LibClub.com - Бесплатная Электронная Интернет-Библиотека классической литературы

Евгений Замятин ОСТРОВИТЯНЕ Страница 9

Авторы: А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

    , из одного громадного, небрежно свернутого лепестка, и высунуто жало-тычинка с сухим, сладким, ленивым запахом. В асимметрии цветка и в противоречии фарфоровой белизну и запаах - было что-то раздражающее, как в о'келлиевской манере говорить. Словом - Easter lilies нравились Диди, и надо было их во что бы то ни стало достать. Сезон их уже проходил. И только на Кингс-стрит О'Келли посчастливилось найти последние, уже слегка увядающие, из пожелтевшего старого фарфора.

    Со свертком под мышкой, насвистывая, выбежал О'Келли из магазина. Мысли весело пенились шампанским, и из искристой пены, как Венера, выходила Диди в черной пижаме.

    "Впрочем, нынешняя Венера такой и должна быть: в пижаме. Нагота - слишком уж добродетельна..." - насвистывая, размышлял О'Келли.

    - Добрый вечер, дорогой мистер О'Келли! Не правда ли, прекрасная погода?

    О'Келли споткнулся: перед ним сияли золотые зубы викария Дьюли.

    - Вы, вероятно, к себе - в контору? - чуть приметно улыбнулся Дьюли.

    - То есть... почему в контору? - О'Келли немного смутился: никто не знал о том, что делалось пг вечерам в конторе, и это было очень странно, что Дьюли... - Я не настолько ослино трудолюбив, чтобы работать еще и по вечерам... - непринужденно засмеялся О'Келли.

    - А-а, так-таа. Так значит... - Дьюли поднял тарелкообразную,_пасторскую шляпу. И О'Келли снова весело покатился, придерживая под мышкой сверток с цветами.

    Когда О'Келли свернул на Гай-стрит, уже темнело. В бесчисленных ущельях узких переулков между старыми домами - зажигались, покачивались фонари. С реки плыл туман, все терыло свой ежедневный облик, и легче было жить - легче было обмануться. В кузнице лязгало железо, фонари красновато дымились - и можно было поверить, что внизу, у реки, собираютсся около костра латники Оливера Кромвеля. И что эта черная фигура - прекрасный и несчастный Риччио, пробирающийся к Марии Стюарт... О'Келли задумался, стоял, засунув руки в карманы.

    Но Риччио обернулся - и О'Келли показалрсь: на нем плоская священническая шляпа. Что за страннвя встреча - или это все туман? О'Келли прильнул к витрине антикварного магазина и усиленно стал рассматривать позеленелый медный дверной молоток - уродливую собаче-человеческую голову. Потом осторожно перебежал на другую сторону и пошел следом за Риччио.

    Да, это он: дощатая фигура, аккуратно сложенные позади руки - и пальцы, что-то отсчитывающие. Это был Дьюли, и переулок Сапожника Джона - пожалуй, двоольно странное место для прогулок господина викария...

    О'Келли нырнул в ближайший из проходов, сбежал к реке - по темному ущелью между высоких стен,, и потом закоулками выбрался опять на Кингс-стрит.

    Когда, прокружившись по улицам с час, О'Келли снова очутился против переулка Сапожника Джона - туман уже осел, и было ясно видно: нет никого. Через боковую, окованную железом дверь О'Келли вошел в дом.

    При конторе О'Келли была маленькая сводчатая комнатка, окном в переулок, окно старое, узкое - бойница с решеткой. Теперь эту комнатку не узнать было: старые, выцветшие гобелены по стенам, два железных узорчатокованыз фонаря - от антиквара напротив; очень низенький - на четверть от полу - турецкий диван во всю стену. И переливающиеся, неуловимые огоньки в камине, и Диди у огня - в своей черной пижаме, такая уютная.

    Так вот лежать - прикованной к золотой игре огня, прихлебывать золотое, колючее вино и слушать - не слушать колючие слова О'Келли.

    - ...Девочка моя, я именно этого и хочу, чтобы, поселившись с утюгами и Кемблом - вы стали несчастны. Счастье - одно из наиболее жирообразующих обстоятельств, а вам идет быть именно такою, тоненьким, стриженым девочко-мальчиком...

    Рука О'Кплли касалась так нежно, и откуда-то издали, устало видела Диди причудливо-противоречивые Easter lilies и слышала свой голос:

    - Но это так жестоко - обманывать Кембла. Он - большое дитя.

    - Жестоко? - засмеялся О'Келли.- Жестоко - детм говорить правду. Если что меня убеждает в милосердии Божием - так это именно дарованная Богом ложь, именно то, что...

    О'Келли не кончил: показалось - скрежетал замок в боковой двери, в переулке Сапожника Джона, а потом чьи-то шаги по каменной лестнице. Впрочем, О'Келли хорошо помнил, что дверь он запер на ключ: просто в старом доме бродила тень Сапожника Джона.

    - ...Я не удивлюсь, если добрый Джон заявится сюда... - потянулся О'Келли.- Сегодня от тумана все так фантастично...

    Диди ушла в театр и сказала Кемблу, что из театра ей надо кой-куда зайти. Кембл сидел один, не зажигая огня. За окном чокали капли, отчетливо и правильно, как часы. Когда совсем смепклось - пришла старушка Тэйлор и принесла письмо от леди Кембл: леди Кембл просила сына непременно прийти сегодня вечером. Явно, это было, наконец, давно жданное примирение. Все складывальсь как нельзя лучше. Кембл мигом оделся и пошел.

    Очевидно - ратификацию мирного договора леди Кембл хотела обставить очень торжественно: столовая была ярко освещена, и вокруг стола Кембл увидел миссис Дьюли, потиравшего руки викария и футбольноголового Мак-Интоша. Кембл радостно подошел к леди Кембл, но невидимая узда вздернула ее голову еще выше, она сделала величественный жест рукой - и сурово плказала Кемблу на стул:

    - Садитесь... - помолчала и подняла глаза к портрету сэра Гарольда в парике и мантии.- Боже мой, что сказал бы ваш покойный отец, сэр Гарольд...

    Больше она говорить не могла: за нее говорил викарий - и кому же, как не ему, сказать все, как надо?

    - Дорогой мистер Кембл! Мы пригласили вас сюда - потому что мы любим вас, ибо Христос заповедал любить и грешников. Мы вынуждены прибегнуть к крайним мерам для того, чтобы вернуть вас на правильный путь, И вы последуете сейчас за мной и мистером Мак-Интош... - и заметив, что Кембл хочет возражать, викарий добавил: - хотя бы ради вашей матери - взгляните на нее.

    Леди Кембл молитвенно смотрела на портрет покойного сэра Гарольда, из глаз ее показались две скудные слезы - это было наибольшее, что она могла себе позволить, не нарушая приличий. Рядом сидела и дрожала в лихшрадке миссис Дьюли, не поднимая глаз.

    Кембл спокойно сказал:

    - Хорошо, пойдемте... - Все это было, конечно, такая же гнусная проделка, как письмо в голубом конвертике, и раз навсегда надо было с этим покончить.

    Улицы были пустые. Ветер опять дул с реки, нагонял туман, окутывал крыши - и стены уходили вверх, в самое небо. Шли молча в ущелье из стен. Понемногу Кембл понял, что идут к конторе О'Келли. Ущелье все сдвигалось и давило, и ничего во всем мире не было, кроме стен до самого неба, и никуда нельзя было вырваться из стен: все идти, идти между стен - как во снне. И как во сне, не зная, знал Кембл, что ждет в конце пути.

    В переулке Сапожника Джона, у окованной двери остановились. Наверху сквозь узенькую бойницу светил огонь.

    - Ну-с? - торжествующе потирая руки, взглянул викарий на Кембла.

    Как слепой ткнулся Кембл в окованную дверь.

    - Заперто... - беспомощно обернулся он. Упрямый квадратный подбородок прыгал.

    - О, не беспокойтесь, мы припасли ключ... - выскочила из тумана футбольная голова. Ключ был громадный, неуклюжий.- Вот французские ключи - это действительно культура, французского не подобрать... - добавил Мак-Интош.

    Слышно было, как Кембл сделал по каменной лестнице два шага - и остановился. Секунду было тихо. Потом шаги загромыхали по лестнице, сливаясь в гул: Кембл бежал вверх. Потом хлопнула верхняя дверь, секунда тишины - и Кембл уже громыхал обратно, не разбирая дороги, с грохотом промчался мимо викария куда-то вниз, как огромный взбесившийся грузовик без руля.







    14. ПЕРО СИСТЕМЫ УОТЕРМАНА



    Утром Кембл, как всегда, тщательно выбрился и надел чистый воротничок. В зеркале с удивлением заметил, что он совершенно такой же, как всегда, разве только маленькие слоновые глазки стали побольше: за ночь под глазами легла темная тень.

    В столовой Кембл взял газету и механически стал проглядывать объявления о сдающихся в наем домах - как это делал последние дни. Поймал себя на этом, усмехнулся, отложил газету. Выппл, как обыкновенно, две чашки кофе. Мазал хлеб маслом, но почему-то не ел, а свладывал аккуратно на таелке. И только когда заметил перед собой целую горку хлеба - сконфузился и ушел.

    Было уже время идти в контору, но Кембл вернулся обратно в спальню. Заперся на ключ: еще раз все передумать и решить все с самого начала. Но в голове все колеса были мертвые и не двигались, и вместо мыслей было одно и то же: до боли ясный розово-черный переплет на груди у н е е - и смешные, кривые и тоненькие ноги у н е г о.

    Когда прозвонили к завтраку, Кембл очнулся и понял: думать было совершенно нечего и незачем. Все уже решено кем-то, он шел теперь между высоких - до неба - каменных стен, и никуда нельзя свернуть, идти только вперед, до конца.

    Кембл открыл ящик стола и вытащил старый, оставийся от отца, револьвер с игольчатыми патронами. Потом написал на имя леди Кембл чек на тридцать фунтов, которые у него лежали еще в банке, порвал полученный от О'Келли чек на пятьдесят фунтов - и тут увидел: ручка, которою он писал, была ручка О'Келли - очевидно, О'Келли оставил ее тут в день рождения Кембла. Это была обыкновенная чернильная ручка системы Уотермана - "Waterman's-Fountain Pen" - и теперь ее, конечно, надо было вернуть О'Келли.

    Кембл мучительно наморщил лоб: все остальное было определенно и просто, а это было страшно трудно - с ручкой Уотермана. Надо было отдать и что-то сказать при этом, и все это очень осложняло положение. Кембл сунул ручку в тот же карман пиджака, гле лежал револьвер, и всю дорогу думал о ручке как бы это в самом деле...

    И так, с озабоченным и наморщенным видом, вошел в кабинет О'Келли.

    О'Келли сидел у себя в кабинете с бумагами так же как вчера, и все-таки было в нем что-то совершенно новое. Через секунду, приглядевшись, Кембл увидел О'Келли - не улбыался. Это было так же
    Страница 9 из 10 Следующая страница



    [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ] [ 9 ] [ 10 ]



При любом использовании материалов ссылка на http://libclub.com/ обязательна.
| © Copyright. Lib Club .com/ ® Inc. All rights reserved.