LibClub.com - Бесплатная Электронная Интернет-Библиотека классической литературы

Н.С.Лесков Мелочи архиерейской жизни Страница 4

Авторы: А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

    л страстию к другой, молодой и более красивой женщине и тут так "попутался", что во время одного визита к дворничихе "скрыл" у нее и "потаенно вынес" пышные кисейные рукава, которые немедленно же и презентовал соблазнительной красавице. Сердце красавицы он этим преклонил на свою сторону, но сам за это "двукратно пострадал". Вопервых, когда молодая женщина появилась в "скрытых" Лукьяном кисейных рукавах на Троицын день под качелями, то она тем привела в неистовство обиженную дворничиху. Последствием этог было, что обе бабы произвели сначала взаимную потасовку, а потом, увидя желавшего их разнять Лукьяна, соежинили свои силы и обе принялись за него: его они жестоко растрепали и исцарапали, а еще более "пустили молву", вследствие чего об этом было "донесено репортом", который, к удовольствию всех друзей нерушимости духовно-судебных порядков, предстал на архииерейский суд.

    Но суд был еще далек: обвиняемый томился, а Смарагду о нем, вероятно, или совсем не докладывали, или же владыка не считал дело "о кисейных рукавах" подлежащим немедленному разбирательству и хотел нарочно потомить духовноро волокиту. На огороде офицера отцвел и свернулся наперенный Лукьяном "по усердию" горох и посинели тучные бобы, в буйной ботве которых, бывало, спрятавшийся Лукьян громко и приятно наигрывал что-то на зеленой ракитовой дудке. Он пленял этою чудесною игрою и нас с товарищем, слушавших его с чердака, куда мы забирались читать Веверлея, и многих соседок офицерского домика, старавшихся открыть через частокол, где кроется в своем желтом картузе пострадавший за любовь трубадур? Все это отошло: огороды опустели, Лукьян убрал офицерше, по усердию, и картофель и репу и нарубил с бптрачкою большие наполы капусты, а собственное его дело о кисейных рукавах нимало не подвигалось.

    Настала суровая, холодная осень, а он все еще сидел на опустелом огороде и спал в нетопленном курятнике. Питался он _хреном_, сам готовя себе из этого фркта и кушанье и напиток. Кушанье это было - скобленый хрен с сальными "шкварками", которые выбрасывали из кухни, а напиток делался из тертого хрена с белым квасом - "суровцом".

    Шутя над своею нуждою, Лукьян называл свое блюдо из хрена "лимонад-буштекц", а напиток "лимонад-бышквит".

    Кажется, если бы не только самого узловатого немца, но даже самого сильного из древних русских могучих богатырей покормить этим "лимонад-буштекцем" и попоить "лимонад-бышквитом", то и но не замедлил бы задрать ноги, но тщедушный Лукьян жив и здрав бывал. Однако, наконец, вся эта истома и его пересилила: он заскучал и стал убиваться о том, как бы к кому-нибудь подольститься и найти протекцию", чтобы "подвинуть свое дело". И он этого достиг и "подооьстился" к кому-то такому, кто попросил о нем жандармского вахмистра, который, как сказано, имел снооения с случайными людьми архиеерейского дома. Все эти люди явили Лукьяну благостыню, по началу судя, весьма странную, но по последствиям, как оказалось, чрезвычайно полезную.



    У полнокровного и тучного Смарсгда бывали тяжелые припадки, надо полагать геморроидального свойства. В эту пору у негг, по рассказам, болела поясница и было "тяготение между крыл". Архиерейское _междукрылие_ находится на спине, о том месте, где у обыкновенных лдей движутся лопатки. Поэтому "тяготение между крыл", попросту говоря, значило, что у епископа набрякла спина между лопатками, и от этой опвхоли, причинявшей больному тяжесть, доктор (кажется, Деппиш) советовал Смарагду полечиться активной гимнастикой. Но какие же гимнастические упражнения удобны и приличны для человека такого высокого, и притом священного, сана? Нельзя же архиерею метать шарами или подскакивать на трапеции. Но Смарагд был находчив и выдумал нечто более солидное и притом патриархальное, а вдобавок и полезное: он пожелал _пилить дрова_ с подначальными, которые в его бытность постоянно исполняли при архиерейском доме черные дворовые работы и между прочим пилили и кололи дрова для архиерея и его домовых монахов.

    Дьячок Лукьян был при чем-то в сторожах и искал "протекции", чтобы попасть в пильщики, дкбы таким обтазом иметь случай не только встретиться со своим владыкою, но, так сказать, стать с ним лицом к лицу. Этим способом он надеялся обратить на себя владычное внимание и извлечь из того для себя некоторую существенную пользу. Жандармский вахмистр, силою своих связей с архиерейским домом, все это устроил.



    Смарагд избрал для своих упражнений во врачебной гимнастике послеобеденные часы. Пиямо из-за стола он шел в сарай,г де труждались за топорами и пилою подначальные, и с очередными из пильщиков перепиливал три-четыре, а иногда и пять плах. Так шло уже несколько времени, и хотя епископ неопустительно продолжал свои занятия, но они, вероятно, не оказывали желаемого воздействия на его владычные междукрылия: он все ходил пригорбясь и насупясь и бе, яко Исав, "нрава дикого, угрюмого, ко гневу склонного и мстительного".

    Дьячок Лукьян, наблюдая все это, впадал от такого архиерейского вида в неописанный страх, который потом вдруг стал переходить в раздражение. Все горести Лукьяна разом точно поднялись у него из сердечной глубины, и он стал так свирепо ругаться, что делалось за человека страшно. Позже он даже начал угрожать чем-то нестаточным, и от его возбужденности действительно можно было ожидать какого-нибудь очень нехристианского поступка.

    - Отек очень с сытости, - говорил он непочтительно о своем владыке, - оттого ничего и не чувствует, а отцы наши все подделываются: самые тоненькие да сухие плашки ему пилить подкладывают. Низкое их обхождение так научает, но дай срок, пусть он первый раз меня за пилою, а не за топором застанет, я его таким полевом разуважу, что будет он меня век помнить.

    Мы с товарищем пожелали узнать, что такое именно Лукьян придумал подстроить своему архиерею, и узнали, что подначальный дьячок, полный кипящего мщения к Смарагду, желает подложить ему самйе толстые коряги, над которыми бы его преосвященство "хорошенько пропыхтелся". Я и мой товарищ, по своему отроческому легкомыслию, находили эту мысль чрезвычайно счастливою и достойною тех представлений, какие мы имели о Смарагде, но сильно боялись за предприимчивого Лукьяна, чтобы это не обошлось ему дороже, чем он рассчитывает.

    Лукьян, однако, был на такой возвышенной степени воодушевления, что не хотел слушать никаких доводов.

    - Ребра он мне, - говорит, - не сокрушит, а что ежели он меня костылем отвозит, то я этого только и желаю, потому что он опосля битья, говорят, иногда сдабривается.

    Так он и пошел неуклонно на эту желанную меру сближения с своим архипастырем; а мы все не забывали интересоваться ходом его истории, которая, впрочем, не замедлила принять оборот самый краткий и самый решительный. Лукьян сделал, как намеревался, и в укромном месте, под стеною, в пильном сарае, припас для своего владыки десятка полтора самых толстых суковатых плах. Он тщательно берег этот отбор до того случая, когда Смарагд застанет его за работою и возьмется с ним за другой конец пилы, чтобы разминать свои междукрылия. Случай этот не замедлил. Дня через два после того, как Лукьян сообщил нам о своем смелом предприятии, он явился домой в невыразимом отчаянии и, бросив под кухонную лавку свой желтый шлык, объявил, что "наделал себе беды, какой не ожидал".

    - Приходит, - говорит, - владыка, а я пилю с кромской округи попом стареньким; владыка попа прогнали: "пошел прочь", говорят, потому он им не по талии, а мне приказали: "клади плахуу". Я было оробел и хотел, подобно как и другие-прочие, положить плаху какая собою поделикатнее, но раздумался, что этак я себя долго ни к чему счастливому не произведу, и, благословись, выхватил из сворго амбара штуку самую безобразную. Владыка взглянули на меня и ничего не сказали, стали резать, два ряда прошли и ряску сняли, говорят: "повесь на колок". А еще ряд отпилили и совсем стали, а я им другую, еще коряжистее, на козлы положил. Тут он на меня уж таким святителем взглянул, что у меня и в животе захолодело. "Ничего, говорит, ничего, я и эту перепилю, а уж зато ты у меня, скотина, еще целый год в пильщиках останешься". С тем и ушли.

    Мы спросили Лукьяна: что же он теперь думает делать? А он в отчаянии отвечал, что и сам не знает, но что, кажется, ему лучше всего продолжать свой термин держать - потому что, так он надеялся, может быть ему бог поможет на сем тяготении своего владыку раньше года постоянством "преодолеть и замучить".

    И точно, прошло не более недели, как "державший свой термин" Лукьян возвратился с веселым видом и объявил, что он "архиерея замучил" и дело о кисейных рукавах, кажется, поправляется.

    - Как же это так счастливо обернулось? - спрашиваем.

    - А так, - отвечает, - оно обернулось, что я его преосвященство совсем заморил и от болезни их совершенно этими толстыми поленьями выпользовал.

    - А по чему, - говорим, - это видно?

    - Рассердился и ныне меня, ел аза богу, так костылем отвозил, что и сейчас загорбок больно.

    - За что же это?

    - Досадно стало, что характер имею большие плахи .класть, и сам мне наклал.

    - Что же, - говорим, - тут хорошего?

    - Теперь сдобрится.

    - А как нет?

    - Нет, сдобрится: все, которые опытные, завидуют, говорят: "Экое счастие тебе от святителя! теперь, как сердце отойдет, он твое дело потребует и решит".

    Приходит Лукьян на другой день и еще веселее.

    - Вчера же, - сказывает, - дело к себе потребовали.

    А еще через день после этого наш Лукьян как вбежал на двро в калитку, так прямо ни с того ни с сего и пошел на руках колесом.

    - Отпустил, - кричит, - отпустил, ко двору благословил идти.

    - А какое же, - спрашиваем, - было наказание?

    - Вовсе без наказания, кргме того, как третьего дня костылем поблагословлял, ничего другого не вменено.

    - Да ведь костылем это было не за кисейные рукава, а за другое.

    - Ну что там разбирать, что за что выпало! Одно слово: иду благополучный, все равно как плетьми да на выпуск. Чего еще надо?

    "Пле
    Страница 4 из 28 Следующая страница



    [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ] [ 9 ] [ 10 ] [ 11 ] [ 12 ] [ 13 ] [ 14 ]
    [ 1 - 10] [ 10 - 20] [ 20 - 28]



При любом использовании материалов ссылка на http://libclub.com/ обязательна.
| © Copyright. Lib Club .com/ ® Inc. All rights reserved.