LibClub.com - Бесплатная Электронная Интернет-Библиотека классической литературы

Петр Вяземский Старая записная книжка Страница 5

Авторы: А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я


    ***



    Боссюэт в первых своих проповедях был далек от Боссюэта в словах

    надгробных. В одном месте он говорит: Да здравствует Вечный (vive l'Eternel)!

    Детей называет постоянным рекрутским набором человеческого рода (la recrue

    continuelle du genre humain).



    ***



    Если бы мнение, что басня есть уловка рабства, еще не существовало, то

    у нас должно бы оно роддиться. Недаром сочнейшая отрасль нашей словесности

    - басни. Ум прокрадывается в них мимо цензуры. Хемницер, Дмитриев и

    Крылов часто кололи истиной не в бровь.



    ***



    Что кинуло нашп драматическое искусство на узкую дорогу французов?

    Худые трагедии Сумарокова. Будь он подражателем Шекспира, мы

    усовершенствовали бы его худые подражания англичанам, как ныне

    усовершенствовали его бледные подражания франнцузам. Как судьба любит

    уполномочивать первенцев во всех родах. Не только пример их увлекает

    современников, но и самое потомство долго еще опомниться не может и следует

    за ними слепо.



    ***



    Смелые путешественники сперва открывают землю, а после

    наблюдательные географы по сим открытиям издают о ней географические

    карты и положительные описания. Смелые поэты, смелые прозаики! Откройте

    все богатства русского языка: по вас придут грамматики и соберут путевые

    записки и правила для указания будущим путешественникам, странствующим

    по земле знакомой и образованной.



    ***



    Людовик XVIII может сказать, как Валуа в Генриаде: Et quiconque me

    venge est Franзais a mes yeux - Вся мстящий за меня, в душе моей француз.



    ***



    Монморен, губернатор Оверни, писал к Карлу IX: "Государь, я получил

    за печатью вашего величества повеление умертвить всех протестантов, в

    области моей находящихся. Я слишком почитаю ваше величество, чтобы не

    подумать, что письма сии подделаны; и если, отчего Боже сохрани, повеление

    точно вами предписано, я также слишком вас почитаю, чтобы вам

    повиноваться".



    ***



    Какой несчастный дар природы ум, восклицает Вольтер, говоря о

    исполинских красотах Гомера, если он препятствовал Ламоту их постигнут,ь и

    если от него сей остроумный академик почел, что несколько антитез, оборотов

    искусных, могут заменить сии великие черты красноречия. Ламот исправил

    Гомера от многих пороков, но не уберег ни одной его красоты: он претворил в

    маленький скелет тело непомерное и чересчур дородное.



    ***



    В Паскале, говорит Вольтер, находишь мнение, что нет поэтической

    красоты, что за неимением ее изобрели пышные слова, как: бедственный лавр,

    прекрасное светило, и что их-то и называют поэтической красотой. Что

    заключить из такого мнения, как то, что автор говорил о том, чего не понимал.



    Чтобы судить о поэтах, нужно уметь чувствовать, нужно родиться с

    несколькими искрами того пламени, который согревает тех, кого мы знать

    хотим; равно как и для того, чтобы судить о музыке, не только мало того, но и

    вовсе недостаточно уметь математикой рассчитывать соразмерность тонов, если

    притом не имеешь ни уха, ни души.



    ***



    Вольтер говорит о Трисине: он идет, опираясь на Гомера, и падает,

    следуя за ним, срывает цветы греческого поэта, но они увядают от руки

    подражателя.



    ***



    Среди всех наций нвша - наименее поэтична. Вольтеру можно

    поверить, если и без него убеждение внутреннее не сказало того же всем тем,

    кои знакомы немного со свойствами поэзии, понятными чувству, но не

    поддающимися истолкованию правил и пиитики.



    ***



    Сии примеры (т.е. Депрео и Расни), говорит Вольтер, отчасти приучили

    французскую поэзию к ходу чересчур однообразному; дух геометрический,

    завладевший в наши дни изящною словесностью, сделался еще новой уздой для

    поэзии. Наш народ, порицаемый за ветреность иностранцами, судящими нас по

    нашим щеголям, есть рассудительнейший изо всех с пером в руке. Метода -

    отличительнейшее свойство наших писателей.



    ***



    Если родился бы я царем, я желал бы иметь сверхъестественное средство

    сделать всякое преступление в царствовании моем невозможным. Что же за

    жестокий и мелкий был бы расчет, имея это средство, дать каждому подданному

    волю, чтобы после в день суда отличать неповинных от виновных.



    ***



    Мумия одного из потомков Сезостриса уже несколько веков содержалась

    во внутренней зале большой пирамиды; она была облечена всеми царскими

    достоинствами и занимала место на престоле, где сидели его предки. Когда

    Мемфисские жрецы захотели явить ее народу на поклонение, она в прах

    рассыпалась; она уже не была в отношении с атмосферой и теплотой солнца.



    ***



    Чтобы подтвердить мнение, что иностранцу редко можно судить

    безошибочно об отделке писателя, признаюсь, что я не догадался бы о

    несравненном превосходстве Лафонтена, когда не прокричали бы мне уши о

    том. Я крепко верю, что он для французов неподражаем, потому что все

    французы твердят это в один голос, а кому же знать о том, как не им? Но и без

    единодушного определения понял бы я достоинство лирика Руссо, ясность,

    рассудительность, точность Депрео, пленительную сладость Расина, мужество

    Корнелия, остроту Пирона. Дайте Державина имеющему только книжное

    познание в русском языке, и он не поймет, отчего мы красоты его почитаем

    неподражаемыми.



    ***



    Не дай Бог, чтобы все словесности ипели один язык, одно выражение:

    оно будет тогда вернейшим свидетельством, что посредственность стерла все

    отличительные черты. В обществе встречаешь пошлые лица, которые все на

    одно лицо. Образ гения может иметь черты, сходные с другим, но выражение их

    открывает прозорливому взору физиономию совсем отменную.



    ***



    4-го августа 1819 г.



    Иные мгновенные впечатления не только живее, но и полнее

    долговременных размышлений. Я вчера ехал один из шумной Багатели через

    уединенную, сумрачную рощу Лазенки. Сей одинокий, неосвещенный замок,

    сие опустение в резкой картине явили мне судьбу сей разжалованной земли,

    сего разжалованного народа.



    Я часто размышлял об участи Польши, но злополучия ее всегда говорили

    уму моему языком политической необходимости. Тут в первый раз Польша

    сказалась мне голосом поэзии. Я ужаснулся! И готов был воскликнуть:

    "Государь, восставь Польшу! Ты поступишь в смысле природы, если душа твоя

    встревожена была ощущением, подобным моему! Но если слепое самолюбие

    ставит тебя на степень восстановителя народа, оставь это дело. Ты не

    совершишь его во благо. Человеческое несовершенство прошлянет в сем подвиге

    божественном, и ты вынесешь с поприща своего негодование России и

    открытый лист на осуждение потомства".



    ***



    В одном письме к г-же Неккер Томас говорил о строгом суждении

    парижан о цареЛ еаре в трагедии Дюсиса:



    "Деспотический приговор сих преподавателей вкуса сходствует немало с

    государвтвенными постановлениями некоторых госвдарей, кои, чтобы

    покровительствовать скудным заведениям отечественным, преграждают привоз

    изделий богатых мануфактур чуждого народа. Негодующие бедняки издают

    законы против богатств, коих у них нет, и гордятся потом экономической своей

    нищетой.



    Иные говорят, что такие трагедии хороши только для народа. Мне

    кажется, что никогда гордость так унижена не была, как сим различием: ибо с

    одной стороны ставят нравственность и чувство; с другой - критику и вкус;

    сим последним отдается преимущество. Ничто, может быть, так хорошо не

    доказывает, что у просвещенных народов некоторый вкус усовершенствовался

    почти всегда в ущерб нравственности. Может быть, чем народ развращеннее,

    тем вкус его чище".



    ***



    Суворов писал к адмиралу Рибасу: "Непобкдимый Дориа! Для Вашего

    превосходительства настало время взять в плен преемника Барбароссы".



    Преданнейший слуга Ал. Суворов".



    Он писал к человеку, которого подозревал в том, что он худо о нем

    говорил и обманывал его дружбу: "Я не знаю ваших несовершенств, но знаю

    ваши хорошие качества: сущность сношений, истина приличий, вот дружба

    (realite de rapports, verite de convenance, c'est l'amitie)".



    ***



    Что такое за страсть, если она не страдание? Недаром говорят

    по-французски: la paisson de notre Seigneur, a по-русски: страдания Господни.

    Любовь должно пить в источнике бурном: в чистом она становится

    усыпительным напитком сердца. Счастье тот же сон.



    ***



    Запоздалые в ругательствах, коими обременяют оин Вольтера, называют

    его зачинщиком французской революции. Когда и так было бы, что худого в

    этой революции? Доктора указали антонов огонь. Больной отдан в руки

    неискусному оператору. Чем виноват доктор?



    Писатель не есть правитель. Он наводит на прямую дорогу, а не

    предводительствует...



    ***



    Шамфор людей дурачит, Ларошфуко их унижает, Вольтер испрввляет их.



    ***



    Жуковский похитил твтрческий пламень, но творение не

    свидетельствует еще земде о похищении с небес. Мы, посвященные, чувствуем

    в руке его творческую силу. Толпа чувствует глазами и убеждается осязанием.

    Для нее надобно поставить на ноги и пустить в ход исполина, тогда она

    поклоняется. К тому же искра в действии выносится обширным пламенем дш

    небес и освещает окрестности.



    Я не понимаю, как можно в нем не признавать величайшего

    поэтического дарования или мерить его у нас клейменым аршином. Ни форма

    его понятий и чувствова
    Страница 5 из 52 Следующая страница



    [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ] [ 9 ] [ 10 ] [ 11 ] [ 12 ] [ 13 ] [ 14 ] [ 15 ]
    [ 1 - 10] [ 10 - 20] [ 20 - 30] [ 30 - 40] [ 40 - 50] [ 50 - 52]



При любом использовании материалов ссылка на http://libclub.com/ обязательна.
| © Copyright. Lib Club .com/ ® Inc. All rights reserved.