LibClub.com - Бесплатная Электронная Интернет-Библиотека классической литературы

Владимир Гиляровский. Москва и москвичи Страница 50

Авторы: А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

    в ободранных залах в то время, когда над танцующими носились голуби и воробьи, а в капителях колон из птичьих гнезд торчали солома и тряпки.

    Долго еще боялись этих домоч москвичи и, чуть стемнеет, перебегали на всякий случай на противоположный тротуар, сначала на одну сторону, а потом на другую. Подальше от нечистой силы.

    Прошло много лет. В 1878 году, после русско-турецкой войны, появился в Москве миллионер Малкиель-- поставщик обуви на войска. Он купил и перестроил оба

    эти дома: гурьевский--на свое имя, и отделал его под "Пушкинский театр" Бренко, а другой -- на имя жены.

    Во флигеле дома, где был театр Бренко, помелалась редакция журнала "Будильник". Прогорел театр Бренко, прогорел Малкиель, дома его перешли к кредиторам. "Будильник" продолжал там существовать, и помещение редакции с портретами главных сотрудников, в числе которых был еще совсем юный Антон Чехов, изображено Константином Чичаговым и напечатано в красках во всю страницу журнала в 1886 году.

    После перестройки Малкиеля дом Белосельских прошел через много купеческих рук. Еще Малкиель совершенно изменил фасад, и дом потерял вид старинного двора. Со времени Малкиеля весь нижний этаж с зеркалоными окнами занимал огромный магазин портного Корпуса, а бельэтаж -- богатые квартиры. Внутренность роскошных зал была сохранена. Осталась и беломраморная лестница, и выходивший на парадный двор подъезд, еще помнивший возок Марии Волконскоц.

    Домом по очереди владели купцы Носовы, Ланины, Морозовы, и в конце девяностых годов его приобрел петербургский миллионер Елисеев, колониалыцик и виноторговец, и приступил к перестройке. Архитектор, привезенный Елисееевым, зашил весь дом тесом, что было для Москвы новинкой, и получился гигантский деревянный ящик, настолько плотный, что и щелочки не осталось.

    Идет год, второй, но плотные леса все еще окружают стройку. Москвичи-старожилы, помнившие, что здесь когда-то жили черти и водились привидения, осторожно переходили на другую сторону, тем более, что о таинственнйо стройке шла легенда за легендой.

    Нашлись смельчаки, которые, несмлтря на охрану и стаю огромных степных овчарок во дворе, все-таки ухитрялись проникнуть внутрь, чтобы потом рассказывать чудеса.

    -- Индийская пагода воздвигается.

    -- Мавританский замок.

    -- Языческий храм Бахуса.

    Последнее оказалось бллиже всего к истине.

    Наконец леса были сняты, тротуары очищены, и засверкали тысячи огней сквозь огромные зрекальные стекла.

    Храм Бахусп.

    Впрочем, это название не было официальным; в день снятия лесов назначено было торжественное, с молебствием освящение "Магазина Елисеева и погреба русских и иностранных вин".

    С утра толпы народа запрудили улицу, любуявь на щегольской фасад "нового стиля" с фронтоном, на котором вместо княжеского герба белелось что-то из мифологии, какие-то классические фигуры. На тротуаре была толчея людей, жадно рассматривавших сквозь зекальные стекла причудливые постройки из разных неведомых доселе Москве товаров.

    Горами поднимаются заморские фрукты; как груда ядер, высится пирамида кокосовых орехов, с голову ребенка каждый; необъятными, пудовыми кистями висят тропические бананы; перламутром отливают разноцветные обитатели морского царства--жители неведомых океанских глубин, а над всем этии блещут электрические звезды на батареях винных бутылок, сверкают и переливаются в глубоких зеркалах, вершины которых теряются в туманной высоте.

    Так был описан в одной из ненапечатанных "Поэм о Москве" этот храм обжорства:

    А на Тверской в дворце роскошном Елисеев

    Привлек толпы несметные народа

    Блестящей выставкой колбас, печений, лакомств...

    Ряды окороков, копченых и вареных,

    Индейки ,фаршированные гуси,

    Колбасы с чесноком, с фисташками и перцем,

    Сыры всех возрастов -- и честер, и швейцарский,

    И жидкий бри, и пармпзон гранитный...

    Приказчик Алексей Ильич старается у фруктов,

    Уьоженных душистой пирамидой,

    Наполнивших корзины в пестрых лентах...

    Здесь все -- от кальвиля французского с гербами

    До ананасов и невиданных японских вишен.

    Двери магазина были еще заперты, хотя внутри стали заранее собираться приглашенные, проходя со двора.

    Привезенные для молебна иконы стояли посреди магазина, среди экзотических растений.

    Наконец, к полудню зашевелилась полиция, оттесняя народ на противгположную сторону улицы. Прискакал взвод жандармов и своими конями разделил улицу для проезда важных гостей.

    Ровно в полдень, в назначенный час открытия, двери магазина отворились, и у входа появился громадный швейцар. Начали съезжаться гости, сверкая орденами и лентами, военное начальство, штатские генералы в белых штанах и плюмажных треуголках, духовенство в дорогих лиловых рясах. Все явились сюда с какого-то официального богослужения в Успенском соборе. Некоторые, впрочем, заезжали домой и успели переодеться. Елисеев ловко воспользовался торжественным деем.

    В зале втречал гостей стройный блондин--Григорий Григорьевич Елисеев в безукоризненном фраке, с "Владимиром" на шее и французским орденом "Почетного легиона" в петлице. Он получил этот важный орден за какое-то очень крупное пожентвование на благотворительность, а "Почетный легион" -- за выставку в Париже выдержанных им французских вин.

    Архиерея Парфения встретил синодальный хор в своих красных, с откидными рукавами камзолах, выстроившийся около икон и церковнослужителей с ризами для духовенства.

    Нечто фантастическое представляло собой внутренность двусветного магазина. Для него Елисеев слил нижний этаж с бельэтажем, совершенно уничтожив зал и гостиные бывшего салона Волконской, и сломал историческую беломраморную лестницу, чтобы очистить место елисеевским винам. Золото и лепные украшения стен и потолка производили впечатление чего-то странного. В глубине зала вверху виднелась темная ниша в стене, вроде какой-то таинственной ложи, а рядом с ней были редкостные английские часы, огромный золоченый маятник которых казался неподвижным, часы шли бесшумно.

    Зал гудел, как муравейник. Готовились к молебну. Духовенство надевало златотканые ризы. Тишина. Тихо входят мундирные и фрачные гости. За ними -- долгополые сюртуки именитых таганских купцов, опоздавших к началу.

    В половине молебна в дверях появилась громадная, могучая фигура, с первого взгляда напоминающая Тургенева, только еще выше и с огромной седеющей львиной гривой -- прямо-таки былинный богатырь.

    Странным показался серый пиджак среди мундиров,

    но большинство знатных гостей обернулось к нему и приветливо кланялось.

    А тот по своей близорукости, которой не помогало даже пенсне, ничего и никого не видел. Около него суетились Елисеев и благообразный, в черном сюртуке, управляющий новым магазином.

    Это был самый дорогой гость, первый знаток вин, создавший огромное виноделие Удельного ведомства и свои образцовые виноградники "Новый Свет" в Крыму и на Кавказе,-- Лев Голицын.

    Во второй половине зала был сервирован завтрак.

    Серебро и хрусталь сверкали на белоснежных скатертях, повторяя в своих гранях мириады электрических отблесков, как застывшие капли водопада, переливались всеми цветами радуги. А посредине между хрустальными графинами, наполненными винами разных цветов, вкуса и возраста, стояли бутылки всевозможных форм -- от простых светлых золотистого шато-икема с выпуклыми стеклянными клеймами до шампанок с бургонским, кубышек мадеры и неуклюжих, примитивных бутылок венгерского. На бутылках старого токая перламутр времени сливался с туманным фоном стекла цвета болотной тины.

    На столах все было выставлено сразу, вместе с холодными закусками. Причудливых форм заливные, желе и галантины вздрагивали, огромные красные омары и лангусты прятались в застывших соусах, как в облаках, и багрянили при ярком освещении, а доминировали надо всем своей громадой окорока.

    Окорока вареные, с оокинутой плащом кожей, румянели розоватым салом. Окорока вестфальские провесные, тоже с откинутым плащом, спорили нежной белизной со скатертью. Они с математической точностью нарезаны были тонкими, как лист, пластами во весь поперечник окорока, и опять пласты были сложены на свои места так, что окорок казался целым.

    Жирные остендские устрицы, фигурно разложенные на слое снега, покрывавшего блюда, казалось, дышали.

    Наискось широкого стола розовели и янтпрились белорыбьи и осетровые балыки. Чернелась в серебряных ведрах, в кольце прозрачного льда, стерляжья мебкая икра, высилась над краями горкой темная осетровая и крупная, зернышко к зернышку, белужья. Ароматная

    паюсная, мартовская, с Сальянских промыслов, пухла на серебряных блюдах; далее сухая мешочная -- тонким ножом пополам каждая икринка режется -- высилась, сохраняя форму мешков, а лучшая в мире паюсная икра с особым землистым ароматом, ачуевская-- кучугур, стояла огромными глыбами на блюдах...

    Ряды столов представляли собой геометрическую фигуру.

    Кончился молебен. Начался завтрак. Архиерей в черной рясе и клобуке занял самое почетное место, лицом к часам и завешенной ложе.

    Все остальные гости были рассажены строго по чинам и положению в обществе. Под ложей, на эстраде, расположился оркестр музыки.

    Из духовенства завтракать остались только архиерей, местный старик священник и протодьякон--бас нееобычайный. Ему предстояло закончить завтрак провозглашением многолетия. Остальное духовенство, получив "сухими" и корзины лакомств для семей, разъехалось, довольное подарками.

    Архиерея угощали самыми дорогими винами, но он только их "пригубливал", давая, впрочем, отзывы, сделавшие бы честь и самому лучшему гурману.

    Усердно угощавшему Елисееву архиерей отвечал:

    -- И не просите, не буду. Когда-нибудь, там, после... А теперь, сами видите, владыке не подобает.

    Зато протодьякон старался вовсю, вливая в необъятную утробу стакан за стаканом из стоявших перед ним бутылок. Только покрякивал и хвалил.


    Страница 50 из 68 Следующая страница



    [ 40 ] [ 41 ] [ 42 ] [ 43 ] [ 44 ] [ 45 ] [ 46 ] [ 47 ] [ 48 ] [ 49 ] [ 50 ] [ 51 ] [ 52 ] [ 53 ] [ 54 ] [ 55 ] [ 56 ] [ 57 ] [ 58 ] [ 59 ] [ 60 ]
    [ 1 - 10] [ 10 - 20] [ 20 - 30] [ 30 - 40] [ 40 - 50] [ 50 ] [ 60 - 68]



При любом использовании материалов ссылка на http://libclub.com/ обязательна.
| © Copyright. Lib Club .com/ ® Inc. All rights reserved.