LibClub.com - Бесплатная Электронная Интернет-Библиотека классической литературы

Загоскин Михаил Николаевич - Искуситель Страница 19

Авторы: А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

    нязь! Мы еще не пииподняли и уголка этой завесы, которая скрывает от нас истину, и, несмотря на успехи просвещения и беспрерывные открытия, все еще играем в жмурки и ходим ощупью. Нам удалось подметить несколько неизменных законов природы, мы отгадали главные свойства воды, огня, воздуха, магнита и умели ими восполь зоваться, у нас есть фонтаны, насосы, водяные прессы, мы выдумали духовые ружья, паровые машины, компас, но все-таки не знаем, что такое огонь, почему воздух имеет упругость, а вода нет и отчего намагниченная стрелка указывает всегда на север. Мы любим делать определения и говорим очень важно: "Темнота есть не что иное, как недостаток света, а холод - отсутствие теплоты". Большое открытие! А знаем ли мы, что такое свет и теплота? Конечно, опыт веков познакомил нас несколько с миром вещественным, но мир духовный остается и теперь еще для нас загадкою, мы постиагем нашей душою, что этот мир существует, но что такое жизнь без тела, пространство без границ, время без конца и начала?.. Что такое душа? Существо бестелесное, следовательно, не имеющее никаких видимых и осязаемых форм, никакого образа, а меж тем есть случаи, которые доказывают, что сообщение мира земного с миром духовным возможно, что мы видим иногда этих жителей другой страны, слышпм их голос, узнаем в них родных, друзей наших...

    - Вот то-то и есть, - прервал князь, - что не видим, не слышим и не узнаем, а только повторяем то, что говорят другие. Один плут солжет, сто легковерных невежд поверят, тысяча добрых старушек начнут пересказывать, и бесчисленное множество глупцов, вся безграмотная толпа народа, закричит в один голос: "Чудо"! А там какой-нибудь грамотный мечтатель построит на этом чуде целую систему, напишет толстую книгу и, по любви к собственрому своему творению, будет, вопреки здравому смыслу и логике, защищать эту ложь до последней капли своих чернил.

    - Так, по-твоему, князь, все те, которые писали об этом предмете, или обманщики, или мечтатели?

    - Непременно одно из двух.

    - Скажи мне, князь, случалось ли тебе читать демономанию Будена?

    - Нет, бог помиловал!

    - Но, вероятно, ты имеешь некоторое понятие о Штиллинге, Эккартсгаузеее, Беме...

    - Нет, душенька, я немцев не люблю.

    - Ты прочти, по крайней мере, Калмета: он француз, и сам Вольтер отдавал справедливость его учености и обширным познаниям.

    - А что рассказывает этот господин Калмет?

    - В своей книге о "Привидениях и вампирах" он приводит различные случаи, которые доказывают, что умершие могут иметь сообщение с живыми, что явления духов не всегда бывают следствием расстроенного воображения, болезни или какого-нибудь обмана и что они решительно возможны, хотя противоречат нашему здравому смыслу или, верней сказать, нашим ограниченным понятиям о мире духовном и сокрвенных силах видимой природы. Я советую тебе, князь, хотя из любопытства пробежать эту книгу.

    - Да знаешь ли, Нэйгоф, что я читал книги еще любопытнее этой, и если уж пошло на чудеса, так прочти это таинственное, исполненное глубокой мудрости творение, которое мы, бог знает почему, называем "Тысяча одною ночью, или Арабскими сказками".

    - Ты не хочешь никому верить, князь, ни немцам, ни французам, так слушай! Сочинитель книги под названием "Чудеса небесные, адские и земель планетных, описанные сходно с свидетельством моих глаз и ушей" - этот ученый муж, который говорит, начиная свою книгу: "Бог дал мне возможность беседовать с духами, и эти беседы продолжались иногда по целым суткам", - был не сумасшедший, не обманщик, а любимец Карла XII, знаменитый и всеми уважаемый Сведенборг.

    - Мало ли кого уважали в старину: в царстве слепых и кривой будет в чести.

    - Нет, князь, ошибаешься, его станут все называть обманщиком или безумным за то, что он хотя и плохо, а все-таки видит своим глазом то, чего не видят слепые, которые готовы божиться, что солнца нет, потому что они не могут его ощупать руками. Признаюсь, всякий раз, когда я говорю с таким моральным слепцом, мне хочется сказать: "Procul, b procul este profani!" (Прочь, непосвященные! Л(ар.))

    - Ай, ай! Латынь! - закричал князь. - Ну, беда теперь - его не уймешь.

    - Да, да! - продолжал Нейгоф. - Эти полуученые, которые все знают и ничему не верят, вреднее для науки, чем безграмотные невежды, и я не могу удержаться при встрече с ними, чтоб не шептать про себя: "От этих мудрецов спаси нас, господи! Libera nos Domine! (Освободи нас, господи! (Лат.))

    - Опять! Да полно, братец, не ругайся, говори по-русски. Послушай, Закамский, ты также проходил ученые степени и можешь с ним перебраниваться латинскимп текстами: ну-ка, вступись за меня и докажи аргументальным образом этому мистику, что человек просвещенный ни в каком случае не должен верить тому, что противоречит здравому смыслу и очевидности... Ну, что ж ты молчишь?

    - Да раздумье берет, любезный, я сам бы хотел назвать вздором все то, что несходно с нашим понятием о вещах, но только вот беда: мне всякий раз придет в голову, что если б мы с тобою были, например,д ревние греки, современники Сократа, Перикла, Алкивиада, то, вероятно, думали бы о себе, что мы люди просвещенные, и если б тогда какой-нибудь мудрец сказал нам, что, по его догадкам, Земля вертится и хьдит кругом Срлнца, а Солнце стоит неподвижно на одном места, как ты думаешь, князь, ведь мы назвали бы этого мудреца или обманщиком, или мечтателем потому, что сказанное им было бы вовсе несходно с тогдашним понятием о вещах и явно бы противоречило и здравому смыслу, и очевидности.

    - Софизм, mon cher (Мои дорогой (фр.)), софизм! Неподвижность Солнца и движение Замли доказаны математическим образом, - и все эти бредни мистиков и духовидцев...

    - До сих пор еще одни догадки, - прервал Закамский, - а почему ты думаешь, что эти догадки не превратятся со временем, так же как и понятия наши о Солнечной сивтеме, в математическую истину? Почему ты знаешь, что этот мир духовный не будет для нас так же доступен, как звездный мир, в котором мы делаем беспрерывно новые от крытия? Почему ты знаешь, где остановятся эти открытия и человек скажет: я не могу идти далее? Наша жизнь коротка, умственные способности развиваются медленно, сначала жизнь растительная, потом несколько лет жизни деятельоой, а там старость и смерть - следовательно, для ума одного человека есть границы, но ум всего человечества, этот опыт веков, который одно поколение передает другому, кто, кроме бооа, положит ему границы? Он не умирал, не дряхлеет от годов, но растет, мужает и с каждым новым столетием становится могучее.

    - Все это, Закамский, прекрасно, да напрасно, ты не только не заставишь меня верить глупым сказкам, но даже не убедишь и в том, что сам находишь их вероподобными. Ну, может ли быть, чтоб ты поверил, если я скажу, что мой покойный отец приходил с того света со мною побеседовать.

    - Да, князь, ты прав: я этому не поверю, а подумаю, что ты шутишь и смеешься надо мною, однако ж не скажу, что это решительно невозможно, потому что не знаю, возможно ли это или нет. Вот если бы я сам что-нибудь увидел...

    - Не беспокойся! Мы немистики и люди грамотные, так ничего не увидим.

    - Послушай, князь, - сказал Нейгьф, - ты самолюбив, следовательно, не хочешь быть в дураках, это весьма натурально, ты не поверишь ни мне, ни Закамскому - одним словом, никому, и это также естественно. Мы могли принять пустой сон за истину, могли быть обмануты или, может быть, желаем сами обманывать других, но если бы ты - не во сне, а наяву - увидел какое-нибудь чудо, если б в самом деле твой покойный отец пришел с тобою повидаться, что бы ты сказал тогда?

    - Я сказал бы тогда моему слуге: "Иван, приведи цирюльника и вели мне пустить кровь: у меня белая горячка".

    - Следовательно, нет никакого способа уверить тебя, что явления духов возможны, - ты не поверишь самому себе?

    - Нет, мой друг, не поверю.

    - О, если так, то и говорить нечего, и хоть бы я мог легко доказать тебе не словами, а самым делом...

    - Что, что? - вскричал князь.

    - Ничего, - сказал Нейгоф, набивая свою трубку.

    - Нет, нет, постой! Ты этак не отделаешься, и если можешь что-нибудь доказать не словами, а делом, так доказывай!

    Нейгоф посмотрел пристально на князя и не отвечал ни слова.

    - Что, брат, - продолжал князь, - похвастался, да и сам не рад? Я давно замечаю, что тебе страх хочется пррослыть колдуном, да нет, душенька, напрасно! Vous n'etes pas sorcier, mon ami! (Вы звезд с иеба не хватаете, мой друг! (Фр.))

    - В самом деле, Нейгоф, - подхватил Возницын, - незнаешь ли ты каких штук? Покажи, брат, потешь!

    - Этим не забавляются, - промолвил магистр, нахмурил свои густые брови.

    - Да расскажи нам, по крайней мере, что ты знаешь? - сказал Закамский.

    - Это целая история, - отвечпл Нейгоф.

    - Тем лучше! - подхватил князь, - я очень люблю историю, а особливо когда она походит на сказку.

    - Что это не сказки, в этом вы можете быть уверены, - прервал Нейгоф.

    - Так расскажи, бнат, - вскричал Возницын, - а мы послушаем!

    - Расскажи, Нейгоф! - повторяли мы все в один голос. Магистр долго упрямился, но под конец, докурив свою трубку, согалсился исполнить наше желание.





    II



    ГРАФ КАЛИОСТРО



    - Я так же, как и ты, много путешествовал и объехал почти всю Европу, - начал говорить Нейгоф, обращаясь к Закамскому. - В 1789 году я прожил всю осень в Риме. У меня было несколько рекомендательных писем и в том числе одно к графу Ланцелоти, но я с лишком месяц не был ни с кем знаком, кроме услужливых цицерониев и моего хозяина, претолстого и преглупого макаронщика, который ревновал свою жену к целому миру, несмотря на то что она была стара и дурна, как смертный грех. С утра до вечера я бегал по городу и каждый раз возвращался домой с новым запасом для моих путевых записок. Я не намерен вам рассказывать обо всех прогулках по римским улицам, не стану описывать мой восторг при виде Колизея, Пантеона и других остатков древнего Рима, не скажу даже ни слова о том, как я был поражен огромностью и в
    Страница 19 из 49 Следующая страница



    [ 9 ] [ 10 ] [ 11 ] [ 12 ] [ 13 ] [ 14 ] [ 15 ] [ 16 ] [ 17 ] [ 18 ] [ 19 ] [ 20 ] [ 21 ] [ 22 ] [ 23 ] [ 24 ] [ 25 ] [ 26 ] [ 27 ] [ 28 ] [ 29 ]
    [ 1 - 10] [ 10 - 20] [ 20 - 30] [ 30 - 40] [ 40 - 49]



При любом использовании материалов ссылка на http://libclub.com/ обязательна.
| © Copyright. Lib Club .com/ ® Inc. All rights reserved.