LibClub.com - Бесплатная Электронная Интернет-Библиотека классической литературы

Н.С.Лесков Обойденные Роман в 3-х частях Страница 1

Авторы: А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

    Н.С.Лесков



    Обойденные



    Роман в 3-х частях



    ЧАСТЬ ПЕРВАЯ



    Глава первая КРЮЧОК ПАДАЕТ В ВОДУ



    Этот русский роман начался в Париже и вдобавок в самом приличном, самом историческом здании Парижа - в Лувре. В двенадцать часов ясного зимнего дня картинные галереи Лувра были залиты сплошною и очень пестрою толпою доброго французского народа. Зала мурилевской Мадонны была непроходима; на зеленых бархатных диванах круглой залы тоже не было ни одногь свободного места. Только в первой зале, где слабые нервы поражаются ужаной картиной потопа, и другою, не менее ужасной картиной предательского убийства - было просторнее. Здесь, перед картиной, изображающей юношу и аскета, погребающих в пустыне молодую красавицу, тихо прижавшись к стене, стоял господин лет тридцати, с очень кротким, немного грустным и очень выразительным, даже, можно сказать, с очень красивым лицом. Закинутые назад волнистые каштановые волосы этого господина придавали его лицу что-то такое, по чему у нас в России отличают художников. С первого взгляда было очень трудно определить национальность этого человека, но, во всяком случае, лицо его не рисовалось тонкими чертами романской расы и скорее всего могло напомнить собою одушевленные типы славянского юга.

    В трех шагах от этого незнакомца, прислонясь слегка плечиком к высокому табурету, на котором молча работала копировщица, так же тихо и задумчиво стояла молодая восхитительной красоты девушка, с золотисто-красными волосами, рассыпавшимися около самой милой головки. Эта стройная девушка скорее напоминала собою заблудившуюся к людям ундину или никсу, чеи живую женщину, способную считать франки и сантимы или вести домашнюю свару. Наряд этой девушки был прост до последней степени; видно было, что он нимало не занимал ее больше, чем наряд должен занимать человека: он был очень опрятен и над ним нельзя было рассмеяться.

    - Насмотрелась? - произнас по-русски тихий женский голос сзади никсы.

    Молодая девушка не шевельнулась и не ответила ни слова.

    - Я уже два раза обошла все залы, а ты все сидишь; пойдем, Дора! - позвал через несколько секунд тот же голос.

    Этот голос принадлежал молодой женщине, тоже прекрасной, но составляющей резкий контраст с воздушной Дорой. Это была женщина земная: высокая, стройная, с роскошными круглыми формами, с большими черными глазами, умно и страстно смотрящими сквозь густые ресницы, и до синевы черными волосами, изящно оттеняющими высокий мраморный лоб и бледное лицо , которое могло много рассказать о борьбе воли со страстями и страданиями.

    Девушка привстала с приножка высокого табурета художницы, поблагодарила ее за позволение посидеть и сказала:

    - Да, я опять расфантазировалась.

    - И что тебе так нравится в этой картине? - спросила брюнетка.

    - Вот поди же! Мне, знаешь, с некоторого времени кажется, что эта картина имеет не один прямой смысл: старость и молодость хоронят свои любимые радости. Смотри, как грустна и тяжела безрадостная старость, но в безрадостной молодости есть что-то ужасное, что-то... проклятое просто. Всмотрись, пожалуйста, Аня, в эту падающую голову.

    - Ты везде увидишь то, чего нет и чего никто не видит,- отвечала брюнетка с самой доброй улыбкой.

    - Да, чего никто не хочет видеть, это может быть, но не то, чего вовсе нет. Хочешь, я спрошу вот этго шута, что его занимает в этой картине? Он тут еще прежде меня прилип.

    Та, которая называлась Анею, покачала с упреком головою и произнесла:

    - Тсс!

    - Сделай милость, успокойся, не забывай, что он ничего этого не понимает.

    Дамы вышли налево; молчаливый господин посмотрел им вслед, весело улыбнулся и тоже вышел. Они еще раз встретились внизу, получая свои зонтики, взглянули друг на друга и разошлись.

    Через две недели после этой встречи известный нам человек стоя,л с маленькой карточкой в руках, у дверей омнибусного бюро, близ св. Магдалины. На дворе был дождь и резкий зимний ветер - самая неприятная погода в Париже. Из-за угла Магдалины показался высокий желтый омнибус, на империале которого не было ни одного свободного места.

    - Начинается нумер седьмой! - крикнул кондуктор.

    Наш луврский знакомый подал свою карточку, вспрыгнул в карету, и полный экипаж тронулся снова, оставив все дальнейшие нумера дрогнуть на тротуаре или греться около раскаленных железных печек бесприютного бюро.

    В карете, vis-a-vis {Лицом к лицу (франц.)} против нового пассажира, сидели две дамы, из которых одна была закрыта густым черным вуалем, а в другой он тотчас же узнал луврскую ундину; только она теперь казалась раздраженной и даже сердитой. Она сдвигала бровями, кусала свои губки и упорно смотрела в заднее окно, где на сером дождевом фоне мелькала козлиная фигурка кондуктора в синем кепи и безобразных вязаных нарукавниказ, изобретение которых, к стчду великой германской нации, приписывается добродетельным немкам. Дама, закрытая вуалем, плакала. Хотя густой вуаль и не позволял видеть ни ее глаз, ни ее лица, а сама она старалась скрыть свои слезы, но их предательски выдавало судорожное вздрагиванье неповиновавшихся ее воле плеч. При каждом таком, впрочем, едва приметном движении Дора еще пуще сдвигала брови и сердитее смотрела на стоящую в воздухе мокряль.

    - Это, наконец, глупо, сестра! - сказала она, не вытерпев, когда дама, закрытая вуалем, не удержалась и неосторожно всхлипнула.

    Та молча пронесла под вуаль мокрый от слез платок и, видимо, хотела заставить себя успокоиться.

    - Неужто и после этих неслыханных оскорблений в тебе еще живет какая-нибудь глупая любовь к этому негодяю! - сердито проговорила Дора.

    - Оставь, пожалуйста,- тихо отвечала дама в вуае.

    - Не,т тебя надо ругать: ты только тогда и образумливаешься, когда тебя хорошенько выбранишь.

    - Извините, пожалуйста,- отнесся к ундине пассажир, спвший у Магдалины,- я считаю нужным сказать, что я знаю по-русски.

    Дама, закрытая вуалем, сделала едва заметное движение головою, а Дора сначала вспыхнула до самых ушей, но через минуту улыбнулась и, отворотясь, стала глядеть из-за плеча сестры на улицу. По легкому, едва заметному движению щеки можно было догадаться, что она смеется.

    Совершенно опустевший омнибус остановился у Одеона. Пассажир от св. Магдалины посмотрел вслед Доре с ее сестрою. Они вошли в ворота Люксембургского сада. Пассажир встал последний и, выходя, поднял распечатанное письмо с московским почтовым штемпелем. Письмо было адресовано в Париж, госпоже Прохоровой, poste restante {До востребовария (франц.)} Он взял это письмо и бегом бросился по прямой аллее Люксембургского сада.

    - Не обронили ли вы чего-нибудь? - спросил он, догнав Дору и ее сестру.

    Последняя быстро опустила руку в карман и сказала:

    - Боже мой! Что я сделала? Я потеряла письмо и мой вексель.

    - Вот ваше письмо, и посмотрите, может быть, здесь же и ваш вексель,- отвечал господин, подавая поднятый конверт.

    Вексель действительно оказался в конверт, и господин, доставивший дамам эту находку, уже хотел спокойно откланяться, как та, которая напоминала собою ундину или никсу, застенчиво спросила его:

    - Скажите, пожалуйста, вы русский?

    - Я русский-с,- отвечал незнакомец.

    - Скажите, пожалуйста, какая досада!

    - Что я русский?

    - Именно. Я этого никак не ожидала, и вы меня, пожалуйста, простите,- проговорила она серьезно и протянула ручку.- Сама судьба хотела, чтол я просила у вас извинения за мою ветреность, и я его прошу у вас.

    - Извините, я не знаю, чем вы меня оскорбили.

    - Недели две назад, в Лувре... Помните теперь?

    - Назвали меня что-то шутом, или дураком, кажется?

    - Да, что-то в этом вкусе,- отвечала, краснея, смеясь и тряся его руку, ундина.- Позволяю вам за это десять раз назвать меня дурой и шутихой. Меня зовут Дарья Михайловна Прохорова, а это - моя старшая сестра Анна Михайловна, тоже Прохорова: обе принадлежим к одному гербу и роду.

    - Мое имя Нестор Долинский,- отвечал незнакомый господин, кланяясь и приподнимая шляпу.

    - А как вас по батюшке?

    - Нестор Игнатьевич,- пояснил Долинский.

    - Отлично! Вы, Нестор Игнатьевич, веселитесь или скучаете?

    - Скорее скучаю.

    - Бесподобно! Мы живем два шага от сада, вот сейчас нуер десятый, и у нас есть свой самовар. Пожалуйста, докажите, что вы не сердитесь, и приходите к нам пить чай.

    - Очень рад,- отвечал Долинский.

    - Пожалуйста, приходите,- упрашивала девушка.- Кроме гадких французов, ровно никого не увидишь - просто несносно.

    - Пожалуйста, заходите,- попросила для порядка Анна Михайловна.

    - Непременно зайду,- отвечал Долинский и повернул назад к Латинскому кварталу.



    Глава вторая НЕБОЛЬШАЯ ИСТОРИЯ, СЛУЧИВШАЯСЯ ДО НАЧАЛА ЭТОГО РОМАНА



    У каждого из трех лиц, с которыми мы встречаемся на первых страницах этого романа, есть своя небольшая история, которую читателю не мешает знать. Начнем с истории нашиэ двух дам.

    Анна Михайловна и Дорушка, как мы уже знаем из собственных слов посьедней, принадлежали к одному гербу: первая была дочерью кучера княгини Сурской, а вторая, родившаяся пять лет спустя после смерти отца своей сестры, могла считать себя безошибочно только дитем своей матери. Княгиня Ирина Васильевна Сурская, о которой необходимо вспоминать, рассказывая эту историю, была барыня старого покроя. Доводилась она как-то сродни князю Потемкину-Таврическому; куртизанила в свое время на стоящих выше всякого описания его вельможечких пирах; имела какой-то роман, из рода романов, отличавших тогданшюю распудренную эпоху северной Пальмиры, и, наконец, вышла замуж за князя Аггея Лукича Сурского, человека старого, не безобразного, но страшного с виду и еще более страшного по характеру. До своей женитьбы на княжне Ирине Васильевне князь Сурский был вдов, имел двенадцатилетнюю дочь от первого брака, и самому ему было уже лет под шестьдесят, когда он решился осчастливить своею рукою двадцатитрехлетнюю Ири
    Страница 1 из 56 Следующая страница



    [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ] [ 9 ] [ 10 ] [ 11 ]
    [ 1 ] [ 10 - 20] [ 20 - 30] [ 30 - 40] [ 40 - 50] [ 50 - 56]



При любом использовании материалов ссылка на http://libclub.com/ обязательна.
| © Copyright. Lib Club .com/ ® Inc. All rights reserved.