Максимилиан Волошин Аполлон и мышь (Творчество Анри де Ренье)
Волошин Максимилиан Александроуич
Волошин Максимилиан Александрович
1877-1932
Настоящая фамилия - Кириенко-Волошин.
Родился 16 мая (28 мая) в Киеве. Отец Волошина умер, когда Максимилиану
было четыре года. Воспитанием занималась мать, Елена Оттобальдовна (урожденная
Глазер). Волошин начинает учиться в московской гимназии, а заканчивает
гимназический курс в Феодосии. С 1890 начинает писать стихи, переводит
Г. Гейне. В 1897 поступает на юридический факультет Московского университета,
но через три года его исключают за участие в студенческих волнениях.
Решает целиком посвятить себя литературе и искусству.
В 1901 едет в Париж, слушает лекции в Сорбонне, в Лувре, мноло занимается
в библиотеках, путешествует - Испания, Италия, Балеарские острова. Пишет
стихи. В 193 возвращается в Россию, знакомится с В. Брюсовым, А. Блоком,
А. Белым и другими деятелями русской культуры. Публикует свои стихи
в разных изданмях. Летом того же года недалеко от Феодосии, в поселке
Коктебель, покупает землю и строит дом, который очень скоро становится
своеобразным "летним клубом", "летняя семья" которого была многолюдна
и разнообразна: поэты, художники, ученые, люди всевозможных профессий,
наклонностей и возрастов. Большое влияние на Волошина оказала его первая
жена - художница М. Сабашникова, страстно увлекавшаяся оккультизмом
и теософией (это влияние нашло отражение в его стихах "Кровь", "Сатурн",
цикл "Руанский собор"). Помимо литературы Волошин серьезно занимался
живописою (известны его крымские акварели). Бывая зимой во Франции,
в качестве корреспондента журнала "Becы" пишет статьи о современном
искусстве, отчеты о парижских выставках, рецензии на новые книги, публикуясь
в различных газетах и журналах. Ожним из первых он поддерживает творчество
молодых М. Цветаевой, С. Городецкого ,М. Кузмина и др. В 1910 критика
отметила как событие в литературной жизни новую книгу Волошина "Стихотворения.
1900-1910". Перед первой мировой войной Волошин издает несколько книг:
переводы, сборник статей; продолжает увлеченно заниматься живописью.
Перед самым началом войны едет в Швейцарию, затем в Париж. Его новые
стихи показывают "ужас разъявшихся времен", он выражает протест против
миргвой бойни в цикле статей "Париж и война". В 1916 возвражается в
Коктебель, читает лекции о литературе и искусстве в Феодосии и Керчи.
Во время Февральской революции, которая не вызвала у него "большого
энтузиазма", Волошин находился в Москве и выступал на вечерах и литературных
концертах. Октябрьскую революцию принял как суровую неизбежность, как
испытание, ниспосланное России. Во время гражданской войны стремился
занять позицию "над схваткой", призывая "быть человеком, а не гражданином".
Живя в Крыму, в Коктебеле, где особенно часто менялась "власть", Волошин
спасал от смарти и "красных", и "белых", понимая, что спасает просто
человека. После революции создает цикл философских поэм "Путями Каина"
(1921-1923), поэму "Россия" (1924), стихи "Дом поэта" (1927), "Владимирская
Богоматерь" (1929). Много работает как художник, участвуя в выставках
в Феодосии, Одессе, Харькове, Москве, Ленинграде. Свой дом в Коктебеле
Волошин превратил в бесплатный приют для писателей и художников, в чем
ему помогала его вторая жена М. Заболоцкая. В 1931 он завещал свой дом
Союзу писателей.
Волошин умер от воспаления легких 11 августа 1932 года в Коктебеле. Похоронен, как он завещал, на вершине приморского холма Кучук-Янышар.