Афонских 20, с принадлежащими к ним 10 скитами, 400 кельями и многими
каливами; разделяются на киновии и идиоритмы. Одни подчинены в своем
внутреннем управлении одному игумену, другие - многим распорядителям.
Миханович, австрийский консул, ученый путешественник, был в Македонии и
посетил некоторые монастыри Афона. Пешеходца Василия Григоровича
Барского мноаха путешествие к Святым местам, издание 1778.
Конак (место остановки), Метохи (мцзы). Монастыри Зограф и
Эсфигмене. Первый лежиит на половине пути к Корее, монашескому городу, где
находятся только кельи и бедные лавки. Скит пророка Илии, тут погребен отец
Аникита, известный наш поэт Шихматов. Монастырь Руссика; монастырь
Пандократор, скит пророка Илии принадлежит к нему. В монастыре монахи из
Малороссии.
Корея за три столетия была первым монастыем под названием Великой
Лавры. С XVI столетия лишилась монастыря и, состоя из монашеских келий,
служит средоточием всего полуострова, куда стекаются монастырские
выборные для совещаний и торговли, для сбыта товаров. Здесь лююбопытны:
соборная церковь, кельи св. Саввы Сербского и архив протата (святогорское
собрание, в котором присутствуют пять старшин, назиров, избираемых
поочередно из 5 монастырей, и представители каждого монастыря).
На пути к монастырю Павлуса всходишь на вершину Афона. Он носит
название Сербского, но ныне совершенно присвоен греками. В нем иконы со
славянскими надписями, славянские поменники и множество рукописей
сербской рецензии; житие св. Саввы, св. Антония (Печерского) и св. Афанасия
Афоского. Скевофилакия (монастырская ризница).
Монастырь Хиландар с храмом Введения Божией Матери, знаменитый
своим ктитором, Симеоном Неманьем, и участием в событиях Сербии. Он имел
свой собственный типик, данный ему св. Саввой, был общежительный и
назначен для монашествующих сербов. Теперь он идиоритм, в нем без типика
преобладают болгары ,часто под руководством грека. В нем хранится житие св.
Панкратия с любопытной следующей отметкой: "Сию книгу читал и аз
многогрешный иеромонах Прохор Сербии, постриженец монастыря Крушеделя,
иже такожде именуется царска деспотска лавра в Фрушской горе, в пределах
Сирмских, обаче за скудоумие мое или что ино препятие бяше весьма мало
пользовался. Даруй же, Господи, прочим и могущим вникнути в ню лучший
разум и полезному чтению слышание".
Монастырь Зограф с храмом великомученика Георгия - населен
молдаванами, греками, болгарами и очень немногими русскими. По мнению
Григоровича, самая важная рукопись, и единственная теперь на Св. Горе, есть
глаголитское Евангелие, хранящееся в Зографе. Открыта она Михановичем в
1843 г. Над строками слова Кирилловскими буквами, дополнения и поправки
глаголитского текста. Монастырь Руссика с храмом великомученика
Пантелеймона отличается от прочих строгостью правил и достоинством своих
обитателей русских и греков.
Начало поселения отшельников на Св. Горе должно относить к IX
столетию. Начало сооружения обителей к X. Император Василий Македонский
первый грамотою, данною Иоанну Колову, определил Афонсвий полуостров
исключительным местом отшельников. Монастыри Афонские, славящиеся
своей древностью, благодеяниями многих царей и участием в событиях
церковных, до сих пор не имеют своей истории. В путешествии нашего монаха
Василия изложены все догадки, которые делали и делают о своих монастырских
калогепы, - и замечается несообразность их.
Еще до взятия Константнополя и покорения Солуня 19 монастырей
добровольно подчинились покровительству султана, пребывавшего в Бруссе.
Преимуществами, им тогда данными, пользуются они доныне. Весьма
любопытны известия, сохраненные в Русских сборниках о девяти Славянских
монастырях (Сборник Погодина No 94. Статья Шевырева). Из всех событий
сохранилось только воспоминание о нашествии императора Михаила Палеолога
(отступившего от православия) с патриархом Векком и, как некоторые
прибавляют, с папой. Тогда многие монастыри были разорены до основания,
другие разграблены или осквернены. В главной Зографской церкви стенная
живопись изображает это происшествие в неприличных для церкви образах.
В прошедших столетиях Афонские библиотеки были наполнены редкими
рукописями, ими обогатилась Флорентийская библиотека Лаврентия Медичи и
Патриаршая Московская в XVII столетии содействием Арсения. Ныне, по
соображению Григоровича, находится в них до 13000 книг печатных, до 2800
рукописей греческих и 455 славянских. В числе последних нет особенно
достопримечательных, за исключением глаголитской в Зографе. Исторических
вовсе нет. Полагают, что сверх прежних давних истреблений, много истреблено
в последнюю Греческую войну, когда албанцы квартироваил в монастырях и
продавали их целыми ношами. Прочее не сберегается и гниет, особенно
печально положение рукописей славянских. Они истлевают в забвении, или
умышленно предавались огню, и преимущественно сербские, по особенному
неуважению к сербам. Вообще Григорович жалуется на невежество и
недоброжелательство многих обителей, не позволяющих рассматривать
книгохранилища. Может быть, и он не умел взяться, или не имел средств.
Вероятно, деньгами можно было бы склонить упорство хранителей.
"Неописанное величие местоположения усиливается поразительным
видом монастырей - внешние здания остались доныне, как были в древние
времена - высокие башни, ветхие башни и железные ворота придают им
наружность рыцарских замков". Все это подробно описано монахом Василием.
Старая живопись уцелела в Протате и Пандократоре. Трапеза монастыря
Руссика расписана русскими. Муссифных икон очень немного. В монастырях
Филофеу, Павлу, Хиландар и Руссика несколько икон со славянскими
подписями.
На Афонском полуострове находится 30 больших храмов, 10 скитских,
20 кладбищенских церквей и 200 параклисов. К этому прибавить 400 малых
церквей, принадлежащих кельям, всего до 660 малых и великих храмов. Из
числа этих храмов только один во имя св. Саввы Сербского, один во имя св.
Иоанна Рыльского и два во имя св. Митрофана. В настоящее время иконописью
занимаются русские и греки. Русские не так тщаттельны в отделке, но более
прилагают старания о рисунке и значении изображения.
Святые славянские просветители или апостолы: Кирилл и Мефодий,
Савва, Ангелярий, Горазд, Климент, Наум. Изображения их находятся в
монастыре Св. Наума, на возвышении, почти у самой юго-восточной
оконечности Охридского озера.
Охрида с IX столетия получила историческое значение. В ней
совершались труды сподвижников Кирилла и Мефодия. В монастыре Св. Наума
всего-навсего один монах, он же и игумен. Дело в том, по мнению Григоровича,
что здешние монастыри отдаются ка бы в аренду и в пожизненную
собственность тому, кто возьмется платить митрополиту и казне урочную
сумму.
Бмбуны или Богомилы. - Старинная религиозная секта. Гора Бабун.
Город Велес, т.е. Кюпрали. Тут Григоровичу была худая встреча - и дотоле
неиспытанное явное поругание имени его. Лошадей его толпа столкнула с моста
в реку.
Монастырь Св. Иоанна Рыльского, отличающийся порядком и
преподаванием греческого, славянского, болгарского языков и Церковной
Истории под руководством отца Неофита.
***
С 4-го числа вечером дипломатические сношения наши с Портой
прекращены. Радзивилл отправился на пароходе 5-го, в 5 часов утра.
***
В рескриптах употребляется у нас выражение совершенно неправильное
и представляющее превратный смысл. Например: "долговременная служба ваша
постоянно сопровождалась опытами неутомимой и полезной деятелности".
То-то и беда, что у нас все делают опыты
***
В рескрипте ***, по собственноручном возложении на него ордена Св.
Андрея, сказано: "передавая наши повеления со всею точностью и
быстротой".
***
С.-Петербург. 29 апреля 1851
Жуковский в письме к Плетневу говорит: "Хвала света есть русалка,
которая щекотаньем своим замучивает хохотом до смерти".
Книжка 14. (1850, 1852, 1861)
Константинополь, 7 апреля 1850
Нет мне удачи на море: если не своя беда, то чужая навяжется. Мы
плыли благополучно и скоро; но пароход Триестский, с которым мы должны
были встретиться в первую ночь, не попадался нам. Наш капитан озабочен был
мыслью, что с ним сделалось. Мы прошли мимо островов... у которых стояла
французская эскадра во время размолвки нашей с турками. Подалее, не доходя
до острова Митилена, стоят скал ыв море и мель. На нее наткнулся Триестский
пароход и пробился о камни. Мы пошли ему на выручку вместе с английским
пароходом, который вместе с нами плыл в Смирну, но все усилия были
напрксны. Английский пароход очень ловко действовал, лучше австрийского.
Капитан наш решился остаться тут до утра, чтобы пересадить пассажиров и в
случае непогоды помочь кораблю, в котором открылась течь.
Волнение и ропот между турецкими пассажирами. Турецкий чиновник
Бей сердился и требовал, чтобы к вечеру, по условию, доставили его в Смирру.
Солдаты и черный народ говорили, что они взяли съестные припасы до вечера.
Жиды и переметчики приходили сказывать, что ночью солдаты собираются
сделать ревоолюцию, если не отправятся. К утру пересадили к нам около двухсот
пассажиров, и в 7 часов подняли мы якоря. Таким образом на одном и том же
пароходе и в одно и то же вр
Страница 40 из 52
Следующая страница
[ 30 ]
[ 31 ]
[ 32 ]
[ 33 ]
[ 34 ]
[ 35 ]
[ 36 ]
[ 37 ]
[ 38 ]
[ 39 ]
[ 40 ]
[ 41 ]
[ 42 ]
[ 43 ]
[ 44 ]
[ 45 ]
[ 46 ]
[ 47 ]
[ 48 ]
[ 49 ]
[ 50 ]
[ 1 - 10]
[ 10 - 20]
[ 20 - 30]
[ 30 - 40]
[ 40 ]
[ 50 - 52]