Лидия ЧАРСКАЯ РАДИ СЕМЬИ
ЛИДИЯ ЧАРСКАЯ ГЕНЕРАЛЬСКАЯ ДОЧКА
ЛИДИЯ ЧАРСКАЯ ПРИЮТКИ
Л. А. Чарская За что? Моя повесть о самой себе.
ЛИДИЯ ЧАРСКАЯ ЗАПИСКИ СИРОТКИ
Л. А. Чарская СЧАСТЛИВЧИК
Л.А.Чарская ЩЕЛЧОК
Чарская Лидия Алексеевна Грозная дружина
Лидия Чарская СИБИРОЧКА
Лидия Алексеевна Чарская Люда Влассовская
Лидия Чарская ЗАПИСКИ МАЛЕНЬКОЙ ГИМНАЗИСТКИ
Лидия Алексеевна Чарская Записки институтки
Лидия Алексеевна Чарская Вторая Нина
Лидия Алексеевна Чарская Княжна Джаваха
Лидия Алексеевна Чарская - Лесовичка
Лидия Алексеевна Чарская Волшебная сказка
Чарская Лидия Алексеевна
Чарская Лидия Алексеевна
1875-1937
Псевдоним; настоящая фамилия - Чурилова, урожденная Воронова. Родилась в 1875 году в Царском селе. Семь лет (1886-1893) училась в Павловском женском институте в Петербурге; впечатления институтской жизни стали материалом для ее будущих книг.
Вышла замуж за офицера Б. Чурилова, но вскоре разошлась с ним и решила стать актрисой. После окончания театральных курсов поступила в петербургский Александринский театр; играла там второстепенные роли до 1924 года. Своим сценическим псевдонимом "Чарская" она подписывала и литературные произведения, которые начала писать в 1900-х годах. В 1901 году журнал "Задушевное слово" напечатал первую ее повесть "Записки институтки", принесшую ей необычайный успех. С тех пор повести Чарской появлялись в этом журнале ежегодно. Последовали переводы на европейские языки. Была учреждена стипендия для гимназисток имени Лидии Чарской. Юная писательница стала кумиром детей и юношества в дореволюционной России. Любимыми темами писательницы были приключения брошенных или похищенных детей ("Сибирочка", "Лесовича", "Щелчок") и жизнь воспитанниц закрытых институтов ("Записки институтки", "Княжна Джаваха", "Белые пелеринки" и др.). Эти и другие книги были очень увлекательным чтением, хотя имели ряд существенных недостатков (однообразие сюжетов, языковые штампы, чрезмерная сентиментальность). В повестях Чарской всегда счастливый конец, их герои очень добры, честны, отзывчивы, много плачут, произносят громкие слова, пылко проявляют свои чувства. С резкой критикой творчества Л.Чарской выстыпил в 1912 году К.Чуковский, осудивший экзальтированность ее героев и истертые слова и образы.Революция 1917 года и Гражданская война, кроме всех известных последствий, поставила крест на детской литературе как словесности особой бережности, чувствительности и нежности. Последняя публикация Чарской, повесть «Мотылек», так и осталась неоконченной, журнал «Задушевное слово закрылся в 1918 году. После революции книги Чарской (в числе множества других, по специальной инструкции Наркомпроса) бцли изъяты из общественных библиотек как вредные для советских детей; в школах даже устраивались показаткльные "суды" над писательницей. Несколько поколений детей не читали ее книг; в 1990-е годы произведения Чарской стали переиздаваться в России. Теперь они интересны и с исторической точки зрения. Помимо детских книг, Л.Чарская является автором исторических повестей "Смелая жизнь" (1905) - о "кавалерист-девице" Дуровой - и "Газават" (1906), а также "взрослых" книг "Ее величество любовь" и "Профанация стыда".
Лидия Чарская умерла 18 марта 1937 года в Ленинграде, последние годы жизни испытывая лишения и голод.