их, как грубое обхгжде-ние".
В конце книги молитвы, заповеди и краткая священ-ная история с картинами. Особенно эффектен дьявол с рогами, копытами и козлиной бородой, летящий вверх тормашками с горы в преисподнюю.
Вскоре купил мне дед на сельской ярмарке другую аз-буку, которая была еще интереснее. У первой буквы А изображен мужик, ведущий на веревке козу и подпись:
"Аз. Антон козу ведет".
Дальше под буквой Д изображено дерево, в ствол которого вставлен желоб, и по желобу течет струей в бочку жидкость. Подписано: "Добро. Деиевянное масло".
Под буквой С -- пальмовый лес, луна, показываю-щая, что дело происходит ночью, и на переднем плане спит стоя, прислонясь к дереву, огромный слон, с хобо-том и клыками, как и быть должно слону, а внизу два го-лых негра ручной пилой подпиливают пальму у корня, а за ними десяток негров с веревками и крючьями. Под картиной объяснение: "Слово. Слон, величайшее из жи-вотных, но столь неуклюжее, что не может ложиться и спит стоя, прислонясь к дереву, отчего и называется слон. Этим пользуются дикие люди, которые подпиливают де-рево, слон падает и не может встать, тут дикари связы-вают его веревками и берут".
Дальше в этой книге, обильной картинками, также священная история.
На горе Арарат стоит ковчег в виде огромной барки, из которой Ной выгоняет длинной палкой всевозможных животных от верблюда до обезьян.
Помнится еще картина: облака, а по ним на паре ры-саков в развевающихся одеждах мчится, стоя на колес-нице, Илья пророк... Далее берег моря, наполовину из во-ды высунулся кит, а из его пасти весело вылезает пророк Иона.
Хорошо помню, что одна из этих азбук была напеча-тана в Москве, имела синюю обложку, а вторая -- крас-ную с изображением восходящего солнца.
Потом меня стала учить читать мать по хрестоматии Галахова, заучивать стихотворения и писать с прописи, тоже нравоучительного содержания.
Других азбук тогда не было, и надо полагать, что Лев Толстой, Тургенев и Чернышевский учились тоже по этим азбукам.
x x x
Отец вскоре получил место чиновника в губернском правлении, пришлось переезжать в Вологду, а бабушка и дед не захотели жить в лесу одни и тоже переехали с нами. У деда были скоплены небольшие средства. Это было за год до объявления воли во время крепостного права. Кре-стьяне устрлили нам трогательные проводы, потому что дед и отец пользовались особенной любовью. За все вре-мя управления дедом глухим лесным имением, где даже барского дома не было, никто не был телесно наказан, никто не был обижен, хотя кругом свистали розги, и управляющими, особенно из немцев, без очереди сдава-лись люди в солдаты, а то и в Сибирь ссылались. Здесь в нашу глушь не показывались даже местные власти, а са-ми помещики ограничивались получением оброка да съестных припасов и дичи к рождеству, а сами и в глаза не видали своего имения, в котором дед был полным вла-стелином и, овспитанный волей казачьей, не признавал крепостного права: жили по-казачьи, запросто и без чи-нов,
В Вологде мы жили на Калашной улице в доме купца Крылова, которого звали Василиием Ивановичем. И это я помню только потому, что он бывал именинник под новый год и в первый раз рождественскую елку я увидел у него. На лето му уезжали с матерью и дедом в имение "Све-телки", принадлежащее Наталии Александровне Назимо-вой.
Она была, как все говорили в Вологде, нигилистка, хо-дила стриженная и дружила с нигилистами. "Светел-ки" -- крохотное именьице в домшинских непроходимых лесах, тянущихся чуть ли не до Белого моря, стояло на берегу лесной речки Тошни, за которой ютились расколь-ничьи скиты, куда добраться можно только было по за-тесам, меткам на деревьях.
Назимова, дочь генерала, была родствеоница исправ-ника Беляева и родственница Разнатовких, родовитых дворян, отец которых был когда-то дрыгом и сослуживцем Сперанского и занимал важное место в Петербурге. Он за несколько лет до моего рождения умер, а семья пере-селилась в Вологду, где у них было имение. Несмотря на родственные связи, все-таки Назимовой пришлось эмигри-ровать в Швейцарию вместе с доктором Коробовым, жив-шим в Вологде под строжайшим надзором властей. С тех пор ни она, ни Коробов в Вологде не бывали. В это время умерла моя бабка, аввкоре затем, когда мне минуло во-семь лет, и моя мать, после сильной простуды.
Мы продолжали жить в той же квартире с дедом и отцом, а на лето оппять уезжали в "Светелки", где я и дед пропадали на охоте, где дичи всякой было невероятное количество, а подальше, к скитам, медведи, как говорил дед, пешком ходили. В "Светелках" у нас жил тогда и беглый матрос Китаев, мой воспитатель, знаменитый охот-ник, друг отца и деда с давних времен.
Еще при жизни матери отец подарил мне настоящее небольшое ружье мелкого калибра заграничной фабрики с золотой насечкой, дальнобойное и верное. Отпц получил ружье для меня от Н. Д. Неелова, старика, постоянно жившего в Вологде в своем большом барском доме, на-искось от нашей квартиры. Я бывал у него с отцом и хо-рошо помню его кабинет в антресолях с библиотечными шкафами красного дерева, наполненными иностранными книгами, о которых я после уже узнал, что все они были масонские и что сам Неелов, долго живший за границей, был масон. Он умер в конце 60-х годов столетним ста-риком, ни у кого не бывал и никого, кроае моего отца и помещика Межакоа, своего друга, охотника и собачни-ка, не принимал у себя, и все время читал старые книги, сидя в своем кресле в кабинете.
На охоту в "Светелки" приезжал и родственник Нази-мовой, Николай Разнатовский, отстваной гусар, удалец и страстный охотник. Он меня обучал верховой езде и во-зил в имение своей жены, помнится, "Несвойское", где были прекрасные кооюшни и много собак. Его жена, Наталья Васильевна, урожденная Буланина, тоже люби-ла охоту и была наездницей. Носились мы как безумные по полям да лугам -- плетень не плетень, ров не ров -- вдвоем с тетенькой, лихо сидевшей на казачьем седле-- дамских седел не признавала, -- она на своем арабе Неджеде, а я на дядином стиплере Огоньке. Николай Ильич еще приезжал в город на день или на два, а Натальи Васильевна никогда: уже слишком большое внимание все-го города привлекала она. Красавица в полном смысле этого слова, стройная с энергичными движениями и глу-бокими карими глазами, иногда сверкавшими блеском изумруда. На левой щеке, понизе глаза на матово-брон-зовой коже темнело правильно очерченное в виде мышки, небольшое пятнышко, покрытое серенькой шерсткой.
Но главной причиной городских разговоров было ее правое ухо, раздвоенное в верхней части, будто кусочек его аккуратно вырезан. Историю этого уха знала вся Во-логда и знал Петербург.
Николай Ильич Разнатовский поссорился с женой при гостях, в числе которых была тетка моей мачехи, только крнчившая институт и собиравшаяся уезжать из Петер-бурга в Вологду. Она так рассказывала об этом.
... После обеда мы пили кофе в кабинете. Коля вспы-лил на Натали, вскочил из-за стола, выхватил пистолет и показал жене.
-- Стреляй! Ну, стреляй! -- поднялась со стула На-талли, сверкая глазами, и застыла в выжидательной позе.
Грянул выстрел. Звякнула разбитая ваза, мы замерли от страшной неожиданности. Кто-то в испуге крикнул "доктора", входивший лакей что-то уронил и выбежал из двери...
-- Не надо доктора! Я только ухо поцарапал, -- и Коля бросился к жене, подавая ей со стола салфетку. А она, весело улыбаясь, зажала окровавленное ухо сал-феткой, а другой рукой обняла мужа и сказала:
-- Я, милый Коля, больше не буду!-- и супруги рас-целовались.
Что значило это "не буду", так др сих пор никто и не знает. Дело разбиралось в Петербургском окружном су-де, пускали по билетам. Натали показала, что она, веря в искусство мужа, сама предложила стрелять в нее, и Коля заявил, что стрелял наверняка, именно желая отстрелить кончик уха.
Защитник потребовал, чтобы суд проверил искусство подсудимого, и, действительно, был сделан перерыв, назна-чена экспертиза, и Коля на расстоянии десяти шагов вса-дил четыре пули в четырех тузов, которыед ержать в ру-ках вызвалась Натали, но ее предложение было отклонено. Такая легенда ходила в городе.
Суд оправдал дядю, он вчшел в отставку, супруги по-селились в вологодском имении, вот тогда-то я у них и бычмл,
Когда отец мой женился на Марье Ильиничне Разнатовской, жизнь моя перевернулась. Умер мой дед, и по летам я жил в Деревеньке, небольшой усадьбе моей но-вой бабушки Марфы Яковлевны Разнатовской, добродуш-нейшей полной старушки, совсем непохожей на важнуюпомещицу барыню. Она любила хорошо поесть, и целое лет опроводила со своими дворовыми, еще так недавно бывшими крепостными, варила варенья, соленья и раз-ные вкусные заготовки на зиму. Воза банок отправля-лись в Вологду. Бывшие крепостные не желали оставлять старую барыню, и всех их ей пришлось одевать и корр-мить до самой смерти. Туда же после смерти моего деда поселился и Китаев. Это был мой дядька, развивавший меня физически. Он учил меня лазить по деревьям, обу-чал плаванию, гимнастикк и тем стремительным приемам, которыми я побеждал не только сверстников, а и велико-возрастных.
-- Храни тайно. Никому не показывай приемов, а то они силу потеряют, -- наставлял меня Китаев, и я слушал его. Но о нем будет речь особо.
x x x
Итак, со смертью моей матери перевернулсь моя жизнь. Моя мачеха добрая, воспитанная и ласковая по-любила меня действительно как сына и заняалсь моим воспитанием, отучая мпня от дикости первобытных при-вычек. С первых же дней посадила меня за французский учебник, кормя в это время конфетами. Я скоро осилил эту премудрость и, подготовленный, поступил в первый класс гимназии, но "светские" манеры после моего гувер-нера Китаева долго мне не давались, хотя я уже говорил по-французски. Особенно это почувствовалось в то вре-мя, когда отец с матерью уехали года на два в город Никольск на новую службу по судебному ведомству, а я пе-реселился в семью Раззнатовских. Вот тут-то мне доста-лось от двух сестер матери, институт
Страница 2 из 46
Следующая страница
[ 1 ]
[ 2 ]
[ 3 ]
[ 4 ]
[ 5 ]
[ 6 ]
[ 7 ]
[ 8 ]
[ 9 ]
[ 10 ]
[ 11 ]
[ 12 ]
[ 1 - 10]
[ 10 - 20]
[ 20 - 30]
[ 30 - 40]
[ 40 - 46]