрые, рассудочные знают много, очень много истин, - но одна истина им недоступна; какой-то оптический обман представляет им истину в уродливом виде и притом каждому на свой лад. Если собрать обвинения, беспрерывно слышимые, когда речь идет о науке, т. е. о истине, раскрывающейся в правильном организме, то можно, употребляя известное средство астрономии для получения истинного места светила, наллюдаемого с разных точек, т. е. вычитая противоположные углы (теория параллаксов), вывести справедливое заключение. Одни говорят - атеизм, другие - пантеизм; одни говорят - трудность, ужасная трудность, другие - пустота, просто ничего нет. аМтериалисты улыбаются над мечтательным идеализмом науки; идеалисты находят в анализме науки хитро скрытый материализм. Пиетисты убеждены, что современная наука безрелигиознее Эразма, Вольтера и Гольбаха с компанией, и считают ее вреднее вольтерианизма. Люди нерелигиозные упрекают науку в ортодоксии. И, главное, все недовольны - требуют опять завесы. Коого поразил свет, кого простота, кому стыдно стало наготы истины, кому черты ее не понравились, потому ч то в них много земного. Все обманулись, - а обманулись оттого, что хотели не истины.



    Но дело сделано. Событие вспять не пойдет; однажды начав разоблачаться и показав нам торс поразительной прелести, истина не наденет снова покрывала из ложного стыда; она знает силу, славу и красоту наготы своей.



    Следующая статья посвящена будет исключительно дилетантам-романтикам. (Прим. автора.)



    1842, апреля 25.



    Примечания



    1. ...nos amis les ennemis, как говорит Беранже... - Из стихотворения Беранже "Мнение этих девиц".



    2. ...пиетисты в Германии, порожденные односторонностью протестантизма. - Пиетизм (от лат. pielas - благочемтие) - направление в немецком протестантизме конца XVII - начала XVIII в., противопоставлявшее разаитию рационализма в протестантском богословии установку на религиозное чувство.



    3. "Heт в мире человека... права". - Цитируемые слова принадлежат Гегелю ("Феноменология духа", Предисловие).



    4. ...каудинские фуркулы чувств, фантазий и капризов. - Кандинские, или Каудинские фуркулы - узкое, глубокое ущелье в Италии, где римляне потерпели поражение во время второй Самнитской войны.



    5. "Nichts ist drinnen..." - из стихотворения Гёте "Эпиррема" (1819).



    6. Lasciate ogni speranza... - Надпис на вратах ада в "Божественной комедии" Данте ("Ад", песнь третья).



    7. "Чего боишься? Ты меня везешь!" - По преданию, с такими словами Юлий Цезарь обратился во время бури к кормчему корабля.



    8. Инвеститура - право на владение.



    9. "Ist nicht der Kern der Natur..." - Из стихотворения Гёте "Ультиматум" (1820).



    10. ...святая дерзость сорвать завесу с Изиды и вперить горящий взор на обнаженную истину... - Согласно требованиям культа древнеегипетской богини Изиды ее лик был всегда закрыт завесой, ибо тайны, хранимые ею, недоступны смертным и невыносимы для их взгляда.









    --------------------------------------------------------------------------------



    ДИЛЕТАНТИЗМ В НАУКЕ



    Первая статья была о дилетантизме вообще; следующая будет посвящена специализму в науке, в четвертой (если она будет) поговорим о формализме. - Писавший просит редакцию позволить ему обратить внимание читателей на важную опечатку, вкравшуюся в первую статью. На стран. 33, стр. 20-й снизу, напечатано вместо гуманнейший - туманнейший. (Прим. автора.)



    СТАТЬЯ ВТОРАЯ



    ДИЛЕТАНТЫ-РОМАНТИКИ



    Оставим мертвым погребать мертвых. [1]



    Есть вопросы, до которых никто более не касается, не потому, чтоб они были решены, а потому, что надоели; не сговариваясь, соглашаются их считать непонятыми, прошедшими, лишенными интереса и молчать об них. Но время от времени полезно заглядывать в эти архивы мнимо решенных дел: последовательно оглядываясь, мы смотрим на прошедшее всякий раз иначе; всякий раз разглядываем в нем новую сторону, всякий раз прибавляем к уразумению его весь опыт вновь пройденного пути. Полнее сознавая прошедшее, мы уясняем современное; глубже опускаясь в смысл былого - раскрываем смысл будущего; глядя назад - шагаем вперед; наконец, и для того полезно перетрясти ветошь, чтоб узнать, сколько ее истлело и сколько осталось на костях.



    Одно из таких дел, которое, выражаясь судейским слогом, зачислено решенным впредь до востребования, - дело, недавно поступившее в архив, - тяжба романтизма и классицизма,-так волновавшая умы и сердца в первую четверть нашего века (даже и ближе); тяжба этих восставших из гроба сошла с ними вместе второй раз в могилу, и нынче говорят всего менее о правах романтизма и его бое с классиками - хотя и остались в живых многие из закоснелых поклонников и непримиримых врагов его.



    А давно ли этот бой, шумно начавшийся, блистал во всей красе? Много было талантов на арене; общественный голос участвовал живо, деятельно; нынче избитые имена "классик", "романтик" были многозначительны - и вдруг все замолкло; интерес, окружавший сражавшихся, исчез; зрители догадались, что и те и другие сражаются за мертвфх; мертвецы вполне заслужили тризны и мавзолеи - они оставили нам богатые наследия, которые стяжали в кровавом поте, страданиях, тяжком труде, - но бороться за них бесцельно. Нет в мире неблагодарнее занятия, ккк сражаться за покойников: завоевывают трон, забывая, что некого посадить на него, потому что царь умер. Когда бойцы увидели, что они лишились участия, - их жар простыл. Одни упорные и ограниченные люди остались на поле битвы в полном воопужении, похожие на теперешних бонапартистов, отстаивающих права великой тени - но все же тени.



    Борьба эта будто явилась с того света, чтоб присутствовать при вступлении в отрочество нового мира, передать ему владычество от имени двух предшествовавших, от имени отца и деда, и увидеть, что для мертвых нет больше владений в мирре жизни. Фактическое явление романтизма и классицизма, в виде двух исключительных школ, было следствием странного состояния умов лет за тридцать тому назад. Когда народы успокоились после пятнадцати первых лет нашего века и жизнь потекла обычным руслом, тогда лишь увидели, сколько из существовавшего порядка вещей, не замененного новым, потеряно и сломано. В разгроме революции и императорства некогда было прийти в себя. Сердца и умы наполнились скукой и пустотой, раскаянием и отчаянием, обманутыми надеждами и разочарованием, жаждой веры и скептицизмом. Певец этой эпохи - Байрон, мрачный, скептический, поэт отрицанья и глубокого разрыва с современностью, падший ангел, как называл его Гёте. Франция, главный театр событий переворота, всего более страдала. Религия была в упадке, политические верования исчезли, все направления, самые противоположные, были оскорблены эклектизмом первых годов Реставрации. Опасаясь от тягости настоящего, отыскивая везде выхода, Франция впервые иными глазами взглянула на прошедшее. Воспоминание человечества - своего рода небесное чистилище - былое воскресает в нем просветленным духом, от которого отпало все темное, дурное. Когда Франция увидела великую тень преображенных средних веков с их увлпкательным характером единства верования, рыцарской доблести и удали и увидела очищенную отд ерзкого своеволия и наглой нрсправедливости, от всесторонних противоречий, кое-как формально примиренных, тогдашней жизни, она, пренебрегавшая дотоле всем феодальным, предалась неоромантизпу. Шатобриан, романы Вальтера Скотта, знакомство с Германией и с Англией - способствовали к распространению готического воззрения на искусство и жизнь. Франция увлеклась готизмом, так, как увлеклась античным миром, по чрезвычайной восприимчивости и живости, не опускаясь во всю глубь.



    Однако не все покорилось романтизму: умы положительные, умы, сосавшие все соки свои из великих произведений Греции и Рима, прямые наследники литературы Лудовика XIV, Вольтера и Энциклопедии, участники революции и императорских войн, одностороннеи и упрямые в сыоих началах, с презрением смотрели на юное поколение, отрицающее их в пользу понятий, ими казненных,-как полагали, навеки. Романтизм, бродивший в умах юного поколения Франции, братски встретился с зарейнским романтизмом, разразившимся тогда же до высшего предела. В характере германском было всегда что-то мистическое, натянуто-восторженное, склонное к спекуляции и не менее склонное к каббалистике, - это лучшая почва для романтизма, и он не замедлил явиться в полнейшем развитии в Германии. Реформация, освободив преждевременно и односторонно умы герман
    Страница 4 из 17 Следующая страница



    [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ] [ 9 ] [ 10 ] [ 11 ] [ 12 ] [ 13 ] [ 14 ]
    [ 1 - 10] [ 10 - 17]



При любом использовании материалов ссылка на http://libclub.com/ обязательна.
| © Copyright. Lib Club .com/ ® Inc. All rights reserved.