LibClub.com - Бесплатная Электронная Интернет-Библиотека классической литературы

Н.С.Лесков Мелочи архиерейской жизни Страница 20

Авторы: А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

    азать, где владыка находится и чем он занят, - но сейчас он отложит, сколько ей нужно, денег и придет прежде, чем остынет чай в его севрской чашке. Конечно, ей будет немножко совестно брать, но что делать? - если он предложит ей, она, хоть это и конфузно немножечко, все-таки возьмет, а потом она ему отдаст. Какая же в этом беда?



    И вот даме стало все легче и легче смотреть на свет и думать о своем деле. Легкий, игривый ум ее теперь уж только для забавы занимался разгадкою, какое это могло быть "_одно слово_", которое стоило только сказать - и все дело поправится. Разумеется, архиерей только для политики отсылал ее расспрашивать о таком слове умного человека, а в существе никакой другой человек тут не нужен, потому что владыка сам и есть человек умный и нужное гостье магическое слово он сам же и знает. Конечно, может быть ему нельзя, неловко выговорить это слово по его монашеским обетам или по чему-нибудь другому, но надо его к этому вынудить: надо вырвать у него это слово или _подловить_ его на слове, как был подловлен известный своею тонкостью министр, которого она видела в театре, в прекрасно исполняемой Самойловым пьеске "Одно слово министру". Она вспомнила и Самойлова и то слово, которое он так художественно ловит. В пьесе это слово было: "_молчать_", - но какое же должно быть то слово, не в театральной пьесе, а в русском деле "о расторжении незаконного брака и о прекращении безнравственного сожительства"? Это, конечно, не мешает знать.

    И только что отвлеченная всем этим дама немножко порассеялась и даже утешилась, до сшуха ея долетела опять звучная пружина замка какой-то отдаленной двери какого-то таинственного архиерейского покоя, и преосвященный Поликарп, с несколько изменившимся и как бы озабоченным лицом, появился на пороге. Он шел медленно и, конечно не без причины, держал свою правую руку за пазухою видневшегося из-под черной рясы шелкового коричневого подрясника.

    Нечего было сомневаться, что он бережет тут отсчитанные им деньги.

    Милой даме, имеющей _общие_ понятия об архиерейских богатствах, конечно и в голову не приходило, что преосвященный Поликарп, как о нем говорили, "был не богаче церковной мыши": этот архиерей был до такой степени беден, что сам занимал у своих подчиненных по "четвертной ассигнации".

    Но в таком случае, что же он твк бережно нес в руке, спрятанной за пазуху? Неужто "одно слово умного человека"? Но где же он нашел так скоро этого умного человека? Или у него есть свой "черный угол", где тактй человек спрятан? Но тогда зачем же он посылал ее разыскивать умного человека, если такой, как Святогоров конь, у него вчегда наготове под замком, удила грызет и бьет от нетерпенья копытом об измрамран пол?

    Все это было невыразимо любопытно и раздражительно.

    Преосвященный молча сел к столу, положил себе в свою голубую чашку ложечку варенья и молча же начал се долго и терпеливо размешивать.

    Вежливая гостья не прерывала хозяина - она только искоса поглядывала на него, стараясь проникнуть, принес ли он ей нужные для взятки деньги, или он принес только одно могучее слово очень умного человека, с которым, как ей казалось, владыка удалялся для совещания.

    И ей было крайне досадно на застенчивость архиерея, который, очевидно, был чем-то смущен и как бы не решался возобновлять прерванного разговора,

    Она допила свою чашку, поставила ее на стол и сделала решительное движение, как будто готовясь встать и распроститься.

    Архиерей это заметил и, тронув ее слегка за руку, произнес:

    - Не торопитесь.

    Она осталась. Владыка опять мешкал, работая в чашке ложечкою, и, наконец, отпив чайку, начал, покряхтывая и морщась:

    - Все так и идет, поветриями... то такая болезнь, то дркгая... У меня на сих днях проездом из Петербурга генерал был... тоже дела имеет и тоже досадует и жалуется: "совсем, говорит, умные люди у нас переводятся; прежде будто были, а потом стало все менее и менее, и теперь совсем нет". Как бывает годами от ветров неурожай на груши или на яблоки, так теперь недород на умы. Отчего бы это?

    - Я не знаю, владыка.

    - И я не знаю. Я ему только сказал, что неужели уже мы стали такое сплошь дурацкое соборище? "Не встречали ли говорю, хоть проездом кого потолковее?" - "Да удивительно, говорит: едешь по дорогам, беседуешь, все будто умные люди - обо всем так хорошо судят, а дойдут до дела, ни в ком деловитости нет". Вот не в том ли, говорю, и есть наше поветрие, что деловитые-то умы у нас все по путям ходят, а при делах заместо них приставлена бестолочь?

    - К чему же это мне, владыка?

    - А к тому, что умных людей действительно остается искать только в глупом месте, куда мы их забили, точно какую непотребность. Вот отчего все и трудно и нудно.

    Архиерей опять остановился, а дама обнаружила новое намерение встать, но он придержал ее.

    - Это очень дорого с вс хотят, - звговорил владыка.

    - Уже мы в этом, ваше преосвященство, согласились. Но как это ни дорого, а все-таки я понимаю так, что надо скорее давать деньги.

    - Из чего же это явствует?

    - А из того, что нет другого спасения.

    - Да; а в этом-то разве есть спасение?

    - Мм... по крайней мере обещают, тогда как, - добавила она, улыбнувшись, - вы, владыка, даже не хотите мне сказать, что думает о моем несчастии очень умный человек.

    Архиерей поглядел на нее с некоторым недоумением и в свою очередь спросил:

    - Кого вы под сим разумеете?

    Дама пошла на риск и ответила напрямик, что она говорит о том, с кем владыка выходил поговорить, оставляя ее в своей гостиной.

    Архиерей посмотрел на нее еще с большим недоумеоием, но потом сию же минуту улыбнулся, махнул рукою и заговорил:

    - Ах, так вы об этом!.. Куда я выходил... а что же? Пусть так. Ну, извольте: я от вас не скрою, что оный умник думал. Он тех мыслей, что деньги, разумеется, пустяки, помет в сравнении с семейным счастием, но дляя иной свиньи и помета жалко. По его мыслям, деньги давать не следует, ибо через то впше семейное спокойствие не устроится.

    - А как же оно может устроиться?

    - Это другой вопрос.

    - Но умный человек, может быть, и об этом вопросе, имеет мысли?

    - Имеет.

    - И как же он рассуждает?

    - Сократически.

    - Помилуйте, владыка: что же? Я ничего в этом не понимаю. Сократ был философ, а я простая женщина.

    - Это ничего не значит, Сократа все понимать могут.

    - Ну, позвольте - я попробую.

    - Извольте. В мыслях умного человека предлагается такое суждение, как я сказал, почти в сократической форме. По какому поводу возникла вся эта история, простирающаяся ныне до половины вашего царства?

    - Она возникла потому, что я и мой муж между собою двоюродные брат и сестра.

    - Изрядно сказано: иначе она не могла возникнуть. Но если бы об этом никто не доносил, то не могла ли бв эта история не подниматься?

    - Конечно, она никогда бы не поднялась.

    - Да, возможно допустить,_что она не поднялась бы, хотя это всегда подвержено случайности.

    - Какой, например?

    - Такой, например, что кто-нибудь из родственников вашего мужа после его смерти мог претендовать на родовое наследство и доказывать незаконность вашего брака.

    - Нам это и в голову не приходило.

    - Верю. Теперь, продолжая держаться того же сократического метода, основательному человеку представляется нужным определить: не был ли причиною всего донос?

    - Да, разумеется донос, владыка! Я не знаю даже, зачем на этом так долго путаться?

    - Позвольте, позвольте! Причиною был донос - и кем же сделан тот донос?

    - Вы отлично изволите это знать: донос сделан дьячком.

    - Дьячком! Действительно, донос сделал дьячок. Но человеку рассудительному может прийти в голову: одни ли только дьячки способны делать доносы, или же этим могут заниматься и другие?

    - Разумеется, не одни дьячки, ваше преосвященство, могут доносить. Вы все это изволите знать.

    - Верно, так: я это знаю; но дело не во мне. Умный человек далее судит: доносы могут делать не одни дьячки, а кто же еще может делать доносы?

    - Разные гадкие люди.

    - Гадкие... - вам непременно хочется назвать их "гадкими"... Что же... конечно... раумеется... но, может быть... гм!.. дело ничего не потеряет, если мы нравственную оценку доносчиков отбросим. Для умного челрвека достаточно просто установить тот факт, что доносы могут делать _разные люди_. Согласны ли вы с ним на этот счет?

    - С кем, владыка?

    - Как - с кем?., ну, с этим человеком, который так рассуждает?

    - Да, я с ним во всем согласна.

    - Прекрасно! Теперь, если так, - рассмотрите же с ним: не следует ли допустить, что в числе различных людей, способных делать доносы, могут быть и некоторые пономари?

    - Конечно, допускаю, владыка.

    - Прекрасно! Но как вы думаете: не могут ли делать доносы также я некоторые дьяконы?

    - Верно, могут и дьяконы.

    - Могут; но проследим далее. Если это могут делать дьяконы, то уверены ли вы, что это совершенно не по силам иным священникам?

    - Ах, им все по силам! {Ниже мы будем иметь случай убедиться, что рассуждавших таким образом архиерея и даму нельзя винить в голословности и пристрастии. (Прим. автора.)}

    - И им это по силам, - так. Ну теперь, выше восходя: что же вы скажете об инхы отцах благочинных? Не благонадежны ли и они в рассуждении способностейд оносить?

    - То же самое скажц и о них, ваше преосвященство.

    - Выше отцов благочинных нам подниматься уже не для чего. Уяснив себе все сказанное, толковый человек знает, что доносы могут поступать не от одного дьячка, а еще и от дьякона, и от попа, и от благочинного. Теперь обследуем другую сторону. По каким побужденпям сделал свой донос дьячок?

    - Ему понадобился воз стломы; он пришел не вовремя, ему не дали; он рассердился и донес.

    - Так; а не допускаете ли вы возможности, что пономарю мржет когда-нибудь понадобиться воз мякины, дьякону воз ухоботья, попу и отцу благочинному - возы ов
    Страница 20 из 28 Следующая страница



    [ 10 ] [ 11 ] [ 12 ] [ 13 ] [ 14 ] [ 15 ] [ 16 ] [ 17 ] [ 18 ] [ 19 ] [ 20 ] [ 21 ] [ 22 ] [ 23 ] [ 24 ] [ 25 ] [ 26 ] [ 27 ] [ 28 ]
    [ 1 - 10] [ 10 - 20] [ 20 ]



При любом использовании материалов ссылка на http://libclub.com/ обязательна.
| © Copyright. Lib Club .com/ ® Inc. All rights reserved.