LibClub.com - Бесплатная Электронная Интернет-Библиотека классической литературы

Н.С.Лесков Мелочи архиерейской жизни Страница 15

Авторы: А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

    посудится с обработанными им чернецами. {До чего покойный Андр. Ник. Муравьев негодовал на высших представителей церкви, могут знать только те, кто видал его в последний год его жизни, когда он контрировал, бог весть из-за чего, с митрополитом Арсением. Раздражение против сего владыки приводило Андрея Николаевича в состояние величественного пафоса, в котором он даже пророчествовал, предсказывая, какою смертию будут вскоре скончаваться не нравившиеся ему синодальные члены и обер-прокурор граф. Дм. А. Толстой. Но предусмотрительный митрополит Арсений, до которого, вероятно, доходили отголоски этого пророчества, повел дело так тонко, что пережил Андрея Николаевича и успел ему хоть мертвому сделать самую чувствительную неприятность: он затруднил его вынос и погребение в Андреевской церкви и чуть не успел совсем лишить его права почивать под сводами храма. Остальные пророчества, которых я был слушателем, тоже не все исполнились. Но если он неверно пророчествовал, то вознагнадил это удивительною законченностью своего собственного жизненного пути. Целую жизнь инспектируя священнодействия, он умер в этих же самых занятиях. Накануне смерти он пожелал особорозаться. Таинсрво это, во главе других лиц, совершал Филарет (Филаретов), бывший викарий умансккй, а послее епархиальный архиерей ризский. Больной во время соборования был уже так слаб, что не подавал голоса. Но когда служба была окончена и архиерей стал разоблачаться, умирающий, ко всеобщему удивоению, совсем неожиданно произнес:

    - Благодарю: таинство совершено пр чину.

    Таковы были его последние слова на земле.

    Этою как нельзя более отвечающею всегдашнему его настроению фразою Муравьев окончил свою генерал-инспекторскую службу русской церкви и доказал, что он был один из редких, типических, последовательных и вполне законченных характеров. По крайней мере его не могут превзойти ни старый Домби у Чарльза Диккенса, ни та стапушка у Тургенева, которая сама хотела заплатить рубль за свою отходную. Эта последняя черта, по моему мнению, непременно должна бы украсить бионрафию "несостоявшегося обер-прокурора", которая вообще могла бы быть очень интересною. (Прим. автора.)} Г-н N. был простец и брал все от одного вдохновения, - отчего ему угодить было трудно и даже невозможно, если блюсти свое правило и хоть немножко хранить свое достоинство, о коем позволяет заботиться Сирах. Составляя себе придворный штат духовных, N. обыкновенно собирал кондуит человека из архива всех четырех ветров и вообще менял лиц до тех пор, пока находился искусник ему по обычаю. Тут бывал отпуст, пока под ловкача не подберется мастер еще ловчее. Игра идет, бывало, до тех пор, пока увидят, что севший на место новый священнослужитель основательно овладел своим господином. Для этого были нужны: во-первых, чувствительность в служении; во-вторых, любовь к "таинственным уединениям" в лесах или на верхней горнице; в-третьих, равнодуши и сухость к жене и, в-четвертых, под секретом сообщенный тайный обет монашесва. Все это ловкие люди находили возможность проделыварь вполне удовлетворительно, а когда N. такими заслугами его вкусу, бывало, расположится в их. пользу, тогда и ему начинают открываться их зачлуги перед небом: он сподоблялся видеть сияние или около лица самого священника, или вокруг потира, который тот износил. С этих пор дело священнослужителя становилось крепко, и если бы N. после этого даже сам увидал такового дивотворца, в часы уединения играющего в верхней горнице в карты или сидящего зимою, под вечерок, у печки, обнявшись с женою, то все это ему не только прощал, но даже и не вменял в вину, а относил к "искушению", от которого првведному человеку укрыться трудно. Для того "преобладающу греху и претзбыточествует благодать".



    Из того, что мною вкратце сказано, знатокам церковно-бытовой жизни, конечно, будет довольно понятно, коего сорта набожность и благочестие была у самого г. N. и коего духа люди могли уживаться с ним и угождать _его благочестию_... Для несведущих же пояснятть это долго и, может быть, опасно - "да не соблазнится ни един от малых сих". Но весь этот отменный подбор отменных духовных не мог умолить провидение, чтобы в-се женатып сыновья и замужние дочери г. N. овдовели и ушли в монастырь, куда он сам очень желал уйти, чтобы там "помириться с богом".

    Из всех своих родных N. сподобился устроить в монашество только одного запутавшегося в делах свояка, но и то неудачно. Тот оказался до такой степени легкомысленным, что даже из монастыря давал поводы к соблазну младшим. Так, например, получив однажды письмо от племянницы, институтки, он написал ей: "не адресуй мне _его благородию_: я уже монах, а монах благородным быть не может". И этот бедный инок хотя и был скоро поставлен в иероионахи Коневецкого монастыря, но не выдержал, запил и умер.

    Вся очень мноогчисленная семья N. тоже не тяготела к иночеству. Молодые люди, осемьянившись, нежно любили свои семейства и религиозны в свою меру, по-русски; съезжаясь летом к отцу, они даже прекрасно пели на клиросе сельской церкви и никаких религиозных сомнений и споров не любили. Если же промежду их случайно являлся беспокойный совопросник, то такового отсылали обыкновенно "переговорить с батюшкой" а этого, сколько известно, всякий еретик боится и продолжительного разговора о религии с русским батюшкою не выдержит. Словом, все дети N. были простые, добрые, очень милые люди, без всякой _ханжеской претенциозности_.



    Преосвященный H-т поступил из г. Вятки в г. П<ермь> после архиерея сурового, большого постника, с котшрым старый N. был в наилучших отношениях и желал точно такие же отношения учредить с Н. Но при первом же визите у них дело пошло неладно.

    N. явился к новому владыке с некогда знаменитым цензором г. Z , святошество которого весьма известно. Владыка, добрый, весьма почтенный старичок, еще не совсем отдохнул и к тому же был еще расстроен тем, что доставшийся ему двухэтажный дом в г. П. был гораздо хуже одноэтажного дома в г. Вятке, а поправлять его было _не на что_. Да, буквально не на что!.. Архиерей был _беден_, и хотя у него было триста рублей, которые он, по его словам, "заработал честнцм трудом", но он поэтому-то и не хотел отдать их на поправку архиерейского домаа. Притом же ему было досадно, что его _повысили_, - при переводе произевли из епископов в архиепископы, - а более существенного ничего не дали. Он этим обижался, находя, что ему "позолотили пилюлю". Вдобавок ко всему, владыкв отдыхал от своего весьма дальнего пути и не совсем хорошо себя чувствовал, а нетерпеливые благочестивцы в это время на него набежали. Усталый архиерей начал позевывать и замечать:

    - Не к дождю ли? что-то морит... И действительно, пошел дождик, сначала маленький, а потом и большой.

    - Эге, да вам надо зонт, - сказал владыка и велел подать зонтик, с которым он имел привычку гулять по саду.

    Оба святоши встали, но вот новая беда: оба они считали слишком большою для себя честью "идти под владычным зонтиком" и стали перееоряться.

    - Нет, я не могу, я чувствую, что я недостоин идти под владычным зонтиком.

    - А нет, уже идите вы - я еще менее достоин держать владычный зонтик.

    И все это у самого кыльца, под окнами у владыки, а дождь их так и поливает.

    В это время откуда ни возьмись какой-то балда и говорит:

    - Оба вы недостойны ходить с владычным зонтиаом, а потому я его у вас беру.

    И с этим хвать! да и был таков, а глядевший на все это владыка, вместо того чтобы рассердиться и послать погоню, расхохотался и говорит:

    - А что же такое: это резено! он умно рассудил! Что за святыня, взаправду, в моем зонтике?

    N. и Z. долго ломали головы: как мог так опрометчиво сказать владыка и не есть ли это своего рода нигилистическая ересь?

    Вскоре за тем епископ стал собираться летом сделать объезд части своей обширной епархии. Узнав об этом, N. тотчас же просил его не лишить своего посещения его "пустынку" и благословить его детей, которые обыкновенно съезжаются к старику на лето из Петербурга.

    Владыка едва ли считал нужным быть в "пустынке", где, как он достаточно знал, благодаря усердию помещика не только все внешним образом исправно, но даже великолепно: однако, по доброте своей и по отличавшему его неумению говорить слово "нет", он склонился на просьбу N. и дал ему обещание быть у него в гостях около Петрова дня.

    К Петрову дню молодые люди, живущие обыкновенно в столице, всегда приезжали на отдых к отцу в "пустынку", и потому олещание архиерея было во всех отношениях удобно и приятно для благочестивого хозяина. Загодя еще об этом было возвещено местным причтам, которые сейчас же и взялись за "божие дело", то есть начали тщательно перетирать все вещи в храме и мыть стекла, а сам N. в это время блаженствовал за хлопотами по приготовлению помещения для владыки. Ему, разумеется, устраивали покои в доме, а во флигелях - для его свиты, которая у прежних здешних архиереев всегда была очень обширна. В покои владыки наставили икон и наслали перед ними ковров, чтобы его преосвященству "не грубо было кланяться", а в свитских покоях, во флигеле, учредили "столы", так чтобы все, могущее здесь произойти, произошло _скромно_. N. был уверен, что, когда здесл вся челядь будет питаться, он с владыкою поведет целонощную Никодимову беседу и сподобится сам прочесть его высокопреосященству полунощницу.

    Затем оставалось только ждать этой радости, и притом недолго: около Петрова дня, в самую веселую сельскую пору уборки покосов, в "пустынку" прискакал за десять верст вуставленный N. нарочный с извемтием, что владыка едет.



    ГЛАВА ОДИННАДЦАТА Я



    N. тотчас же сел в экипаж и поскакал навстречу "дорогому гостю".

    Помещик выехал одие, потому что не считал удобным представлять владыке детей на дороге, и к тому же он не знал, "как его преосвященство с ним обойдется". После происшествия "с владычным зонтиком" N. несколько сомневался насчет владыки, и сомневался даже доо такой степени, что не был уверен, удостоит ли владыка пересадить его к себе в к
    Страница 15 из 28 Следующая страница



    [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ] [ 9 ] [ 10 ] [ 11 ] [ 12 ] [ 13 ] [ 14 ] [ 15 ] [ 16 ] [ 17 ] [ 18 ] [ 19 ] [ 20 ] [ 21 ] [ 22 ] [ 23 ] [ 24 ] [ 25 ]
    [ 1 - 10] [ 10 - 20] [ 20 - 28]



При любом использовании материалов ссылка на http://libclub.com/ обязательна.
| © Copyright. Lib Club .com/ ® Inc. All rights reserved.