LibClub.com - Бесплатная Электронная Интернет-Библиотека классической литературы

Александр Герцен. ДИЛЕТАНТИЗМ В НАУКЕ Страница 8

Авторы: А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

    ечательно, что один из главных распространителей романтизма вовсе не был романтик - я говорю о Вальтере Скотте; жизненно практический взор его родины евть его взор.



    Воссоздать жизнь эпохи - не значит принять односторонность ее. Так или инвче романтизм торжествовал, воображая, что его станет на века. Он гордо начинал переговаривать с новой наукой, и она часто подделывалась под его язык; романтизм, снисходя к ней, начинал какую-то романтическую философию, но никогда не доходил до тог,о чтобы с ясностию изложить, в чем дело. Философы и романтики под одними и теми же словами разумели разное - и беспрестанно говорили! Комизм был совершеннейший, когда после долгих трудов догадались те и другие, что они не понимают друг друга. За этим невинным занятием, за сочинением песен на трубадурный лад, за откапыванием преданий и хроник о рыцарях для баллад, за томным стремлением, за мучительной любовью к неизвестной деве... шло время и прошло несколько лет: Гёте умер, Байрон умер, Гегель умер, Шеллинг состарился [11]. Казалось бы, тут-то бы и царствовать романтизму. Верный такт масс решил иначе: массы в последнее пятнадцатилетие перестали сочувствовать романтикам, и они осталось, как спартанцы с Леонидом [12], обойденными и обрекли себя, по их примеру, на геройскую, но бесполезную смерть. Что заняло общее внимание, что отвлекло от них - это другой вопрос, на который мы не имеем намерения теперь отвечать. Ограничимся фактом. Кто нынче говорит о романтиках, кто занимается ими, кто знает их? Они поняли ужасный холод безучастья и стоят теперь с словами черного проклятья веку на устах - печальные и бледные, видят, как рушатся замки, где обитало их м илое воззрение, видят, как новое поколение попирает мимоходом эти развалины, как не обращает внимания на них, проливающих слезы; слышат с содроганием веселую песню жизни современной, котораая стала не их песнью, и с скрежртом зубов смотрят на век суетный, занимающийся материальными улучшениями, общественными вопросами, наукой, и страшно подчас становится встретить среди кипящей, благоухающей жизни - этих мертвецов, укоряющих, озлобленных и не ведающих, что они умерли! Дай им бог покой могилы: не хорошо мертвым мешаться с живыми.





    Werden sie nicht schaden,

    So werden sie schrecken.

    (Если они не станут вредить,

    то будут пугать - нем.)



    1842, мая 9.





    Примечания



    1. Оставим мертвым погребать мертвых. - Несколько видоизмененный евангельский текст (Евангелие от Матфея гл. 8, 22).



    2. ...римские сенаторы, которых галлы приняли за мертвецов... - По преданию, при взятии Рима галлами (390 г. до н.э.) римские сенаторы на Форуме встретилиз авоевателей, не двигаясь с места и в полном молчании, так что галлы приняли их за мертвых или за некие высшие существа.



    3. ...живая Психея совремепного нам мира. - Психея в древнегреческой мифологии - олицетворение души человека.



    4. ...суровый - оживы. - Готический свод (от франц. ogive - стрельчатый свод).



    5. Выражение о музыке принадлехит Шеллингу; "Пантеон на Парфеноне", - сказал о храме Петра В. Гюго - Шеллинг называет архитектуру застывшей музыкой в "Философии искусства", опубликованной впервые в 1859 г. Герцен, однако, мог знать об употреблении Шеллингом этого выражения из других источников. Сравнение архитектуры с застывшей музыкой встречалось у многмх современников Шеллинга; Гёте считал, что это выражение принадшежит ему (см. Эккерман. Разговоры с Гёте, запись 23 марта 1829 г.). Гегель в "Лекциях по эстетике" говорил, что застывшей музыкой назвал архитектуру Фридрих Шлегель (см. Гегель Сочииения, т. XIII, М" 1940, стр. 218). Выражение "Пантеон на Парфеноне" употтреблено в романе В. Гюго "Собор Парижской богоматери" (1831), кн. V, гл. II.



    6. ..."там никогд не будет здесь" - из стихотворения Шиллера "Пилигрим" (1803).



    7. ...Эразм Роттердамский, тот самый, который, улыбаясь, написал что-то такое de libero et servo arbitrio... - Имеется в виду сочинение Эразма Роттардамского о свободе воли (Diatribe de libero arbitrio), содержащее критику Лютера, в частности, его учения о несвободе воли.



    8. "Das Jahrhundert ist im Sturm..." - - из стихотворения Шиллера "Начало нового века" (1801).



    9. ...поэтом-мыслителем,.. - Имеется в виду Гёте.



    10. ...романтического Брокена - гора в Германии; с ней связан ряд народных легенд, отразившихся в творчестве писателей-романтиков.



    11. ...Шеллинг состарился. - Намек на выступление Шеллинга в 40-х годах с проповедью реакционных, мистических взглядов.



    12. ...остались, кок спартанцы с Леонидом, обойденными... - Имеется в виду знаменитая битва при Фермопилах (480 г. до и. э.)., при которой персам удалось зайти в тыл отряду спартанцев, возглавлявшемуся царем Леонидом, и уничтожить отряд.









    --------------------------------------------------------------------------------



    ДИЛЕТАНТИЗМ В НАУКЕ



    СТАТЬЯ ТРЕТЬЯ



    ДИЛЕТАНТЫ И ЦЕХ УЧЕНЫХ



    Таких... welche alle Tone einer Musik mit durchgehort haben, an deren Sinn aber das Eine, die Harmonic dieser Tone, nicht gekommen ist... как сказал Гегель. (Gesch. der Phil.). [1]

    (которые прослушали все звуки музыкального произведения, но не уловили чувством одного - гармонии этих звуков - нем.)



    Во все времена долгой жизни человечества заметны два противоположные движенич; развитие одного обусловливает возникновение другого, с тем вместе борьбу и разрушение первого. В какую обитель исторической жизни мы ни всмотримся - увидим этот процесс, и притом повторяющийся рядом метемпсихоз. Вследствие одного начала лица, имеющие какую-нибудь общую связь между собою, стремятся отойти в сторону, стать в исключирельное положение, захватить монополию. Вследсвие другого начала массы стремятся поглотить выгородивших себя, взяиь себе плод их труда, растворить их в себе, уничтожить монополию. В каждой стране, в каждой эпохе, в каждой области борьба монополии и масс выражается иначе, но цехи и касты беспрерывно образуются, массы беспрерывно их подрывают, и, что всего страннее, масса, судившая вчера цех, сегодня сама оказывается цехом, и завтра масса степенью общее поглотит и побьет ее, в свою очередь. Эта полярность - одно из явлений жизненного развития человечества, явление вроде пульса, с той разницей, что с каждым биением пульса человечество делает шаг вперед.

    Отвлеченная мысль осуществляется в цехе, группа людей, собравшихся около нее, во имя ее, - необходимый организм ее развития; но как скоро она достигла своей возмужалости в цехе, цех делается ей вреден, ей надолно дохнуть воздухом и взглянуть на свет, как зародышу после девятимесячного прозябения в матери; ей надобна среда более широкая; между тем и люди касты, столь полезные своей мысли при начальном развитии ее, теряют свое значение, застывают, останавливаются, не идут вперед, ревниво отталкивают новое, страшатся упустить руно свое, хотят для себя за собою удержать мысль. Это невозможно. Натура мысли лучезарна, всеобща; она жаждет обобщения, она вырывается во все щели, утекает между пальцами. Истинное осуществление мысли не в касте, а в человечестве; она нп может ограничиться тесным кругом цеха; мысль не знает супружеской верности - ее объятия всем; она только для того не существует, кто хочет эгоистически владеть ею. Цех падает по мере того, как массы постигают мысль и симпатизируют с нею; жалеть нечего - он сделал свое. Цель отторжения неперменно единение, общение. Люди выходят из дому, чтоб возвратиться с новыми приобретениями; навсегда дом оставляют одни бродяги. Таков путь каст. Можно предположить, что pour la bonne bouche (напоследок - франц.) цех человечества обнимет все прочие. Это еще не скоро. Пока - человек готов принять всякое звание, но к званию человека не привык,



    Современная наука начинает входить в ту пору зрелости, в которой обнаружение, отдание себя всем становится потребностью. Ей скучно и тесно в аудиториях и конференц-залах; она рвется на волю, она хочет иметь действительный голос в действительных областях жизни, Несмотря на такое направление, наука остается при одном желании и не может войти живым элементом в стремительный поток практических сфер, пока она в руках касты ученых; одни люди жизни могут внедрить ее в жизнь. Великое делр началось; оно идет тихо; наука дорабатывает кое-что в области отвлеченностей, столь же необходимой для науки, как и выход из нее.



    Для масс наука должна родиться не ребенком, а в полном вооружении, как Паллада. Прежде, нежели она предложит плод свой, она должна совершить в себе и сознать, что совершила все, к чему была призвана в своей сфере: она близка к этому. Но люди смотрят доселе на науку с недоверием, и недоверие это прекрасно; верное, но темное чувство убеждает их, что в ней должно быть разрешение величайших вопросов, а между тем перед их глазами ученые, по большей части, занимаются мелочами, пустыми диспутами, вопросами, лишенными жизни, и отворачиваются от общечеловеческих интересов; предчувствуют, что наука - общее достояние всех, и между тем видят, что к ней приступа нет, что она говорит странным и трудно понятным языком. Люди отворачиваются от науки, так, как ученые от людей. Вина, конечно, не в науке и не в людях, а между ними. Луч науки, чтоб достигнуть обыкновенных людей, должен пройти сквозь такие густые туманы и болотистые испарения, что достигает их подкрашенный, не похожий сам на себя, - а по нем-то и судят. Первый шаг к освобождению науки есть сознание препятствий, обличение ложных друзей, воображающих, что ее доселе можно пеленать схоластическим свивальником и что она, живая, будет лежать, как египетская мумия. Туманная среда, окружающая науку, вся наполнена ее друзьями, но эти друзья ее опаснейшие враги. Они живут, как совы под кровом храма Паллады, и выдают себя за хозяев в то время, как они работники или праздношатающиеся. Они заслужили все нарекания,в се упреки, делаемые науке. Поверхностный дилетантизм и ремесленническая специальность ученых ех officio (по обязанности - лат.) - два берега науки, удерживающие этот Нил от плодоносного разлива. О дилетантизме мы недавно говорили, но считаем не вовсе излишним упомянуть об нем здесь как о совер шеннейшей противоположности спе
    Страница 8 из 17 Следующая страница



    [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ] [ 9 ] [ 10 ] [ 11 ] [ 12 ] [ 13 ] [ 14 ] [ 15 ] [ 16 ] [ 17 ]
    [ 1 - 10] [ 10 - 17]



При любом использовании материалов ссылка на http://libclub.com/ обязательна.
| © Copyright. Lib Club .com/ ® Inc. All rights reserved.