LibClub.com - Бесплатная Электронная Интернет-Библиотека классической литературы

Всеволод Владимирович Крестовский ПЕТЕРБУРГСКИЕ ТРУЩОБЫ Страница 11

Авторы: А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

    згляда вырабатывается жизнью и промыслом, которые ежечасно поддвержены стольким превратностям всяческих случайностей.



    Если вы- прохожий и несете что-нидудь в руках, маклак тотачс же оглядит вас своим пытливым взглядом- нет ли чего "подходящего", и тихо, но внятно спросит: "Продаете, что ль?"



    Если идет приезжий мужичонко, купивший для себя на Толкучке порты, маклак непременно предлржит ему сменяться. Мужичонко часто не прочь от такого рода операции. Маклак берет его порты, разглядывает их на свет и так и эдак, выворачивает наизнанку, растягивает материю, трет ее и щупает между пвльцами. Это называется "крепость ошмалашить". А мужичонко все время с пытливцм недоумением тупо смотрит на все эти проделки, после которых маклак, в озаабоченном раздумье, перебрасывая совсем новенькие, крепкие и хорошие порты с ладони на ладонь, словно бы измеррвая вес их, с страдательной рожею цмокает языком и цедит сквозь зубы:



    - Эх!.. жаль, паря!



    - Чего жаль?- тупо вопрошает, с испуганным лицом, ничего не понимающий мужичонко.



    - "Чего!.." Известно, чего,- тебя жаль! Что дал за порты?



    - Сорок копеек на серебро выходит...



    - Сорок на серебро?.. Ну, брат, дрянь твое дело! Надули, совсем надули! Экий народ шельмовский в Питере живет!.. Вот, гляди сам- пестрядь-то как есть гнилье выходит.



    - Да где же гнилье?



    - "Где!.." все-то тебе где!.. Значит, я чувствую,- под пальцами некрепко шуршит- вот те гнилье-то где!



    - Эко горе какое!- грустно-досадливо произносит мужичонко, совсем уверовавший в силу приведенного аргумента и ударив руками об полы зипунишка.



    - Что за горе! Горю, милый человек, помочь можно,- утешает маклак, успевший своими ловкими приемами сразу огорошить простоватого мужичонку.- Давай, что ли, мняться! Вот тебе порты, так уж порты! как есть в самом разе настоящее дело! Одно слово- красота!.. Пощупай-ко?



    -Д а что... я ведь не тово...- возражает мужичонко.



    - Нет, ты, брат, пощупай! ты разницу, значит, почувствуй,- потому: я на чистоту, из одной только жалости, выходит.



    Мужичонко щупает, ровно ничего не понимая.



    - Ну, видишь сам теперь! Мозги, чай, есть в голове!- спешит убедить его перекупщик.- Давай, что ли, порты, да в придачу двугривенник менового- и дело с концом! По рукам, что ли!- заключает он, ловя мужичонкину руку и норовя хлопнуть по ней ладонью.



    - Да как же это?.. еще двугривенник?



    - Вот-те Христос- свою цену беру! с места не сойти! лопни глаза мои!.. Я ведь с тобой по-божескому- поди, чай, ведь тоже хрещеные, и хрест, значит, носим- занапрасну божиться не стану. А беру свою цену из жалости, значит, потому: шельмы- хорошего человека надули! Да и порты же, прах ихх дери! лихие порты ведь!- износу не будет!



    Мужичонко раскошеливается и лезет за двугривенным. Маклак пронзительно устремляет взор свой в глубину его замшевой мошонки, и чуть заметит там относительное обилие бабок*- как оно там, значит, финалы** шуршат, либо цари-колесики*** мало-мальски вертятся, позвякивают- тотчас же дружески хлопает он мужичонку по плечу и говорит ему необыкновенно мягко и задушевно:



    ______________



    * Деньги (жарг.).



    ** Ассигнации (жарг.).



    *** Серебряный рубль, серебряные деньги (жарг.).



    - Милый человек! Что мне от тебя деньги брать!.. Я, значит, по душе... Лучше пойдем-ка вот- раздавим косушечку помалости, али пивка пару слакаем. Чем мне деньги с тебя в придачу брать, так мы лучше, наместо того, магарыч разопьем. Идет, что ли?



    - Ладно,- соглашается мужичонко, который от косушки никогда не прочь, а сам думает себе: "Экого человека честного да хорошего господь-то послал мне,- совсем бы пропащее дело, кабы не он выручил".



    И ведет маклак мужичонку так-таки прямо в "Ерши". С буфетчиком у них давно уже печки-лавочки- дело зарученое- свои люди- только глазом мигнет, так у того уж и смекалка соответствует: несет он им графин, мужичонку почтненым величает и речь свою с ним "на вы, по чистоте столичной, по политике держит". Мужичонко с нескольких стаканчиков, гляди, раскочевряжится, видя такое почтение от питерских к своей сиволапой особе. Напоит его маклак до забвения, заведет его с половым в квартиру* и облупит там дочиста, даже и порты в обратную придачу возьмет, да потом и вытолкают мужичонку на вольный воздух прохлаждаться; а сами примутся меж тем "слам растырбанивать", то есть делить на закшнные доли благоприобретенную добычу.



    ______________



    * Одна комната (жарг.).



    К такому-то милому месту направлялся Казимир Бодлевский.



    * * *



    Дойдя до Пяти Углов, он остановился в раздумье, окинув глазами окрестную местность, и, к счастью, увидел будочника, который, опершись на алебарду, сонливо позевывал, прислонясь к стене спиною, поодаль от размалеванной черными и белыми полосами будки. Сей градской страж прадставился теперь Бодлевскому чем-то вроде путеводного столпа в пустыне и потому он прямо направился к нему с вопросом:



    - А где тут заведение "Ерши"?



    Будочник недоверчиво и с проницательной подозрительностью посмотрел на Бодлевского.



    - Какое заведение?- неторопливо переспросил он.



    - "Ерши".



    - "Ерши"? Нет такого!- недоверчиво ответил он Бодлевскому, продолжая вглядываться в него своими сонными глазами и как бы соображая: "Какого, мол, полета может быть эта птица?"



    - Да как же это нет?- с беспокойством заговорил Бодлевский, которого стал покидать светлый луч надежды.- Как же, братец мой, нет, когда мне за верное сказали, что есть?



    - А кто сказал-то?- отнесся к нему недоверчивый страж.



    - Приятель один сказал...



    Будочник ухмыльгулся, и хотя все еще не совсем-то доверчиво, но переменил свой официальный тон на более фамильярный и бесцеремонный.



    - А зачем те "Ерши"-то?-- спросил он.



    - Надо... по своему делу... Приятеля там сыскать надо...



    - Ишь ты!.. приятеля...- продолжал страж все с тою же ухмыляющейся харей, но уже без оттенка сомнения и недоверчивости.



    - Ну, так что же, служивый? скажи, брат, пожалуйста! Мне некогда...



    - Ишь ты, какой скороспелый... А ты дай на уху, так скаюу, где ерши водятся.



    Бодлевский полез к себе в карман отыскивать какую-нибудь мелочь.



    - Что? аль свищет?- с издевкой поддразнил его будочник; но тот, к счастию своему, отыскал в жилете гривну меди и сунул в секретно протянутую руку градского стража, который тотчас же поспешно опустил ее по шву, как будто ни в чем не бывало, и дружелюбно указал ему дорогу.



    - Ступай вон наперекоски... Второй дом от угла... Вишь, деревянный-то домишко- вот те и будут "Ерши".



    Бодлевский перешел улицу в указанном ему направлении и очутился перед входною дверью деревянного домишки. Над этой дверью коротала свой старческий век полинялая от времени вывеска, где был изображен чайник, бильярд и рыба какая-то, а надписано просто: "Растерация". Надписи же "Ерши", которую Бодлевский ожидал встретить на вывеске, он, к удивлению своему, не нсшел. В то время граверский ученик еще не знал, что название это усвоено "растерациею" не официально, а придано ей гласом народа. Генеалогию свою неофициальное название это ведет, по сказанию одних, от той причины, что "растерация" некоторое время славилась своею дешевою и отменною ухою из ершей, которых она, будто бы, даже поджаривала каким-то особенным образом; по сказанию других- название "Ерши" имеет смысл метафорический, происходящий оттого, что ершовские habitues, или завсегдатаи, больно уж были щетинисты и на язык и на кулаки с теми, кого они в особой потаенной комнате, известной у них под именем "квартиры", лущили в карты и кто вздумывал протестовать против этого очевидного лущения. Во время оно секретная картежная игра весьма сильно процветала в сем достолюбезном заведении.



    Домишко этот существует еще до сих пор. В нем все так же помещается заведение, переменившее кличку "растерация" на новую кличку- "трактирное заведение". Это уже, значит, степенью выше и значит, что прогресс и для него существует, но консервативный глас народа по-старому продолжает именоватьь его "Ершами".



    Прогресс "Ершей" выказался, впрочем, не в одной тоьлко подновленной вывеске да в перемене клички. Теперь и сами "Ерши" во всем своем составе подновились, несмотря на то, что более чем двадцатилетний срок времени должен был бы привести ветхий домишко в еще большую ветхость. Теперь они напоминают собою старуху подбеленную и подрумяненную, а в то время находились ее в состоянии старухи неподрумяненной.



    "Ерши"- это длинное деревянное, одноэтажное здание со стенами, которые от времени осели в землю, так что окна высятся над тротуаром немного более, чем на пол-аршина. По вечерам эти окна всегда завешивались красными кумачовыми занавесочками, каковыми и до сих пор продолжают завешиваться. Крыша, приведенная теперь в более благоустроенное состояние, в то время беспрепятственно позволяла бурьяну и различным сорным травам расти в расщелинах своего ветхого и прогнившего до черноты теса. Входная "парадная" дверь, вделанная посреди главного фасада, теперь приходится в уровень с тротуаром, а тогда неопытный посетитель, прежде чем войти, непременно должен был клюнуться в нее носом, особенно по вечерам, если предварительно он не замечал довольно глубокой ступеньки, спускавшейся гораздо ниже уровня тротуара. Теперь и самые полы и самые обои в "Ершах" давно переделаны и возобновлены в более совреемнном вкусе, а тогда стены сохраняли патриархальную живопись- вроде каких-то фкнтастических деревьев и райских птиц. В настоящее время только одна небольшая комната, выходящая единственным окном своим в маленький садик и смежная с "квартирой", сохраняет пока еще свой тогдашний первобытный вид; серые стены ее разрисованы серью же меловою краскою и являют соб
    Страница 11 из 146 Следующая страница



    [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ] [ 9 ] [ 10 ] [ 11 ] [ 12 ] [ 13 ] [ 14 ] [ 15 ] [ 16 ] [ 17 ] [ 18 ] [ 19 ] [ 20 ] [ 21 ]
    [ 1 - 10] [ 10 - 20] [ 20 - 30] [ 30 - 40] [ 40 - 50] [ 50 - 60] [ 60 - 70] [ 70 - 80] [ 80 - 90] [ 90 - 100] [ 100 - 110] [ 110 - 120] [ 120 - 130] [ 130 - 140] [ 140 - 146]



При любом использовании материалов ссылка на http://libclub.com/ обязательна.
| © Copyright. Lib Club .com/ ® Inc. All rights reserved.