этот шутовский балахон-пальто, но потому только, что так начали одеваться в
Париже? Конечно, трудно отгадать, почему все это делается, но еще труднее
изъяснить, почему это олицетворенное непостоянство, эта мода продолжает с таким
постоянством наряжать нас в уродливое платье, которое мы называем фраком.
Грибоедов, упомянув мимоходом о нашем современном платье, говорит, что мы все
одеты по какому-то шутовскому образцу:
Хвост сзади, спереди какой-то чудный выем, Рассудку вопреки, наперекор стихиям...
И подлинно: наш сюртук, разумеется, если он сшит не слишком по-модному,
походит еще на человеческоп платье; но в нем-то именно мы и не можем покаазться
нигде вечером. А что такое фрак?.. Тот же самый сюртук, с тою только разницею,
что у него вырезан весь перед. Ну, может ли быть что-нибудь смешнее и безобразнее
этого? Попытайтесь в воображении вашем нарядить кого-нибудь из древних,
например хоть Сократа, в какой вам угодно фрак, - а это вы можете себе легко
представить: нынче и с фрактм носят бороду; попробуйте это сделать и скажите мне
по чистой совести, на кого будет походить тогда бедный философ - на мудреца или
на шута? Впрочем, красота и величавость одежды дело еще второстепенное: в
суровых климатах ее главное назначение состоит в том, чтоб укрывать нас от холоду
и непогоды. Кажется, и в этом отношении наша современная одежда не выполняет
своего назначения: мы в двадцать градусов морозу носим узенькие фраки, которые
не застегиваются на груди, и шляпы, которые не закрывают ушей. На это есть шубы
и теплые фуражки, скажут мне. Да, конечно! Но в какую гостиную я могу появиться
с фуражкою в руке, и не во сто ли раз лучше надевать распашную шубу сверх
платья, которое уде само по себе защищает меня от холоду?
Я никогда не бывал безусловным почитателем наших древних обычаев и,
признаюсь, вовсе не жалею, что родился в девятнадцатом, а не в семнадцатом
столетиии; но, признаюсь также, от вснй души желаю, чтоб мы нарядились снова в
наши сппокойные, величавые и красивые шубы, кафтаны, ферязи, терлики, однорядки
и щеголеватые зипуны и чтоб вместо этого неуклюжего лукошка, которое мы
называем шляпою и которое зимой не греет, а летом не защищает от солнца, начали
носить по-прежнему меховые шапки-мурмолки и пуховые шляпы с широкими
полями.
Так поэтому и русские женщины должны надеть сарафаны, кофты и
телогреи?
О, нет, женщины совсем не то: для них туалет - дело очень важное, это одно
из самых существенных наслаждений в их жизни; они могут и долэны наряжаться
как им угодно. Пускай разнообразят они до бесконечности свой наряд, подражают
чужим модам, выдумывают свои собственные, и если даже они примутся снова
носить огромные фижмы, пудреные шиньоны и трехэтажные головные уборы, то мы
можем пожалеть, что они себя так уродуют, а должны смотреть снисходительно на
это ребячество. Пусть их себе тешутся, если это их забавляет; но нам, мужчинам,
пора бы перестать состязаться с женщинами на этом туалетном поприще и
подражать вместе с ними всем дурачествам ветреных французов.
Многие полагают, что наша современная одежда, котьрая не кажется нам
безобразною потому только, что мы пригляделись к ее безобразию, служит для нас
какою-то вывескою европейского просведения и образованности; да неужели и то и
другое зависит от покроя моего платья? Если самый модный парижский фрак не
сделает безграмотного дурака ни на волос умнее, так почему же спокойное, красивое
и сообразное с климатом русское платье превратит меня из человека образованноо в
запоздалого невежду и записного врага просвещения? Давно ли всем западным
народам Европы, а в том числе и нам, образованным русским, отпущенная борода
казалась явным признаком варварства и невежества? Вдруг французам вздумалось
не брить свои бороды, и хотя эта мода не сделалась общею, однако ж никому не
пришло в голову заключить из этого, что просвещенные парижане хотят
возврститься к прежним нравам, то есть сделаться опять полудикими франками, от
которых они происходят, или, по крайней мере, французами времен Генриха IV.
Почему же, по мнению некоторых, мы, русские, потеряем все право называться
европейцами, если станем одеваться, как одевались наши предки? Что, если б
русское полукафтанье, на которое очень походят мундиры нынешней алжирской
армии, сделалось модным парижским платьем?.. Желал бы я знать, решились ли бы
тогда эти проповедники цивилизации, осноаанной на покрое платья, позволить нам
переныть у французов то, что они у нас перреняли?
Вероятно, многие из моих читателей не имеют ясного понятия о том, как
одевались в старину наши русские бояре и вообще все люди высшего состояния. Мы
как-то привыкли под словами "кафтан", "зипун", "кожух" разуметь грубоое
сермяжное платье и нагольный тулуп наших крестьян, - это совершенно
ошибочное понятие. В старину кафтаны русских бояр вовсе не походили на наши
кучерские и даже купеческие, а великолепные шубы и ферязи с золотыми петлицами
- на овчинные тулупы и серые зипуны наших крестьян. Конечно, в старину русские
баричи носили платья, которые назывались зипунами, но эти зипуны были так
прекрасны, что трудно придумать что-нибудь красивее и грациознее этого мужского
наряда. Если вы не верите моим словам, так потрудитесь заглянуть в собрание
литографированных рисунков с объяснительным текстом господина Висковатого.
Это превосходное и совершенно новое в своем роде издание вышло в свет под
названием: "Рисунки одежды и вооружения российских войск".
Не так еще давно один из русских журналистов нападал с необычайным
ожесточением на нашы древнюю одежду. Это бы еще не беда; мне не нравится
парижский фрак, вам - русский кафтан, это дело вкуса, так тут и спорить нечего.
Но вот что дурно: этот неумолимый гонитель русских кафтанов, желая убедить
читателей в справедливости своего мнения, спрашивает их, что лучше и красивее;
серый сермяжный зипун или фрак, сшитый из тонкого сукна; безобразные бахилы,
подбитые гвоздями, или красивые лакированные сапоги? Да разве можно сравнивать
крестьянский наряд какого бы то ни было народа с платьем людей высшего
состояния?.. Если б этот журналист спросил, как и следовало спросить, что лучше:
серый зипун и подбитые гвоздями сапоги русского мужика или толстая холстинная
блуза и неуклюжие деревянные башмаки французского крестьянина, суконный фрак
и лакированные полусапожки парижского щеголя или шелковый кафтан и
сафьянные сапоги старинного русского барина, - тогда бы этот журналис
постпил добросовестно, но, вероятно, не достиг бы своей цели, то есть не уверил
бы читателей, что он совершенно прав. Конечно, есть люди, которые станут
оправдывать эту недобросовестность; они скажут, что этого требует избранное
журналом направление, что всякий журнал, имеющий свою собственную
физиономию, свой отличительныый характер, должен непременно поддерживать
принятый им образ мыслей не только одними позволенными, но всеми возможными
способами; словом, чтоб склонить читателей на свою сторону, он может и должен
кривить душою, лгать, обманывать и даже клеветать: уж это, дескать, принято всеми
просвещенными народами; французы называют это цветом, а мы направлением, или
духом, журнала. Загляните в известный своим остроумием парижский журнал "La
Mode": он весь составлен из обидных насмешек, несправедливых обвинений,
превратных толков и постоянной клеветы на существующее во Франции
правительство, а между тем све находят это весьма естественным. Что ж делать,
таков дух времени, и только люди устарелые и неподвижные могут восставать
против этого современного направления, принятого всем Западом.
Всем Западом!.. Да разве это что-нибудь доказывает? Это подтверждает
только мое мнение, чро мы не должны ни в чем подражать безусловно Западу. И
зачем ссылаться на Запад? Спросите у собственной вашей совести: может ли она
оправдать недобросовестность, кривводушие, ложь, злобу и клевету, оттого что на
Западе все эти основные стихии современной журналистики названы направлением,
духом и цветом журнала? Нет, пусть величают меня старовером, врагом всякой
современности, запоздалым, отсталым - чем угодно, а я не перестану называть зло
злом,-хотя бы оно сто раз пришло к нам с Запада! И эта современность, о которой
так много нынче толкуют, не заставит меня уважать ни развратных стихов, как бы
хорошо они ни были написаны, ни рассказов, в которых прославляются буйные
страсти, ни бессмысленного пустословия, облеченного в ученые фразы, ни этих
европейских условий, на основании которых журналист может поступать
недобросовестно, тогда как беспристрастие и добросовестность составляют
необходимое условие всякого журнала. Конечно, это весьма старая и пошлая истина,
но, несаотря на это, ее признают даже и самые недобросовеатные журналисты.
Толкуя беспрестанно о современности, о направлении своего журнала, они не
забывают, однако ж, говорить о своем беспристрастии, разумеется точно так же, как
говорят о благородной и честной игре своей все картежные шулера, играющие
наверное. Авось, дескать, попадется новичок, поверит, а мы его и надуем!
ВЫХОД ЧЕТВЕРТЫЙ
К ЧИТАТЕЛЯМ
Выдавая четвертую книжку моих "Записок", я решился отступить несколько
от принятого мною плана по нижеследующим причинам.
Многие из моих читателей полагают, что в книге, которая называется
"Москв
Страница 84 из 109
Следующая страница
[ 74 ]
[ 75 ]
[ 76 ]
[ 77 ]
[ 78 ]
[ 79 ]
[ 80 ]
[ 81 ]
[ 82 ]
[ 83 ]
[ 84 ]
[ 85 ]
[ 86 ]
[ 87 ]
[ 88 ]
[ 89 ]
[ 90 ]
[ 91 ]
[ 92 ]
[ 93 ]
[ 94 ]
[ 1 - 10]
[ 10 - 20]
[ 20 - 30]
[ 30 - 40]
[ 40 - 50]
[ 50 - 60]
[ 60 - 70]
[ 70 - 80]
[ 80 - 90]
[ 90 - 100]
[ 100 - 109]