LibClub.com - Бесплатная Электронная Интернет-Библиотека классической литературы

Н.С.Лесков Мелочи архиерейской жизни Страница 11

Авторы: А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

    имающего корыстолюбивого Иуду, быдо непременно прихвачено и несколькг архиереев (_в полном облачении_). {Когда в Орле в дни моего отрочества расписывали церковь Никитин и я ходил туда любоваться искусством местных художников, то один из таковых, высоко разумея о своем даровании, которое будто бы позволяло ему "одним почерком написать двенадцать апостолов", говорил, что будто ему раз один церковный староста дал десять целковых н ашабашку, чтобы он поставил в аду за цепь к Иуде Смарагда, и что он будто бы это отлично исполнил. "Сходства, - говорит, - лишнего не вышло, а притом все, однако, понимали, что это наш Тигр Евфратович", (Прим. автора.)} Любовь к пышности, мне кажется, несомненна, и она нее ограничивается требованием пышности только в служении. Есть православные, которым как будто нужно, чтобы их архиереи и вне храма вели себя поважнее - чтобы они ездили не иначе, как "вп ристяж", по крайней мере четверкою, "гласили томно" и "благословляли авантажно", и чтобы при этом показывались не часто, и чтобы доступить до них можно было не иначе, как "с подходцем". А в доме у них все стояло бы чинно в ряд, без всякого удобства - словом, не так, как у людей. Напрасно было бы оспаривать, что все это действительно так; но едва ли можно было бы доказать, что такое "любление" пышности выражает любовь к лицам, от которых она требуеся, и укрепляет уважение к их высокому сану. Совсем нет; в этом жеалнии православных "превозвышать" своих архиереев есть живое сродство с известным с рыцарских времен "обожанием женщин", которое отнюдь не выражало собою ни любви, ни уважения рыцарей к дамам: дамы от эттого "обожания" тольк острадали в томительной завиисимости. Мертвящая пышность наших архиереев, с тех пор как они стали считать ее принадлежностию своего сана, не создала им народного почтения. Народная память хранит имена святителей "простых и препростых", а не пышных и не важных. Вообще "непростых " наш народ никогда не считает ни праведными, ни богоугодными. Русский народ любит глядеть на пышность, но уважает _простоту_, и кто этого не понимает или небрежет его уважением, тем и он платит неуважением же. Не говоря о скверных песнях и сказках, сложенных русскими насчет архиереев, и не считая известных лубочных карикатур, где владыки изображаются в унижающем их виде, одни эти церковные картины Страшного суда с архиереями, связанными неразрывною цепью с корыстолюбивым Иудою, показывают, что "любление" пышности архиерейской стоит не высокой цены и выражает совсем не то, что думают некоторые стоятели за эту пышность. Она скорее всего просто следствие привычки и, может быть, вкуса, воспитаоного византизмом и давно требующего перевоспитания _истинным христианством_. Тот же самый народ, которому будто бы столь нужна пышность, узнав о таком "простом владыке", как живший в Задонске Тихон, еще при жизни этого превосходного человека оценил его дух и назвал его _святым_. Этшт самый народ жаждал слова Тихона и слушался этого слова более, чем всяких иных словес владык пышных.

    Небезызвестен и другой подобный же пример и нынче, но только мы не назовем этого современного нам епископа, из уважения к его скромности и тщательному старанию, с коим он таится от мира в незначительном Ш-ке. Стало быть, не пышность и не велелепие, а еще более не важность и не неприступность служат лучшим средством доброго влияния архиереев на их паству, а, напротив, - ккчества совсем иные-качества, не только не утверждающиеся на пышности, но даже совсем с нею не сродные: уважается _простота_.

    Есть, однако, люди, которые утверждают, что пленительная простота, отличавшая Тихона, возможна только для епископов, отказавшихся от дел управления. Правящий же епископ будто бы не может вести себя так просто - ибо "наш-де народ еще не достиг того понятия, чтобы чтить простоту".

    Помимо отвратительного и горького чувства, внушаемого сим подобными словами, которые дышат и невежеством и предательством, они совершенно несправедливы. В подкрепление моей мысли яприведу примеры двух недавно скончавшихся архиереев, кои были младенчески просты, а правили епархиями ничуть не хуже самых "великатных".



    ГЛАВА ВОСЬМАЯ



    Первый из двух непорочных "младенцев в митрах" был усопший киевский митрополит Филарет Амфитеатров, о милой простоте которого я уже рассказывал в моей книжечке "Владычный суд", но еще и здесь сообщу нечто в воспоминание о его теплой и чисто-детской душе. Это интересно уже по одному тому, что народ вменял Филарету его простоту в _святость_. Посмотрим же, что это был за характер и каким он родился обычаем.

    То, что я ниже буду рассказывать, известно мне со слов моего умершего друга, художника Петербургской академии художеств, Ивана Васильевича Гудовского, которого, вероятно, еще очень многие не забыли в Киеве. Он был хороший мастер своего дела и очень добрый, честный и прямой, правдивый человек, которого каждому, слову можно было смело и несомненно верить.

    Ив. В. Гудовский - сын казака из г. Пирятина. Он еще в отрочестве своем был привезен в Киево-Печерскую лавру и, во внимание к замеченным в нем художественным наклонностям, отдан для научения живописи в лаврскую иконописную мастерскую. Мастерскою этою (пришедшею при митрополите Арсении в совершенный упадок) тогда заведовал иеромонах Иринарх, художественные способности которого многих не удовлетчорчли. Иринарху ставили в вину, что "кисть его над смертными играла"; он имел удивительное несчастие всех _писать _на одно лицо_". И на самом деле, отец Иринарх был не очень большой искусник, но человек очень рачительный и очень полезный. Он оставил в лавре множество памятников своего удивительного мастерства "писать всех на одно лицо". Замечательнейшие из произведений этого рода представляют иконопортреты святых, почивающих в ближних и дальних пещерах, размещенные над их гробницами. Во всех этих лицах отцом Иринархом соблюдено удивительное "сходство на одно лицо", даже мужчины и женщины у него все схожи между собою, и не только par expression, {Общим выражением (франц.).} - что еще кое-как возможно было бы объяснить однородностью одушевлявшего их религиозного настроения, но все они схожи par trait, {Отдельными чертами (франц.).} что уже может быть объяснено только феноменальною своеобразностию благочестивой кисти отца Иринарха, которая давала всему темлый колорит _родства святости_. Митрополит Филарет Амфитеатров считал иеромонаха Иринарха хорошим мастером по иконописанию, и едва ли митрополит не был правее многих заезжих знатоков, смущавшихся тем, что у отца Иринарха "все шло на одно лицо". У него зато не было неприятной _головастости_ академика Солнцеяа (который не избежал своего порока даже в изданном теперь М. О.В ольфом дорогом и изящном "Молитвослове") и не было сухой вытянутости фигур Пешехонова. Пешехонов, по моему мнению, гораздо стильнее г. Солнцева, но он всегда "клонил к _двоеперстию_" в "благословящих ручках", что, как известно, в православии терпимо быть не может. Этим Пешехоноз навлек на себя такое подозрение митрополита Филарета, что считался одно время неблагонадежным, а при реставрациях даже и "_опасным_". Особенно это усилилось с тоге; случая, как Пешехонов в одной из стенописных картин собора вздуумал открыть контуры двунерстного сложения и, доверясь старинным очертаниям, провисал было ручки по этим абрисам. Но, к счастию для киевских святынь, Пешехонов не укрылся с этим от внимания досужих людей, которые довели о том до ведома митрополита, и дело было поправлено: антикварные вольности Пешехонова были отстранены, и святые отцы древнего собора сложили свои ручки троеперстно.

    С отцом Иринархом не могло быть никаких беспокойств подобного рода: умея писать "всех на одно лицо", он еще аккуратнее всем давал одинаковые ручки, с верным троеперстием. Да и вообще он писал в иконном роде довольно приятно, строгоньким, но довольно округлым монастырским рисунком, в мягких тонах и нежными лассировками, что, бесспорно, приличествует иконописному роду живописи и очень нравилось митрополиту Филарету. {Два современника: Филарет московский (Дроздов) и Филарет киевский (Амфмтеатров), между множеством отличавших их различий, несходно относились и к иконописному искусству. Филарет Дроздов, по соьственному его признанию (см. письма, изд. А. Н. Муравьеыым), не знал толку в этом деле и даже, судя по тону письма, относилсся к этому как будто равнодушно; но Филарет киевский любил иконописное дело и считал себя в нем сведущим. Он смело вмешивался в работы по рестачрации стенописи киевских соборов, пока (как рассказывали за достоверное)) получил чувствительные для него неприятности от покойного государя Николая Павловича, желавшего правильной реставрации Софийского собора Ярослава. По правде судя, кажется, добрый старец более любил искусство, чем понимал его, и если там в фресках что излишне "замалевано", - то едва ли этого не следует хотя долею относить на его _милую память_. (Прим. автора.)} Но всего более о. Иринарх был отличный _школьмейстер_, что совершенно основательно ценил в нем, покойный владыка. Лаврская школа при о. Иринархе - была относительно в таком цветущем состоянии, что надо быдо удивляться мастерству киево-печерских правителей, которые потом умели привести ее в самое жалкое состояние, в каком я ее в последний раз видел незадолго до кончины митрополита Арсения, многообразные услуги коего киевской пастве не оценены ее историком. При Иринархе здесь не только "тонко" работали, но и недурно держали учеников, так что у них был свой товарищеский _дух_ и предания, несколько напоминавшие дух школ старинных монастырских маэстро. Некоторые ученики о. Иринарха переходили из его школы в академию и там оказывались хорошо подготовленными по рисунку и отличались добрым, чисто художественнным настроением, делавшим их хорошими товарищами и приятными людьми в дальнейшей жизни. Все это творил о. Иринарх - довольно строгий монах, но большой любитпль своего рукомесла и заботливый укоренитель его в тех, кого судьба давала ему в ученики.

    Художник Гудовский _пришел_ в Петербург, в академию, из этой же школы о. Иринарха, о ко
    Страница 11 из 28 Следующая страница



    [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ] [ 9 ] [ 10 ] [ 11 ] [ 12 ] [ 13 ] [ 14 ] [ 15 ] [ 16 ] [ 17 ] [ 18 ] [ 19 ] [ 20 ] [ 21 ]
    [ 1 - 10] [ 10 - 20] [ 20 - 28]



При любом использовании материалов ссылка на http://libclub.com/ обязательна.
| © Copyright. Lib Club .com/ ® Inc. All rights reserved.