LibClub.com - Бесплатная Электронная Интернет-Библиотека классической литературы

Н.С.Лесков Мелочи архиерейской жизни Страница 17

Авторы: А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

    ополучно и даже весело. Веселости настроения, конечно, немало содействовало и то, что путники, скакавшие впереди в тарантасе, молодые люди, тоже выехали ке без запаса и притом не закладывали его очень далеко. Но они не совсем верно разочли и раньше времени заметили, что оживлявшая их возбудительная влага исчезла прежде, чем путь пришел к концу. Достать же восполнение оскудевшего дорогою негде было... кроме как у архиерея, которому хлебосольный старец предупредительно сунул что-то под его Сэмэна.

    И вот расшалившаяся молодежь немножко позабылась и пришла к дерзкой мысли воспользоваться архиерейским запасом. Весь вопрос был только в том: как это сделать? Просто остановиться и попросить у архиерея вина из его запаса казалось неловко, обратиться же за этим к Сэмэну - еще несообразнее. А между тем вина достать хотклось во что бы то ни стало, и желание это было исполнено.

    Ехавший впереди тарантас вдруг остановился, и три молодые человека в самых почтительных позах явились у дверец архиерейской кареты.

    Владыка выглянул и, увидав стоявшего перед ним с рукою у козырька кавалериста, вопросил:

    - По какой это причине мы стали?

    - Здесь, ваше преосвященство, в обычае: на этом месте все останавливаются.

    - А по какой причине такой обычай?

    - Тут, кто имеет с собою запас, всегда тосты пьют.

    - Вот те на! А по какой же это причине?

    - С этого места... были замечены первые месторождения руд, обогативших отечественную промышленность.

    - Это резент! - ответил владыка, - если сие справедливо, то я такому обычаю не противник. - И, открыв у себя за спиною в карете форточку, через которую он мог отдавать приказания помещавшемуся в заднем кабриолете Сэмэну, скомандовал:

    - Сэмэн, шипучего!

    Сэмэн откры лсвои запасы, пробка хлопнула, и компания, распив бутылку шампанского, поехала далее.

    Но проехали еще верст десять, и опять тарантас стал, а у окна архиерейской кареты опять три молодца, предводимые офицером с рукою у козырька.

    Владыка снова выглянул и спрашивает:

    - Теперь по какой причине стали?

    - Опять важное место, ваше преосвященство.

    - А по какой причине оно важно?

    - Здесь Пугачев проходил, ваше преосвященство, и был разбит императорскими войсками.

    - Резент, и хотя факт сомнителен, чтобы это было здесь, но тем не менее, Сэмэн, шипучего!

    Прокатили еще, и опять тарантас стоит, а молодые люди снова у окна кареты.

    - Еще по какой причине стали? - осведомляется владука.

    - Надо тост выпить, ваше преосвященствоо.

    - Ап о какой причине?

    - Здесь, ваше преосвященство, самая высокая сосна во всем уезде.

    - Резент, и хотя факт совершенно не достоверен, но, Сэмэн, шипучего!

    Но "Сэмэн" не ответил, а звавший его влсдыка, глянув _в форточку, всплеснул руками и воскликнул:

    - Ахти мне! мой Сэмэн отвалился!

    Происшествие случилось удивительное: за каретою действительно не было не только Сэмэна, но не было и всего заднего кабриолета, в котором помещалась этп особа со всем, что под оную было подсунуто.

    Молодые люди были просто поражены этим происшествием, но влалыка, определив значение факта, сам их успокоил и укаэал им, что надо делать.

    - Ничего, - сказал он, - это событие естественно. Сэмэн отвалился по той причине, что карета и вся скоро развалится. Поищите его поскорее по дороге, не зашибся ли!

    Тарантас поскакал назад искать отвалившегося Сэмэна, которого и нашли всего версты за две, совершенно целого, но весь бывший под ним запас шипучего исчез, потому что бутылки разбились при падении кабриолета.

    Насилу кое-как прицепили этот кабриолет на задние долгие дроги тарантаса, а Сэмэна усадили на козлы и привезли обратно к владыке, который тоже не мог не улыбаться по поводу всей этой истории и, тихо снося довольно грубое ворчание отвалившегося Сэмэна, уговаривал его:

    - Ну, по какой причине так гневаться? Кто виноват, что карета капьянилась.

    По таком финале поезд достиг города, где сопровождавшие владыку молодые люди озаботились тщательно укрепить карбиолет Сэмэна к карете и здесь, прощаясь с преосвяещнным H-м, испросили у него прощения за свою вчерашнюю шалость.

    - Бог простит, бог простит, - отвечал владыка. - Ребята добрые, я вас полюбил и угощал за то, что согласно живете.

    - Но, владыка... вы сами так снисходительны и добры... Мы вас никогда не забудем.

    - Ну вот! петушки хвалят кукука за то, что хвалит он петушков. Меня помнить нечего: умру - одним монахом поменеет, и только. А вы помните того, кто велел, чтобы все мы любили друг друга.

    И с этим молодежь рассталась с добрым старцем навсегда.



    Кажется, по осени того же года старший из этих трех братьев, необыкновенно хорошо передававший maniere de parler {Манеру разговора (франц.).} епископа Н-та, войдя с приезда в свой кабинет, где были в соре короткие люди дома, воскликнул:

    - Грустая новость, господа!

    - Что такое?

    - Сэмэн больше уже не даст петушкам шипучего! - сказал он, подражая интонации преосвященного H-та.

    - А по какой причине? - вопросили его в тот же голос.

    - Милый старичок наш умер - вот нумер газеты, читайте.

    В газете действительно стояло, что преосвященный H-т скончался, и скончался в дороге. Вероятно, при нем был его "Сэмэн", но как о малых людях, состоящих при таких особах, не говорится, то о нем не упоминалось. Впрочем, хотя все это было сказано по-казенному, но, однако, не обошлось без теплоты, вероятно совсем не зависевшей от хроникера. Сказанш было о каком-то сопровождавшем владыку протоиерее, которому добрый старец, умирая, устно завещал употребить на доброе дело все те же пресловутые триста рублей, "нажитые им честным трудом" и составлявшие _все_ оставленное этим архиепископом наследство. Деньги эти он всегда носил при себе, и они оказались в его подряснике.

    Как он их "нажил честным трудом", это остается не выяснено, но некто, знавший покойника, полагает, что, вероятно, он получил их за сделанный им когда-то перевод какой-то ученой греческой книги.

    Наступник этого ласкового и снисходительного епископа, ездившего в ветхой карете и читавшего наа сон грядущий сатиры Щедрина, кажется, не имел никаких поводов жаловаться, что предместник его сдал ему епархию в беспорядке. Она, подобно многим частям русского управления, умела прекрасно управляться сама собою, к чему русские люди, как известно, отменно способны, если только тот, кто ими правит, способен убедить их, что он им верит и не хочет докучать им на всякий шаг беспокойною подозрительностию.

    За сим, сказав мир праху и добрую память доброму старцу, перейдем к лицам тоже добрым, но гораздо более тонким и политичным.



    ГЛАВА ДВЕНАДЦАТАЯ



    Есть очень распространенное, но совершенно ложное мнение, будто наши архиереи все зауряд люди крутые и неподатливые, будто они совсем безжалостны к скорбям и нуждам мирских человеков. Такое давно сложившееся, но, как я смею думать, неосновательное или по крайней мере слишком одностороннее мнение особенно раздражительно выразилось в последнее время, то есть именно в то время, когда пиедставительство церкви, п-видимому, как будто начало сознавать необходимость не раздражат более против себя русское общество, и без того раздраженное до весьма искренней неприязни к духовенству.

    Новый повод к самым сильным раздражениям был дан в 1878 году, и причиною к нему было так называемое в газетах неожиданное "фиаско брачного вопроса в св. синоде".

    Синодальные суждения по этому _ноющему_ вопросу русской жизни далеко не вполне известны всаму обществу, которое должно было довольствоватьься только краткими "резюме", а в них для него не было ничего утешительного. Люди, несчастливые в браке, опять остались в безотрадном и безвыходном положении - тянуть целую жизнь тяжкое и неудобоносимое бремя несносного сожительства при взаимных неладах и ненависти. Выходы остались прежние: или смерть, или клятыопреступническая процедура нынешнего развода, или преступление вроде того, какое нам являет судебная хроника в харьковском деле об убийстве доктора Ковальчукова. Желать смерти даже ненавистного человека отвратительно; искать союза с клятвопреступниками, содействие которых необходимо при нынешних законах о разводе, не менее отвратительно и притом стоит очень дорого. Это возможно только людям богатым, а семейное счастие желательно и потребно каждому, - бедному оно даже нужнее, чем богатому. Третий способ разделатбся с ненавистным союзом есть преступление, на которое, к счастию человечества, способны очень немногие относительно всего числа несчастливых супругов. Далее, выходя из всякого терпения, люди, при какой-нибудь доле благоразумия, предпочитают то, что, по господствующим понятиям, хотя и составляет позор, но при всем том дает людям какой-нибудь призрак семейного счастия: у нас все более и более распространяется безбрачное сожительство поневоле. Люди эти несут некоторое тяжкое отчуждение и, страдая от него, конечно не благословляют и никогда не благословят тех, кого они считают виновниками своих несчастий, то есть защитников тягостнейших и невыносимых условий нерасторжимого брака при несходстве нрава и характеров.



    Понятно, что когда, при таких обстоятельствах, обществу стало известно, что брачный вопрос, поднятый в синоде по почину бывшего об. - прок. гр. Толстого, лица светского чина, "потерпел полнейшее фиаско" по неподатливости лиц чина духовного, то это не содействовало притуплению чувства раздражения, питаемого многими против епископов, но, напротив, рожон, против которого решились прать представители церкви, еще более обострился. Послышались речи памятные и страшные, которые можно извинить только тем состоянием ужасной намученности, от которой впадали в отчаяние люди, потерявшие в этом "фиаско" всякую надежду поправит свою несчастную жизнь. Говорили: "Наши епископы верно, сами хотят доводить нас до клятвопрееступиичества и даже до преступлений еще более тяжких! Пусть же будет так, но тогда мы з
    Страница 17 из 28 Следующая страница



    [ 7 ] [ 8 ] [ 9 ] [ 10 ] [ 11 ] [ 12 ] [ 13 ] [ 14 ] [ 15 ] [ 16 ] [ 17 ] [ 18 ] [ 19 ] [ 20 ] [ 21 ] [ 22 ] [ 23 ] [ 24 ] [ 25 ] [ 26 ] [ 27 ]
    [ 1 - 10] [ 10 - 20] [ 20 - 28]



При любом использовании материалов ссылка на http://libclub.com/ обязательна.
| © Copyright. Lib Club .com/ ® Inc. All rights reserved.