LibClub.com - Бесплатная Электронная Интернет-Библиотека классической литературы

Петр Вяземский Старая записная книжка Страница 47

Авторы: А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

    еновалось смертью Наденьки (1840 г.).

    Смерть Машеньки (1849 г.) была точкой исхода моего третьего путешествия.

    Таким орбазом, четыре могилы служат памятником первых несбывшихся

    сборов и трех совершившихся путешествий моих. Не взмой меня волна

    несчастья, я, вероятно, никогда не тронулся бы с места. Вероятно, путешествия

    мои, всегда отмеченные смертью, кончатся путешествием к Святому Гробу,

    который примиряет со всеми другими гробами. Так быть и следовало {Но увы!

    По грехам моим не так сбылось. Опять пустился я в смертный или, по крайней

    мере, болезненный путь, и ныне страждущее лицо - я. Чем путь этот кончится?

    Я не имею никакой надежды на выздоровление, по крайней мере духовное, а без

    него телнсное - только продолжение казни. Бедная жена! Бог не дает ей

    отдохнуть от скорби. Париж, 21 декабря 1851 г.}.



    Суббота, 20 мая. Сегодня, в шестшм часу утра, слушали литургию на

    Голгофе и причащались святых таинств. Служил греческий архиепископ

    Неапольский (т.е. Наплузский, Сихемский). После была большая панихида, на

    коей поминали и наших. По окончании панихиды мы пошли к Святому Гробу,

    гбе отец Вениамин отслужил на русском языке молебствие за здравие П.А.

    Кологривова.



    Вчера, 19-го, ходил я по городу и за городом с братом жены епископа.

    Видели мы, как у наружной стены ограды храма Соломона евреи и еврейки

    многие, прилодивг олову к стене, молились по книгам, стенали и плакали

    (женщины). Они собираются тут каждую пятницу и платят что-то за это

    турецкому начальству.



    В Иерусалиме от семи до восьми тысяч евреев мужского и женского

    пола. Протестантская миссия обратила из них, с 1840 года, в христианство

    человек сто. Здесь особенно латины уверяют, что эти обращенные делаются или

    покупаются за деньги, выдаваемые миссией; но протестанты не сознаются в том

    и говорят, что только в редких случаях даются пособия тем из них, которые

    сами не могут зарабатывать себе пропитание.



    В городе сохранилось несколько арабских фонтанов, красиво отделанных

    резьбой на камне. Воды в них уже нет. Эта любовь и поклонение воде

    восточных жителей очень замечательны.



    В других землях колодези устраиваются только с тем, чтобы не быть без

    воды, а о украшениях их не помышляют, за исключением больших городов, и то

    для украшения городов, а не в честь самой воды. Здесь видно, что честят самую

    воду - этот Божий дар, благодатный особенно в земле, нуждающейся в реках,

    где дожди редки и солнечный зной высушивает воду. Словно думают они, что

    вода, из благодарности за красиво и богато устроенное ей помещение, лучше

    сохранится и не откажет в пособии заботящихся о ней.



    Здешние водопроводы в земле, где наука и труд в совершенном

    небрежении и забвении, свидетельствцют об особенном внимании к

    удовлетворению необходимой потребности. В Белграде, близ Константинополя,-

    водопроводы и водохранилища были везде замечательны. Из Соломоновых

    прудов проведена вода в Иерусалим, и под Омаровой мечетью, сказывают, есть

    обширное водохранилище. На дворе судейского дома кади есть также бассейн с

    Соломоновской водой.



    Все сокровища Соломона погибли, а с ними и все богатства и почти все

    памятники древнего, и несколько раз из развалин возникавшего, Иерусалима, но

    вода Соломона утоляет еще ажжду позднейших потомков его. Когда иссякший

    Кедрон зимой наливается водой, арабы из города и со всех сторон бегут к нему

    и просиживают часы на берегах его в тихом и радостном созерцании.



    Из стены, окружающей Омарову мечеть, высовывается колонна, лежащая

    поперек против Элеонской ггры. По мусульманским преданиям, в день

    Страшного суда на ней будет сидеть Магомет и судить живых и мертвых

    поклонников своих, а на Элеонской горе будет Иисус совершать суд над

    христианами.



    Англиканское кладбище за каменной оградой лежит на покате Сионской

    горы к Гигонской долине. Доселе на нем еще мало гробниц, а место обширное,

    и между ними из белого мрамора гробница, привезенная из Европы,

    поставленная над прахом молодого английского лорда, кажется, Роберта

    Петсона, который за несколько лет, посетивши Иерусалим, занемог в нем и

    умер. Тут погребен и первый епископ Иерусадимский Александр, о котором

    было так много шума в тогдашних газетах. На мсте, где он лежит, навалены

    пока одни каменья, а гробницы еще нет.



    По мнению моего спутника, упоминаемый в Евангелии Гефсиманский

    сад не мог быть тут, где его ныне показывают. Настоящее место слишком

    близко к городу, слишком было в виду у жителей городских, а сад, или место,

    куда уединялся Христос для молитвы, должно было быть и местом уединенным;

    а потому скорее должно искать его налево, в углублении, на покате Элеонской

    горы. Может быть, и так, но как в том удостовериться? - и много ли будет

    пользы, если и была бы возможность удостовериться. Кому недостаточно

    одного Евангелия, тому немного будет душевной прибыли, если и могли бы в

    точности определены быть местности, в нем упомянутые.



    Понимаю, что можно спорить о вопросах, коих разрешение таится во

    мраке грядущего: ибо этот мрак прояснится, и если не спорящие, то по крайней

    мере потомки их воздадут хвалу проницательности догадок прозревшего

    истину. Но спорить о тайнах, коих разрешение давным-давно погребено в

    беспробудной ночи прошедшего и в грудах развалин и праха давно отжившего,

    - есть дело совершенно суетное и бесплодное. Догадка, как она ни будь

    правдоподобна, все останется догадкой, а не претворится в убеждение без

    знамения свидетельства очевидного, которое пресекает все недоумения при

    свете непреложной истины.



    Пока турки не дозволят делать подземных изысканий и разрывать землю,

    ничего положительного и даже приблизительного о дреанем Иерусалиме знать

    невозможно, - или пока не изгонят турок из здешних мест. Но и тогда нужно

    ли будет, благоразумно ли будет, богоугодно ли будет допытываться

    человеческой, вещесрвенной истины, осязательной достоверности там, где,

    может статься, все должно быть неприкосновенно облечено святынею таинства.

    Не искушайте Госпола вашего. Со страхом и верой приступите, а не с орудиями

    сомнения и любопытства. Кто верует во второе пришествие и в жизнь будущего

    века, потерпи: он все тогда узнает. В небесном Иерусалиме раскроется нам

    подробная картина земного. Пока можем довольствоваться для земного и

    духовного странствования нашего указаниями - не подвергая его ученой

    критике, как мы то делаем с "Илиадой".



    Обещал отцу Иосифу Петрову, иеромонаху в Иерусалиме (из сербов),

    прислать из России церковные книги и церковный круг.



    Прискорбно видеть в Иерусалиме, как христианские церкви - греческая,

    латинская и армянская - особенно озабочены препятствовать друг другу

    возобновить разваливающуюся крышу храма Гроба Господня; а соединенными

    силами возобновить ее не хотят, особенно греки, признающие за собой

    исключительно на это право и не желающие допускать других участвовать в

    этой перестройке. Как ожидать устройства единства германского в

    многодержавном сейме германских племен, когда здсеь, на святом месте, три

    церкви единогг Бога мятутся и раздираются междоусобным ипроисками и

    личными страстями, и то не в деле внутреннего убеждения и верования, в

    которое, по человеческой немощи и слепоте, страсть может еще проникнуть, а

    просто в деле совершенно вещественном, где вся речь идет о том, что дать ли

    куполу провалиться или нет. Поневоле опять турки должны будут вмешиваться

    в это дело и силоной владычной рукой, - сильная владычная рука турецкая в

    христианском вопросе! Какая безобразная смесь слов и понятий, - примирить

    друг против друга враждующих христиан. По словам наместника, кажется,

    здесь французский консул нарочно ездил во Францию, чтобы склонить

    правительство деятельно вмешаться в этот спор и тербовать от турецкого

    правительства не дозволять грекам, без участия латин, возобновлять купол.



    20-го. Вечерня в патриаршеской церкви накануре праздника св. Елены и

    Константина. Вечером был у епископа. Рассказывал про свое житье в

    Абиссинии, где, между прочим, должен был ходить на босу ногу, потому что не

    мог привыкнуть носить сандалий, а башмаков и сапог не было. Много говорил о

    нравах и обычаях обезьян, которыми Абиссиния изобилует.



    Однажды он с женой путешествовал в сообществе со стадом обезьян,

    около двухсот, которые двое суток следовали за ним, останавливались с ним на

    привалах и ночлегах. Вообще, в них большой дух порядка и предосторожности;

    когда они переселяются с места на место, то жен и детей ставят в середину, а

    самцы образуют аван- и арриер-гард, а по несколько идут по бокам. У иных

    самцов по две самки; в известный час сходятся они на известное место -

    приготовят детям что-нибудь есть и оставляют, а сами отправляются по

    сторонам; обезьяны-двуженцы одну из них ударят по спине, и та идет с самцом

    рядом, а другая следует подалее, и когда те остановятся, она в некотором

    расстоянии сидит в грусти; тут обыкновенно пдходит, но не близко, а в

    почтительном расстоянии, самец, не имеющий жены, и разными выражениями и

    телодвижениями заводятся между ними отношения; между тем ревнивый муж,

    хотя и в объятиях другой жены, догадывается, что с оставленною женою может

    делаться что-нибудь нехорошее, бросается и, видя, что перед нею сидит

    вздыхатель, - начинает бить кокетку.



    Иногда видел он, как обезьяна принесет с поля зерна и раздает их женам;

    когда одной достанется менее, она долго под
    Страница 47 из 52 Следующая страница



    [ 37 ] [ 38 ] [ 39 ] [ 40 ] [ 41 ] [ 42 ] [ 43 ] [ 44 ] [ 45 ] [ 46 ] [ 47 ] [ 48 ] [ 49 ] [ 50 ] [ 51 ] [ 52 ]
    [ 1 - 10] [ 10 - 20] [ 20 - 30] [ 30 - 40] [ 40 - 50] [ 50 - 52]



При любом использовании материалов ссылка на http://libclub.com/ обязательна.
| © Copyright. Lib Club .com/ ® Inc. All rights reserved.