LibClub.com - Бесплатная Электронная Интернет-Библиотека классической литературы

Петр Вяземский Старая записная книжка Страница 8

Авторы: А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

    я этих собрали они все, что может

    льстить их гордости; они покорили им прошедшее, потому что владычество

    настоящим было для них еще недостаточно.



    ***



    Ж.Б. Сей говорит: можно представить себе народ, не ведающий истин,

    доказываемых экономией политичечкой, в образе населения, принужденного

    жить в обширном подземелии, в коем равно заключаются все предметы,

    потребные для существования. Мрак один не дозволяет их находить. Каждый,

    подстрекаемый нуждой, ищет, что ему потребно, и проходит мимо предмета,

    который он наиболее желает, или, не замечая, попирает его ногами. Друг друга

    ищут, окликают и не могут сойтись. Не удается условиться в вещах, которые

    каждый иметь хочет, вырывают их из рук, раздирают их, даже раздирают друг

    друга. Все беспорядок, суматоха, насилие, разорение...



    Пока нечаянно светозарный луч проникнет в ограду, краснеешь за вред

    взаимно нанесенный; усматриваешь, что каждый может добыть то, чего желает.

    Узнаешь, что сии блага плодятся по мере взаимного содействия. Тысячу

    побуждений любить друг друга; тысячу средств к честным выгодам являются

    отовсюду: один луч света был всему виной.



    Таков образ народа, погружееного в варварство. Таков народ, когда он

    просветится. Таковы будем мы, когда успехи, отныне неизбежные, совершатся.



    ***



    История Петра, изданная в Венеции, и История Меншикова, написанная

    в "Зеркале света".



    Историк разбираемой книги говорит: "Государь ни одного из

    иностранцев во всю жизнь свою не возвел в первые достоинства

    военачальников, и сколь бы кто из них ни славился хорошим полководцем, но

    он не мог полагаться столько на наемников".



    Вероятно, в Петре было еще и другое побуждение. Он был слишком царь

    в душе, чтобы не иметь чутья достоинства государственного. Он мог и должен

    был пользоваться чужестранцами, но не угощал их Россиай, как ныне делают.

    Можно решительно сказать, что России не нужны и победы, купленные ценой

    стыда видеть какого-нибудь Дибича начальствующим русским войском на

    почве, прославленной русскими именами Румянцева, Суворова и других. При

    этой мысли вся русская кровь стынет на сердце, зная, что кипеть ей не к чему.

    Что сказали бы Державины, Петровы, если воинственной лире их пришлось бы

    звучать готическими именами Дибича, Тодя? На этих людей ни один русский

    стих не встанет.



    ***



    Известный Пуколов уверял при мне Карамзина, что по каким-то

    историческим доказательствам видно, что Алексей Петрович был в связи с

    Екатериной, что Петр застал их однажды в несомнительном полоюении и что

    гибель царевича имеет свое начало в этом обстоятельстве.



    ***



    История по-настоящему не что иное, как собрание испытаний, над

    человеческим родом совершенных честолюбцами, завоевателями и всеми

    людьми, коих влияние сильно запечатлелось на их ближних. Последствия сих

    испытаний оказываются часто по большим промежуткам, и не иначе можно

    оценить их, как умея наблюдать, до какой степени подействовали они на

    средства, коими народы существуют (Revue encyclopedique, 1828. "Анализ

    полного курса политэкономии").



    ***



    Хроники Канонгетские.



    Дремота Вальтер Скотта и даже дремота постыдная. Такие книги

    пишутся только из денег в уверении, что за подписью имени уже

    прославленного сойдет с рук и посредственность.



    Первый том составлен из болтовни. Три следующие - из трех повестей.

    Первая хороша. Во второй рассказывается поединок двух погонщиков скота и

    смертоубийство одного из них. Третья - цепь приключений, на живую нитку

    связанных. Нет ни вероятия, ни естественности, ни поразительных

    сверхъестественностей. Хроники Канонгетские хуже самой истории Наполеона.

    Предисловие довольно замысловато.



    ***



    Император Алексмндр Павлович не любил Апраксина и, вероятно,

    потому, что Апраксин, будучи его флигельадъютантом, перешел к великому

    князю Константину.



    Апраксин просил однажды объяснения, не зная, чем он подвергнул себя

    царской немилости. Государь сказал, что он видел, как Апраксин за столом

    смеялся над ним и передразнивал его... В чем, между прочим, Апраксин не

    сознавался.



    Его мучило, что он еще не произведен в генералы. Однажды преследовал

    он Волконского своими жалобами. Тот, чтобы отделаться, сказал ему: да

    подожди, вот будет случмй награждения, когда родит великая княгиня

    (Алрксандра Федоровна). "А как выкинет?" - подхватил Апраксин.



    Апраксин был русское лицо во многих отношениях. Ум открытый,

    живость, понятливость, острота: недостаток образованности: учения самого

    первоначального, он не мог правильно подписать свое имя; решительно при

    этом способности разнообразные и гибкие: живопись или рисование и музыка

    были для него почти природными способностями. Карикатуры его

    превосходны; с уха разыгрывал он на клавикордах и пел целые оперы.



    Чтобы дать понятие ою его легкоумии, надо заметить, что он во все

    пребывание свое в Варшаве, когда всю судьбу свою, так сказать, поработил

    великому князю, он писал его карикатуры одну смелее другой, по двадцати в

    день. Он так набил руку на карикатуру великого князя, что писал их

    машинально пером, или карандашом, где ни попало: на летучих листах, на

    книоах, на конвертах.



    Кроме двух страстей, музыки и рисования, имел он еще две: духи и

    орена. У него была точно лавка склянок духов, орденских лент и крестов,

    которыми он был пожалован. Уверяют даже, что по его смерти нашлли у него

    несколкьо экземпляров и в разных форматах звезды Станислава второй степени,

    на которую давно глядел он со сирастным вожделением. Он несколько раз и был

    представлен к ней, но по сказанныс причинам не получал ее от государя.



    К довершению русских примет был он сердца доброго, но правил весьма

    легких и уступчивых. В характере его и поведении не было достоиннства

    нравственного. Его можно было любить, но нельзя было уважать.



    При другом общежитии, при другом воспитании он, без сомнения,

    получил бы высшее направление, более соответственное дарам, коими отличила

    его природа. В качествах своих благих и порочных был он коренное и

    образцовое дитя русской природы и русского общежития. Часто, посреди

    самого живого разговора опускал он вниз глаза свои на кресты, развешанные у

    него в щегольской симметрии, с нежностью ребенка любующегося своими

    игрушками, или с пугливым беспокойством ребенка, который смотрит: тут ли

    они?



    ***



    Araucano, испанская поэма дона Алонзо де-Ерцилла, который воспел в

    ней завоевание области Арауко. Вольтер предпочитает ее в некоторых местах

    "Илиаде".



    ***



    Молодой ирландец. The wild Irish boy, роман Maturin, аатора "Мельмота".



    Матьюрин, или как англичане его зовут, кажется, Мефрин, удивительный

    поэт в подробностях. Он не отдает ни себе, ни читателю отчета в своих

    созданиях, или отдает неудовлетворительный, но зато выходки, целые явления

    его поразииельно хороши. Этот роман далеко отстоит от "Мельмота", но есть

    места удивительно грациозные, портреты свежие, яркие.



    Эпизод Мраии, которая как облачная тень является в прелести

    неосязаемой, неизъяснимой, скользит мимо вас на минуту и в эту минуту так

    любит и так страдает, что впечатление ее глубоко врывается в душу и,

    промелькнув, падает в могилу, как моряк в океан, - все это очаровательно.



    Автор, кажется, мало знает общество, хотя, как умный человек, и

    означает его резкими чертами, но, кажется, слишком резкими. Впрочем,

    английскоее общество имеет свою статистику; может быть, его наблюдения и

    сходны с истиной, хотя часто и противоречат общей истине или

    правдоподобию. Тут вводится Мур, Саутей и какой-то английский романист, но,

    вероятно, не Вальтер Скотт, которого автор судит довольно строго, особенно же

    в отношении употребления дарований. Этот классический упрек странен в

    авторе "Мельмота" и молодого гуманиста. Он сам весь фантастический, и не

    знаешь, что после чтения его остается в душе: впечатления, подобные

    впечатлениям вечерней зари, грозы великолепной, музыки таинственной.



    ***



    Напрасно думают, что желание разрешения нескольких прав,

    гражданских и политичнских, принадлежащих человеку, члену образованного

    общества, есть признак неприязни к властям, возмутительного беспокойства.



    Нимало: мы желаем свободы умственных способностей своих, как

    желаем свободы телесных способностей, рук, ног, глаз, ушей, подвергаясь

    взысканию закона, если во зло употребим или через меру эту свободу.



    Рука - орудие верно пагубное для ближних, когда она висит с плеча

    разбойника, но правительство не велит связывать руки всем, потому что в числе

    прочих будут руки и убийственные. В обществе, где я не имею законного

    участия по праву того, что я член этого общества, я связан.



    Читая газеты, видя, что во Франции, в Англии человек пользуется

    полнотой бытия своего нравственного и умственного, видя там, что каждая

    мысль, каждое чувство имеет свой исток и применяется к общей пользе, я не

    могу смотреть на себя иначе как на затворника в тюрьме, которому оставили

    употребление одних неотъемлемых способностей, и то с ограничениями; а

    свобода его в том заключается, что он для службя острога ходит бренча цепями

    по улице за водой, метет улицы и проч., или собирает милостыню для

    содержания тюрьмы. В таком насильственном положении страсти должны быть

    раздражаемы.



    Вероятно, если челов
    Страница 8 из 52 Следующая страница



    [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ] [ 9 ] [ 10 ] [ 11 ] [ 12 ] [ 13 ] [ 14 ] [ 15 ] [ 16 ] [ 17 ] [ 18 ]
    [ 1 - 10] [ 10 - 20] [ 20 - 30] [ 30 - 40] [ 40 - 50] [ 50 - 52]



При любом использовании материалов ссылка на http://libclub.com/ обязательна.
| © Copyright. Lib Club .com/ ® Inc. All rights reserved.