нии, в маленькой комнатке об одном окне, под красной шторой. Комната отделялась тонкою перегородкою от дрругой, подобной же, и достаточно будет описать одну из них, чтобы познакомиттся со всеми.
Вдоль стены прислонилась широкая кровать, которая заняла собою более половины этой тесноватой горенки. Против кровати, по другой стороне -- простой комодик, а на комодике -- еще более простой, нехитрой работы туалет с небольшим зеркалом, и если прибавить к этому два плетеные стула, то меблировка комнаты будет уже вполне описана, так что мы можем смело перейти к изображению эстетической части ее убранства.
Тут встречают нас какие-нибудь серенькие, дешевые обои, с дешевенькими литографиями по стенам. Эти литографии стоят того, чтобы несколько остановить на них внимание, так как они состтавляют общую и характерную принадлежность каждой почти подобной комнатки в Петербурге. Литографии непременно раскрашены и представляют два сорта сюжетов -- игривые и сентиментальные, с сильным, однако, преобладанием последнего элемента. К игривым сюжетам относятся, во-первых, изображения каких-нибудь бесцеремонно обнаженных женщин, с надписью: "Купанье -- Das Frauenbad", во-вторых, изображения парижских красавиц, в будуарной обстановке, с известной всем стереотипной подписью: "Les Lionnes de Paris"*.
______________
* "Парижские львицы" (фр.).
Вторая категория картинок, отличающихся сентиментальным и даже идиллически-сентиментальным характером, постоянно изображает какой-нибудь нежный поцелуй напудренного и по-бараньи улыбающегося кавалера с напудренной, розовой и тоже улыбающейся по-овечьи дамой, поцелуй непременно под сению древес меж розовых кустов; или же видите вы ослино-грустного кавалера с грустной дамой, пожимающих друг другу руки и о чем-то тоскующих. В первом случае надпись гласит: "Весеннее утро -- Fruhlings morgen"; во втором "Осенний вечер -- Herbstabend". Засим, как бы ни варьировались все картинки и изображения, украшающие стенки подобных каморок, они в общем хараатере своем непременно будут подходить к двум означенным категориям.
После украшений настеночных следуют украшения туалетные: скромная баночка помады с надписью: "Lubin a Paris" и еще более скромный флакончик дешевых духов, картинка, отлепленная с конфектной бумажки, да засиженная мухами старая бомбоньерка, коленкоровый розан в горшочке, купленный под вербами, да какая-нибудь фотографическая карточка заветного друга сердца. Этим другом обыкновенно является либо стереотипная личность, сильно смахивающая на галантного купеческого молодца-приказчика, либо какой-нибудь господчик в армейской униформе с эполетами. Если бы вздумалось кому, в разговорчивый час да под добрую руку, порасспросить любую из обладатнльниц тавих портретиков, какую, мол, роль играла изображенная на них личность в ее жизни, тот непременно услышал бы пошловато-сентиментальную историю с очень обыденным концом. И все эти истории, которые можно услышать целыми тысячами (только пожелай!), как два близнеца, как две бубновые двойки походят одна на другую, слоыно все они пригнаны по одной мерке, сколоченц на одной и той же колодке. Есди к пошловато-сентиментальной истории примешивается элемент романтический, то, в большей части случаев, неизменным героем является личность в армейской униформе, и -- сколько мог заметить наблюдавший автор -- в Петербурге эту роль разыгрывают казацкие юнкера. Не знаю, насколько оно справедливо, по крайней мере обладательницы подобнфх портретов почему-то указывают на этот род воинств. Романтический элемент пошловато-сентиментальной истории обыкновенно весьма немногосложен и заключается в том, что прежде жила, мол, "при своих родителях", а душка-офицер сманил "от родителев", увез в Петербург и "оказался изменщиком", то есть бросил. Если же история романтическим элементом не отличается, то в ней всегда фигурирует купец. Купец и тетенька-продавщица. Особы немецкого и еврейского происхождения, по большей части, никаких подобных приключений не рассказывают, так что истории эти составляют почти исключительную и уж во всяком случае никак неотъемлемую принадлежность особ происхождения российского; особы же еврейские и немецкие просто-напросто объявляют, что их привезла какая-нибудь мадам-хозяыка aus Riga или aus Reval*.
______________
* Из Риги или из Ревеля (нем.).
* * *
Итак, Маша сделалась обитательницей только что описанной каморки.
Теперь она была уже сыта и казалась спокойною. Непримиримая злоба ее как-то утихомирилась и забилась куда-то далеко, в самый сокровенный уголок сердца, где и спряталась, но не заснула, а только сделалась невидимой. Но тем-то еще сильнее стала теперь она сосать и разрушительно подтачивать грудь молодой девушки.
Проснулась Маша рано, когда еще никто не просыпался в этом доме.
Был час девятый утра.
Она старалась не думать о своем положении, да ей и не хотелось думать. Со вчерашнего дня она считала свой жизненный путь уже пройденным, карьеру конченной, и как бы справила сама по себе панихиду. Исход из этого положения ей уже не был виден. Да и на что тут исход, если душой ее овладело полное равнодушие и к себе и к жизни -- равнодушие, впрочем, смешанное в самой затаенной глубине своей с беспощадной озлобленностью на весь мир божий. Она боролась до послндней возможности, боролась сильно и много, и когда увидела, что борьба окончательно невозможна, -- ей уже ничего больше не оставалось, как только сознать себя побежденной и покориться своей участи.
В десятом часу утра зашевелились людские существа по разным углам этого дома. Послышались резкие, крикливые и заспанно-осипшие голоса. В одном конце раздавался глухой кашель, в другом -- напев "фолршонов". Веселый дом прсыпался.
Вскоре мимо Машиной двери протопали торопливо тяжелые шаги кухарки, сопровождавшиеся дребезжаниеп блюдечек и чашек, а минут десять спустя Машу кликнули в залу пить кофе.
Там на первом месте восседаба толстая хозяйка, которую все обитательницы веселого дома звали не иначе, как "тетенькой" или "мадамой", а напротив ее, с другого конца, помещалась не менее толстая ключница-экономка, и эту последнюю, с не меньшим почтением, именовали Каролиной Ивановной.
Маша застала уже в сборе почти всех обитательниц веселого дома. Это были женщиныы только что с постели, встрепанные, нечесаные, с пухом в волосах, с припухло заспанными глазами, иные с отекшими лицами, желтые, бледные от истощения, с полустершимися пятнами вчерашних белил и румян, иные в юбках и кофтах, иные без кофт, и ни одной почти в платье. Крепкий запах цикорного кофею мешался с дымом папирос и сигарных окурков. Те же самые звуки "фолишона", резких голосов и какой-то перебранки, которые слышала Маша из своей комнаты, раздавались теперь в зале, в той же силе и в том же самом направлении.
Маша оглядела комнату, оклеенную ярко-красными обоями крупного рисунка, из тех, какие специально приготовляются для трактирных заведений. В простенках висели зеркала, а на окнах -- тяжелые подзоры с кисейными занавесками и зеленые коленкоровые шторы, ярко расписанные букетами цвртов и изображениями каких-то пейзажей. С потолка спускалась ламповая люстра. Вдоль стен расположились кожаные измятые диваны и такие же стулья, а в одном конце протянулся длинный рояль. Складной обеденный стол вносился сюда только по утрам для кофе, да в три часа для общего большого кормления, после чего опять запрятывался в темный чуланчик.
Вся эта обстановка произвела на Машу какое-то брезгливое впечатление, которого она не замечала в себе даже и в Малиннике, даже и в ночлежной Вяземского дома, быть может оттого, что обстановка тех мест являлась для нее чем-то выходящим вон из ряду, чем-то ужасающим и потому поразительным, а здесь, напротив того, все было так обыденно, так пошло, что, по всей справедливости, только и могло вызвать одно лишь это чувство брезгливости.
"Ничего! Свыкнется, слюбится", -- горько улыбнулась про себя девушка, как вдруг в ту самую минуту к ней обратилась толстая хозяйка.
-- Как тебя зовут? Марьей, кажется? -- вопросительно прищурилась она на новую свою пансионерку.
Тп утвердительно кивнула ей головой.
-- Хм... Надо будет переменить имя.
-- Зачем? Для чего? -- удивилась Маша.
-- Так, уж обыкновение такое. Это везде так: Марья -- нехорошее имя, мужицкое.
-- Да у нас уже есть одна Маша, -- подхватила экономка, -- двум нерезонно быть в одном доме. Мы и то уж не Машей, а Мери ее называем. Все как-то лучше выходит.
-- Какое же мне имя, я право не знаю! -- пожала плечами девушка.
-- Надо выбрать какое ни на есть из иностранных, -- предложила хозяйка. -- Вот, например, Кунигунда очень хорошее имя. Я и сама когда-то Кунигундой была... Розалия тоже недурное... Маргарита... А уж лучше всех Мальвина или Виктория. Которое хочешь? -- спросила она Машу.
-- Какое назначите, мне все равно, -- опять пожала та плечами.
-- Да ту по-французски умеешь? -- вмешалась экономка. -- Parlez vous francais? -- спросила она с сильным немецким акцентом.
-- Учили когда-то... говорить могу, пожалуй.
-- Ну, так надо будет за французинку выдавпть, -- посоветовалась Каролина с мадамой.
-- Das ist wahr; so hab'ich mir's gedacht*, -- согласилась мадам. -- Так вот и прркрасно, -- снова обратилась она к Маше, -- ты будешь называться Мальвиной. При гостях старайся все больше по-французски... Нравится тебе это имя?
______________
* Это правда; я так и думала (нем.).
-- Пожалуй, -- равнодушно отвечала девушка и с горечью подумала: "Вот и от самой себя пришлось отречься... Даже и имя-то старое похоронить... Ну, прощай, Маша, вечная тебе память".
XXI
ВЕСЕЛЫЙ ДОМ
Да не смущается читатель в своем чувстве благопристойности оттого, что автор введет его теперь в дом отверженных и падших, которы на официальном языке называется домом терпимости.
Страница 123 из 159
Следующая страница
[ 113 ]
[ 114 ]
[ 115 ]
[ 116 ]
[ 117 ]
[ 118 ]
[ 119 ]
[ 120 ]
[ 121 ]
[ 122 ]
[ 123 ]
[ 124 ]
[ 125 ]
[ 126 ]
[ 127 ]
[ 128 ]
[ 129 ]
[ 130 ]
[ 131 ]
[ 132 ]
[ 133 ]
[ 1 - 10]
[ 10 - 20]
[ 20 - 30]
[ 30 - 40]
[ 40 - 50]
[ 50 - 60]
[ 60 - 70]
[ 70 - 80]
[ 80 - 90]
[ 90 - 100]
[ 100 - 110]
[ 110 - 120]
[ 120 - 130]
[ 130 - 140]
[ 140 - 150]
[ 150 - 159]