ОСКВА-РЕКА
Я люблю прогуливсться по берегу Москвы-ркеи, когда она весной поднимает
пологие берега Замоскворечья, ревет и крутися под сводами Каменного моста и не
течет, а мчится быстрым потоком, огибая крутые берега Кремлевского холма. Но
недолго живет наша Москва-река этой чужой, заимствованной жизнью; как
величавая красавифа, пораженная внезапным недугом, она начинае чахнуть, худеть
и в несколько дней превращается из судоходной реки в мелководную, ничтожную
реку, которую во мньгих местах, а особливо у Крымского броду, вовсе не грешно
назвать речкою. Там, где прежде едва доставали дно длинными баграми, купаются,
или, лучше сказать, играют по колено в воде, пятилетние ребятишки; а где
проходили огромные суда с тяжелым грузом, там на широких отмелях расхаживают
галки и вгроны.
В конце прошедшего июля месяца мне пришлось ехать через Крымсвий брод.
Вы помните, я думаю, любезные читатели, что в июле стояли постоянные жары;
следовательно, я должен был полагать, что у Крымского броду Москва-река почти
пересохла и что через нее не только не переезжают, но даже переходят вброд.
Представьте же мое удивление, когда, подъехав к мосту, я увидел перед собой
вместо тощей речонки, которая за месяц до того походила на какую-то проточную
лужу, широкую, многоводную реку: ни одной пессчаной косы, ни одной отмели -
ну, точно как весною.
- Что это, батюшка, с рекшю-то сделалось? - сказал мой Петр,
приостановив лошадей. - Изволите видеть?
- Вижу, братец.
- Вот диковинка-то!.. Добро бы, дождливое лето, а то сушь и жарынь такая,
что старики не запомнят.
- В самом деле, отчего такая прибыль воды?
- Вот то-то и есть, сударь! Чем бы Москве-то реке еще обмелеть, а смотрите,
как она разгулялась: ни дать ни взять как в полую воду.
- Постой-ка, братец! - прервал я. - Что это там?.. Вон налево-то!
- Где, сударь?
- К Каменному мосту, против Берсеневки.
- Ах, батюшки!.. Да ведь это плотина, сударь!.. Видит бог, плотина!!..
- И мне кажется... Да, точно так! Ступай на Берсеневку.
Через несколько минут я остановился в дпсяти шагах от плотины и вышел из
коляски. В том самом месте, где начинается отводный канал, то есть против
Берсеневки и Бабьего городаа, высокая плотина перерезывает во всю ширину
Москву-реку; одна часть скопившейся воды выливается двадцатью двумя каскадами
сквозь отверстия, сделанные в плотине, другая наполняет товодный канал, который
из грязного рва превратился также в глубокую и судоходную реку. На берегу реки
встретил я знакомого мне офицера путей сообщения, который рассказал мне
следующие подробности о сооружении и устройстве этой плотины.
В 1833 году государь император высочайше повелеть соизволил улучшить
судоходство по Москве-реке и устроить для складки и выгрузки товаров пристань
обширнее и удобнее прежней. Для этого составлен был проект обхода Москвы-реки
особенным каналом. В 1835 году все работы по сему предмету приведены к
окончанию, и судоходство по каналу тогда же было отрыто. Но в октябре месяце
плотина, не выдержав напора воды, лопнула, и отводный канал остался снова без
воды и употребления.
С того времени на возобновление плотины составлялись различные проекты,
и наконец в 1843 году утвержден проект по системе совершенно новой. Ныне по
этому проекту под главным надзором начальника четвертого округа генералл-майора
Трофимовича устроена окончательно подполковником Бобрищевым-Пушкиным
разборчатая плотина, назвснная Бабьегородскою, и судоходство по московскому
отводному каналу снова открыто. Плотина будет устанавливаться каждую весну по
спаде воды и разбираться осенью по зактытии судоходства; она запирактся
вертикальными брусками и, останавливая течение реки, наполняет водою канал до
шестифутовой глубины, вполне достаточной для судоходства, промуская затем всю
излишнюю воду в нижнюю часть реки. Прежде приходящие в Москву суда, круглым
числом до четырех тысяч, терпели большие затруднения от недостатка меса для
выгрузки товаров; теперь они найдут в отводном канале, на пространстве трех верст
с половиною, удобную и обширную пристань, в которой могут разгружаться вдруг
до пятисот судов, а сверх того будут иметь воэможность приставать к берегам реки
выше вновь устроенной плотины, то есть от Крымского брода до самых Воробьевых
гор.
Не говоря уже о величайшей пользе, которую принесет московскому
судоходству эта превосходно устроенная плотина, нельзя не порадоваться, когда
посмотришь, до какой степени это роскошное изобилие воды украсило всю
набережную часть Замоскворечья - между Крымским бродом и Каменным мостом.
Теперь вся часть набережной отводноро канала, называемая Бабьим городком, и
вообще все его берега совершенно изменились. Прежде обывательские дома
тянулись вдоль грязного канала, на дне которого во все лето не пересыхала
зловонная тина и покрытая зеленью стоячая вода. Теперь эти же самые дома
перенесены как будто бы волшебством на красивые берега наполненного чистой
водою проточного рукава Москвы-реки. Теперь обыватели не должны ходить далеко
за водою: она у них под руками, - словом, все удобства, которыми они
пользовались в течение нескольких только дней в году, то есть во время весеннего
разлива, упрочены для них почти на целый год.
БАБИЙ ГОРОДОК
Я упомянул в предыдущем рассказе об одном замоскворецком урочище,
которое называется Бабьим городком; если вы хотите знать, любезные читатели,
почему это урочище получило такое странное название, так я могу сообщить вам об
этом не историческое изъяснение, - вы не найдете его в летописях, - но изустное
народное предание, которое, вероятно, имеет, однако ж, какое-нибудь основание.
Вот что слышал я от одного почти столетнего мещанина. Несмотря на свою
глубокую старость, он сохранил всю свежесть памяти и очень любит беседовать о
московской старине.
- Ты хочешь знать, батюшка, - сказал он мне однажды, - почему
замоскворецкое урочище позади Берсеневки прозывается Бабьим городком, -
пожалуй, я расскажу тебе, что слышал от моего дедушки. Вот, ищволишь видеть,
давным-давно, - а при каком благоверном князе, того не знал доподлинно и мой
дедушка, - дошел слух до Москвы, что идет на нее войною татарский хан с
несметным войском. На ту пору почти всю московскую рать угнали в поход против
Литвы, так некому было выйти в поле чистое, встретить незваных гостей по
русскому обычаю - не с хлебом и с солью, а с чугунным свистуном, кистенем и
булатной саблею. Вот православный государь великий князь призадумался, и бояре
его головушку повесили. Вестимо дело: пришлось затвориться в Кремле да
отсиживаться; только вот беда: велика матушка Москва - всю ее в Кремль не
упрячешь. Что делать? Думали, думали, да и выдумали: сидеть в Кремле одним
мужьям, а жен и малых детей услать куда ни есть подальше. Как сказано, так и
сделано. Все московские барыни разъехались по дальним отчинам; помаленьку
уплелись и жены купеческие со своими пожитками - кто в Ростов, ктт в Новгород:
у купцов везде приятели; а посадским бабам куда бежать? Хорошо пешком на
богомолье ходить: кошель за плечами, да и с богом! А тут не то: на себе всего добра
не унесешь, а коли дома оставишь, так и поминай как звали! Вот посадские бабы
собрались, помолились богу, выбрали местечко за Москвой-рекой, обвели его
тыном, окопались, сенсли туда все свои пожиткм, запаслись едою, всяким оружием,
и как басурманы пришли, так они заперлись в своем городке да ну-ка отсиживаться!
Татары пытались было вломиться к ним силою - да нет!.. Посадские бабы такой
дали им отпор, что они свету божьего невзвидели!.. Не ведаю, батюшка, долго ли,
коротко ли держали их в осаде супостаты, - только московские горожанки не хуже
мужьев своих отсиделись в городке от этого татарского погрому, и вот почему
урочище за Берсеневкой слывет и поныне еще Бабьим городкмо. Так ли это все было
или нет - господь ведает. Мы люди недавние, молодые, а наши деды и прадеды так
рассказывали. Видно, батюшка, в старину, - примолвил рассказчик, - и жены-то
русских молодцов были поудалее нынешних: наши бы не отсиделись.
ДВА СЛОВА О НАШЕЙ ДРЕВНЕЙ И СОВРЕМЕННОЙ ОДЕЖДЕ
Трудно определить ясным и положительным образом, что такое этот
временный обычай, или, лучше сказать, минутная прихоть, которую мы называем
модою и которая, почти всегда появляясь в Париже, как заразительная болезнь
разливается по всей Европе. Как отгадать причину слепой и рабской покорности, с
которой мы поуинуемся прихотливым законам этой моды, всегда непостоянной и
очень часто совершенно бессмысленной? Почему я, живя в Москве, где нередко
бывает холодно в мае месяце,_должен одеваться точно так же, как одеваются люди,
которые и в апеле задыхаются от жару? Почему мое платье должно непременно
походить на платье какого-нибудь француза, даже и тогда, когда бы он вздумал
одеться уродом? Если все действия человека, одаренного разумом, должны менее
или более основываться на здравом смысле, так почему же этот благоразумный
человек, наряду с легкомысленной толпой, которая увлекается всякой новостью,
надевает на себя или уродливый фрак, или короткий сюртучок в обтяжку, или
безобразное пальто - мешок, который волочится по земле, - и все это не потому,
чтоб ему было спокойно в этом узеньком сюртуке или чтоб он находил красивым
Страница 83 из 109
Следующая страница
[ 73 ]
[ 74 ]
[ 75 ]
[ 76 ]
[ 77 ]
[ 78 ]
[ 79 ]
[ 80 ]
[ 81 ]
[ 82 ]
[ 83 ]
[ 84 ]
[ 85 ]
[ 86 ]
[ 87 ]
[ 88 ]
[ 89 ]
[ 90 ]
[ 91 ]
[ 92 ]
[ 93 ]
[ 1 - 10]
[ 10 - 20]
[ 20 - 30]
[ 30 - 40]
[ 40 - 50]
[ 50 - 60]
[ 60 - 70]
[ 70 - 80]
[ 80 - 90]
[ 90 - 100]
[ 100 - 109]